МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ по учебной дисциплине материаловедение


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУЛЕБАКСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯОП. 02  Основы материаловедения
по профессии 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ»
2013г.
1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
2.Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч
Критерии оценки:
соответствие терминов теме;
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
3. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 7). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
4.Рекомендации по созданию презентацииОбщие требования к презентации: 
Презентация не должна быть меньше 20 слайдов. 
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; где работает автор проекта и его должность. 
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание. 
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. 
В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР «Использование Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов. Вновь же пришедшие ЦОРы, в основном, сложны в управлении, требуют от учителя-предметника дополнительных серьёзных знаний в области информатики и ИКТ); последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы. 
Практические рекомендации по созданию презентацийСоздание презентации состоит из трех этапов:I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1.     Определение целей.
2.     Сбор информации об аудитории.
3.     Определение основной идеи презентации.
4.     Подбор дополнительной информации.
5.     Планирование выступления.
6.     Создание структуры презентации.
7.     Проверка логики подачи материала.
8.     Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.Требования к оформлению презентацийВ оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.Оформление слайдов:
Стиль Соблюдайте единый стиль оформленияИзбегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон Для фона предпочтительны холодные тона 
Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.Для фона и текста используйте контрастные цвета.Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).Таблица сочетаемости цветов в приложении.
Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации Используйте короткие слова и предложения.Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации.Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты Для заголовков – не менее 24.Для информации не менее 18.Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации Следует использовать:рамки; границы, заливку;штриховку, стрелки;рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
Критерии оценивания презентацииКритерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.
Название критерия Оцениваемые параметры
Тема презентации Соответствие темы программе учебного предмета, раздела 
Дидактические и методические цели и задачи презентации Соответствие целей поставленной теме Достижение поставленных целей и задач 
Выделение основных идей презентации   Соответствие целям и задачамСодержание умозаключенийВызывают ли интерес у аудиторииКоличество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)
Содержание Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях  Все заключения подтверждены достоверными источникамиЯзык изложения материала понятен аудиторииАктуальность, точность и полезность содержания
Подбор информации для создания проекта – презентации   Графические иллюстрации для презентацииСтатистикаДиаграммы и графики Экспертные оценки Ресурсы ИнтернетПримеры Сравнения Цитаты и т.д. 
Подача материала проекта – презентации  ХронологияПриоритет Тематическая последовательность Структура по принципу «проблема-решение» 
Логика и переходы во время проекта – презентации  От вступления к основной части От одной основной идеи (части) к другой От одного слайда к другому Гиперссылки 
Заключение   Яркое высказывание - переход к заключению Повторение основных целей и задач выступления ВыводыПодведение итогов Короткое и запоминающееся высказывание в конце 
Дизайн презентации  Шрифт (читаемость)Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)Элементы анимацииТехническая часть ГрамматикаПодходящий словарьНаличие ошибок правописания и опечаток
 Критерии оценивания презентаций (баллы)
Параметры оценивания презентации  Выставляемый балл (от 1 до 3) 
Связь презентации с программой и учебным планом   
Содержание презентации.   
Заключение презентации Подача материала проекта – презентации  Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)  
Наличие импортированных объектов из существующих цифровых образовательных ресурсов и приложений Microsoft Office   
Графический дизайн  Техническая часть Эффективность применения презентации в учебном процессе  
Итоговое количество баллов: От 18 до 27 баллов – оценка «отлично» От 9 до 17 баллов – оценка «хорошо»До 8 баллов – оценка «удовлетворительно»
 
 Темы презентаций.
«Современные строительные материалы»,
«Ручной и механизированный инструмент для облицовочных работ»,
«Новые технологии в строительстве»