Технологическая карта урока литературного чтения Знакомство со звуками б-бь, буквами Б,б
Предмет: литературное чтение (1 класс, обучение чтению)
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема урока: Знакомство со звуками [ б ] и [ б, ], буквой «Б, б».
Цели деятельности учителя: организовать работу по ознакомлению с буквой Б,б; научить давать характеристику звукам [ б ] и [ б, ], выполнять анализ слов «бант», «бинт»; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию монологической речи, фонетического слуха.
Планируемые результаты:
Предметные: знают букву Б,б; умеют выполнять звуковой анализ слов, читать слова, предложения с изученными буквами.
Метапредметные УУД:
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
логические – расшифровка «зашифрованных» слов; осуществление сравнения слов по заданному критерию.
Коммуникативные: умение формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и оценивают свою работу и работу одноклассников, строят взаимоотношения со сверстниками.Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: у учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, план работы над буквой, карточки со схемами слов «бант», «бинт», карточка с изображением буквы Б, б; демонстрационные фишки; у учащихся: Букварь ч.1, тетрадь «Учусь читать и писать», индивидуальные фишки, сигнальная карточка.
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность ученика УУД
1.Мотивация деятельности - Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь к ним и поприветствуйте.
Слайд 2 Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И урок наш начинаем.
- Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто и что будет вашими помощниками? (учитель, учебник).
- Также вашими помощниками будут внимание, находчивость, смекалка и, конечно, знания. Проговаривают четверостишие хором.
Слушают вопросы учителя, отвечают на них.
Мотивационная готовность к учебной деятельности.
Формулируют ответ.
2.Актуализация опорных знаний
и постановка учебной задачи. Слайд3
-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках?
(Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными;
гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;мягкие согласные могут быть звонкими и глухими.)
-Как вы думаете, мы все звуки изучили? Докажите,что есть еще другие звуки.
(дети приводят примеры некоторых звуков)
Слайд 4
- Какую учебную задачу поставим на уроке?
(познакомиться с новыми звуками и новой буквой)
- Какую учебную цель поставим на уроке?
(научиться читать слоги, слова с новой буквой)
- А для чего вам нужно изучать новые звуки? (чтобы научиться хорошо читать)
Составление плана работы над буквой (демонстрируется на доске)
1. Какие звуки обозначает?
2. Название буквы.
3.Как пишется печатная буква?
4.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит? Принимают учебную задачу.
Дети повторяют изученное о гласных и согласных звуках по схеме.
Формулируют учебную задачу и цель урока.
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
3. Открытие нового знания, формулировка темы урока. Слайд 5
– Назовите предметы, изображённые в 1 группе (кошка, коза, бант)
– Назовите предметы, изображённые во 2 группе (машина, малина, бинт)
– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку.
(Бант, так как в нём 1 слог, а в остальных по 2 слога).
(Бант, так начинается со звука [ б ], а остальные слова со звука [ к ],оканчивается на согласный звук, а другие на гласный[ а).)
– Какое слово можно исключить из второй группы?
(Бинт, так как в нём 1 слог, а в остальных словах по 3 слога).
(Бинт, так начинается со звука [ б, ], а остальные слова со звука [ м ], оканчивается на согласный звук, а другие на гласный [ а]).
- Посмотрите на схемы слов (выставить на доске).
- Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Слово бинт начинается со звука [б,], а слово бант – со звука [б]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает).Сравнивают,
классифицируют.
Интонационно выделяют звуки в слове. Формулируют тему урока.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов,
доказательство.
а) Звукобуквенный анализ слов бант и бинт (работа в парах).
- Посмотрите в учебник (стр.109) -Какую работу нам надо выполнить?
(звукобуквенный анализ слов)
- Будем работать в паре. Составьте схемы слов бант и бинт.
Проверка: у доски выложить схемы (2 ученика). Оцените свою работу сигнальной карточкой «верно, неверно».
- Какие же первые звуки в этих словах? ( [б], [б']).
Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий
[б']- согласный, мягкий, звонкий
- Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас придумайте слова, чтобы в них тоже встречались наши новые звуки (бабушка, булочка, бидон, билет, ботинки…)
Фишками на парте в паре составляют схемы.
Проверяют и оценивают работу.
Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ б ] и [ б,].
Умение использовать знаково- символические средства.
Моделирование.
Умение контролировать действия партнера.
Умение
контролировать и оценивать свои
действия.
б) Знакомство с буквой Б, б.
- Давайте вспомним, какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?
- Что будем делать дальше? (познакомимся с буквой)
– Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [б], [б']? Показ карточки.
– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?
(Варианты ответов учащихся)
– Давайте пофантазируем, на что похожа букваБ?
