Разработка открытого воспитательского часа на тему: Сервировка стола к завтраку
Открытый воспитательский час на тему:
«Сервировка стола к завтраку и поведение за столом»
Цель: познакомить учащихся с правилами сервировки стола и закрепить знания о поведении за столом.
Задачи:
Дать понятие о сервировке стола, научить сворачивать салфетки и сервировать стол, повторить правила поведения за столом.
Развивать мелкую моторику, эстетический вкус, умение правильно сервировать стол.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, культуру при сервировке стола.
Оборудование: стол, стулья, посуда, салфетки, таблица «Сервировка стола», цветы, технологическая карта «Оформление салфетки».
Методы: Объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация), практическая работа.
Ход занятия
Психолого-педагогический настрой. Игра «Приветствие»
Инструкция:
Рукопожатие “Импульс”
“Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас каждому из вас передам свое рукопожатие, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне”. Ускоряя темп. Повторяем 3 раза. Молодцы!
По имени. А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Соседа справа мы назовем по имени и, скажем “Здравствуй, Ляззат” с улыбкой, по кругу. Это слово «Здравствуйте» очень тесно связано со словом «Здоровье».
- Почему мы именно слово «Здравствуйте!» говорим при встрече? Что мы хотим пожелать? - Мы хотим желать человеку быть здоровым, сильным, крепким.
А теперь следующим способом “Привет”.
Ребята, а еще какие способы приветствия вы знаете? Дети называют и вместе с воспитателем выполняют приветствие (например, обнять при встрече, кивок, жест).
II. Основная часть.
1. Вступительная беседа:
- Ребята, скажите мне, а как мы встречаем гостей? В доме должно быть чисто и красиво.
- Хозяева встречают гостей в нарядной и опрятной одежде.
- У двери гостей встречает хозяин праздника.
-Что мы делаем, когда приходят гости? – Приглашаем за стол.
- А как сделать чаепитие приятным за столом? –
- Мы должны правильно накрыть стол. Иначе это называется «Сервировка стола».
- Кто-нибудь слышал об этом? –
сервировка- расстановка на стол посуды и приборов для еды
2. Сервировка стола
Существуют правила сервировки стола. И прежде чем мы начнем изучать, нужно вымыть руки. Зачем?
Дети: Чтобы микробы не попали на стол, на приборы на пищу.
Что нам для этого нужно знать?
У стола ставим стулья по количеству человек.
Стол застилаем скатертью (25см от края стола).
Начинаем сервировать стол.
Тарелки ставим недалеко от края стола для каждого.
Вилки располагаем слева, а нож справа.
Чайную ложку впереди тарелки.
Стакан для чая ставим справа, рядом с чайной ложкой.
Большую матерчатую салфетку кладем слева от тарелки. (Работа по оформлению салфеток).
Салфетки бумажные для рук ставим в центре стола. (Работа по оформлению салфеток). Физминутка « У жирафа пятна, пятнышки везде»
3 способа сворачивания салфетки:
1) Пирамида
Левый угол совмещаем с правым, складывая салфетку пополам.
Верхний угол совмещаем с нижним правым углом, складывая ещё раз.
2) Веер
1.Складываем салфетку « гармошкой»
2.Ставим в бокал и расправляем веер.
3) Свеча.
Салфетку складываем по диагонали
Основание отгибаем вверх примерно на 2-3 см. и переворачиваем назад.
Начинаем скатывать салфетку в трубочку.
Оставшийся край закладываем в нижний отогнутый край салфетки
И, наконец, для красоты сервировки используем цветы (желательно живые). Цветы не должны быть высокими, чтобы не закрывали сидящего напротив.
Динамическая пауза. Ребята, давайте все ещё встанем вкруг, у меня в руках шарик, этот шарик поможет сказать друг другу добрые слова и пожелания. (Передаю шарик по кругу, дети высказывают слова пожелания. (Доброе утро, добрый день, удачи, везения, благодарю)
Ребята, все вежливые слова хороши, когда человек искренне, от души желает человеку добра, здоровья.Можно ли произносить эти слов сердито, нахмурившись? Нет конечно же. Но чтобы они оставались волшебными, запомните правило: Слова не должны расходиться с делом.
3. Практическая работа: дети поочередно сервируют стол к завтраку.
Правила положения столовых приборов (метод беседы за столом):
Вилку надо ставить зубчиками вверх.
Нож – лезвием к тарелке.
Ложка – выпуклой стороной вниз.
Правила поведения за столом:
За столом сидят прямо, немного наклоняясь вперед во время еды.
Большую салфетку кладем на колени. Для чего?- Можно ли вытереть нос этой салфеткой? – Нет.
Не ставь локти на стол.
Не разговаривай с полным ртом.
Не дуй на еду.
Не чавкай.
Не облизывай пальцы.
То, что можно есть без ножа, едят вилкой, находящейся в правой руке.
Печенье, конфеты берут с тарелки или вазочки рукой.
Нож держат правой рукой, а вилку левой.
- «Когда я ем, я глух и нем». Что это значит? - отвечают.
Правильно, человек кушая и разговаривая во время еды, может подавиться. – Можно ли раскачиваться на стуле во время ужина? – Нет.
Если раскачиваться на стуле, размахивая вилкой и ножом, к чему это может привести?
Итог.
В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?
Д: Накрывали.
В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть.
Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).
В.Для чего нужны салфетки?
Д.Салфетки служат для того, чтобы после еды вытирать рот и руки.
15