- А теперь послушаем ребят, что они знают о букве Б.
Слайд 7.
1. Буква "Б" проснется рано, Буква "Б" - бочка с краном. Умывайся! Будь здоров! Богатырь Борис Бобров.
2. В Барабан бьёт Борька, - Утренняя зорька! Буква "Б" - согласная, Буква первоклассная!
3. Где найти мне букву Б? Может быть она - в трубе? Ну, а может на работе И появится к субботе? Или прячется в избе? Или едет на арбе? Кто, ребята, мне подскажет, Где найти мне букву Б?
- Ребята, кто запомнил слова, в которых есть наша новая знакомая?
– Давайте поселим эту букву на ленту букв. Где она будет жить? На верхнем или нижнем этаже? Почему?
(обозначает звонкие звуки) Знакомятся с новой буквой.
Узнают букву среди других букв.
Перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:Бб.
4. Физминутка. «Звероаэробика»
1. Уселась кошка на окошко
И стала лапкой ушки мыть.
Понаблюдав за ней немножко
Ее движение можем повторить.
Вместе: 1-2-3, ну-ка, повтори!
3-4-5 повтори опять!(показывают как кошка моет ушки)
Очень хорошо.
2. Змея ползет лесной тропою,
Как лента по земле скользит.
И мы движение такое
Руками можем все изобразить.
Вместе: 1-2-3, ну-ка, повтори!
3-4-5 повтори опять!(показывают руками «змейку»)
Очень хорошо.
3. Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Нетрудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.
Вместе: 1-2-3, ну-ка, повтори!(стоят попеременно на одной ноге)
3-4-5 повтори опять!
Очень хорошо.
4. Мартышка к нам спустилась с ветки.
Мартышек нужно уважать.
Ведь обезьяны – наши предки,
А старшим надо подражать.
Вместе: 1-2-3, ну-ка, повтори!
3-4-5 повтори опять!(делают «замочек» руками за спиной, над головой потягиваются)
Очень хорошо.
Вместе: Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но, человек, ты – друг природы
И должен знать повадки всех зверей.
1-2-3, ну-ка, повтори!
3-4-5 повтори опять!(повторяют все движения по очереди).
Очень хорошо. Проводят 4 ученика. Снятие утомляемости.
5. Первичное закрепление. -Что мы уже узнали о новой букве? Так что будем делать дальше?
(учиться читать)
Работа по учебнику (Букварь, часть 1, стр.109-112).
а) чтение слогов
жужжащее чтение
выборочное чтение:
чтение слогов, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б]
чтение слогов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’]
б) чтение слов
жужжащее чтение;
выборочное чтение:
чтение слов, в которых один слог;
чтение слов, в которых два слога;
чтение слов, в которых три слога;
- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.
Читают слова. Выбирают слова по заданному критерию.
Структурирование знаний.
Гимнастика для глаз Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.
Профилактика близорукости.
5. Первичное закрепление. в) сравнение звуков в словах брюки-барабан – береза; барабан – берёза
г) чтение ребусов набор – барон, кабан – банан
Словарная работа:
(Барон- древнейший европейский дворянский титул, известный с раннего Средневековья. В России введен Петром I. Из российских подданных этим титулом в основном обладали дворяне прибалтийских земель и выходцы из Германии) Барон Мюнхаузен.
д) Найди слово в слове ЯБЕДА СЕРЕБРО
е) Дифференцированное задание
- для читающих детей чтение текста на стр.
- для нечитающих детей чтение слогов и слов на стр.
Сравнивают и анализируют. Расшифровка «зашифрованных» слов; осуществление сравнения слов по заданному критерию.
6. Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой Работа в тетради «Учусь читать и писать» (стр. )- Ребята, а теперь я предлагаю еще крепче подружиться с буквой Б. Самостоятельно раскрасьте те части рисунка, на которых изображены наша новая знакомая.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа. Оцените работу товарища сигнальной карточкой.
Работают самостоятельно.
Оценивают результат своей деятельности. Структурирование знаний.
7. Подведение итогов. - Какую учебную задачу и цель поставили перед собой на уроке?
- Мы достигли её?
Вернёмся к нашему плану работы над буквой.
- Как называется буква, которую изучили?
-Какие звуки она обозначает?
- Научились ли мы читать слоги, слова с буквой б?
- Кому было трудно?
- Что не получилось?
-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.
Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
8. Рефлексия. «Благодарю»
- А теперь, ребята прошу каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать «спасибо» за сотрудничество.
(Спасибо Саше за правильные ответы. Спасибо Арине за активную работу на уроке….)- Спасибо за урок всем ребятам, а особенно …
Анализируют деятельность на уроке учащихся.