Развивающее занятие «Три «Я»



РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА II СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ – «ТРИ Я»


Наступает время важной работы – пятиклассники первый раз войдут в незнакомый кабинет и с тревогой будут вглядываться в лица новых учителей и новых одноклассников.
Часто и активно обсуждается проблема поступления ребенка в первый класс, ребят готовят к школе в детском саду.
А вот о поступлении в основную школу говорится мало, хотя это тоже очень важный переходный период в жизни ученика. И на этом сложном этапе очень нужны помощь и поддержка как родителей так и педагогов.
Ребенок пытается осваивать новые для него качества – ответственность, самостоятельность, волевую регуляцию поведения.

Почему так нелегок переход школьника из начальной школы в основную?

Для этого есть несколько серьезных оснований:
В начальной школе ребенок обучался несколько лет в одном коллективе, у одной учительницы, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали психологический комфорт. В пятом классе количество предметов увеличивается, а число учителей соответственно тоже. У каждого свои требования. Все уроки проводятся в разных кабинетах.
Часто в пятом классе меняется основной коллектив класса. Это создает стресс для ребенка, ведь приходится строить отношения с новыми сверстниками.
Каждый ученик на первой ступени обучения имеет свой статус, сколько бы ни говорилось о непедагогичности такой позиции. Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создают еще большую неопределенность для ребенка.
Учителя основной школы часто не делают различий между пятиклассниками и, допустим, девятиклассниками, предъявляя всем одинаковые требования.

Даже психологически благополучный выпускник начальной школы, успешно справляющийся с обучением, умеющий общаться со сверстниками и учителями, вряд ли будет чувствовать себя комфортно, придя в пятый класс. Что же говорить об учениках, у которых были проблемы в начальной школе!
Ученик не в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, внутренними душевными проблемами и помочь самому себе подняться на новую ступеньку психологического опыта, стать чуть более взрослым. Школьная дезадаптация может привести к педагогической запущенности, невротическим расстройствам, отказу посещать школу.

Основными факторами сохранения психического и психологического здоровья школьника являются:
Здоровая нервная система;
Спокойная и доброжелательная обстановка в семье;
Создание условий для полноценного развития ребенка;
Психологически комфортный микроклимат в классе, школе.

Анализируя все перечисленные проблемы, которые могут возникнуть на этапе адаптации пятиклассников к новым условиям обучения разработали занятие, направленное нейтрализацию негативных влияний в этот период жизни школьника.

Занятие проводится в течение двух уроков. В большом помещении, где можно свободно передвигаться, работать как индивидуально, так и в динамических группах.
Занятие содержит три этапа. Работа на каждом этапе оформляется на листе-ватмане. Так каждый ребенок в течение дня играет разные социальные роли; в школе, дома, с друзьями, то мы постараемся сформировать модель поведения в разных ситуациях.

Необходимый материал: клубок ниток, 3 чистых ватмана, меленькие листики на каждого, картинки-раскраски, скотч, клей, цветные карандаши и фломастеры. Листики-лучики желтого цвета на каждого из учащихся.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем знакомство, начатое в 4-м классе, когда мы с вами составляли разноцветную мозаику. А сегодня мы с вами отправимся в путешествие и, как настоящие путешественники, будем делать привалы на станциях. Отправляться по этим станциям мы будем все вместе, и чтобы нам всем было интересно, давайте сейчас с вами обсудим, что вы ожидаете в пятом классе: чему вы хотите научиться, как бы вы хотели, чтобы к вам относились одноклассники.

В момент проговаривания детьми, они передают клубок от одного к другому, при этом клубок разматывается, и у каждого проговорившего в руках остается нитка, а клубок идет по кругу
Ведущий: У нас с вами образовался круг, все мы сейчас являемся частью одного целого, одного класса, и давайте таким единым целым мы пойдем по нашим станциям. И так в нашем путешествии нам предстоит несколько станций.
Как вы думаете для того чтобы быть успешным в школе, что нужно уметь, что бы чувствовать себя комфортно и приятно в школе, в классе, дома, во дворе?

Все что дети называют, ведущий записывает на доске, при этом уточняя или корректируя информацию, если есть необходимость. Желательно записывать в три колонки по смыслу, чтобы потом было легче продолжить работу.

Ведущий: Скажите, можно ли все то, что мы назвали объединить в разные группы по смыслу? Давайте дадим каждой нашей группе название.

Название должны соотноситься с названием станций и быть следующими:
Я – ученик
Я – друг
Я – сын/дочь

Ведущий: Коль мы с вами ребята сейчас в школе, давно с вами не виделись, то на какой станции сейчас оказались?

Необходимо подвести учеников, что остановка называется «Школа», а наша станция «Я – ученик».

Оформление: чистый лист ватмана, надписи: остановка «Школа», станция «Я-друг».

Ведущий: Скажите мне, кто такие ученики? Кто это?

Учащиеся по кругу называют, ведущий выслушивает.

Ведущий: Мы с вами услышали, кто же такие ученики.
Итак, как мы с вами целый год живем вместе, три сезона учимся вместе, а один отдыхаем, давайте с вами назовем названия этих сезонов по очереди по кругу.
А теперь объединитесь по группам, по временам года. Осень - в одну группу, зима - во вторую, и т.д. И каждая группа сейчас отвечает на вопрос, что нужно сделать, что бы хорошо учиться, чтобы быть успешным в учебе.

Записывается на ватман «свод правил», что нужно делать чтобы хорошо учиться.

Ведущий: А теперь посмотрите, мы с вами записали, что нам нужно для того, чтобы быть хорошим учеником. Как вы считаете, у вас все это есть? Я предлагаю вам сейчас на отдельных листиках написать, что на ваш взгляд вам не хватает, что бы быть хорошим учеником. Ученикам предлагается записать не более 5 пунктов

Далее листика наклеиваются на ватман рядом со «сводом».
После этого ученикам предлагается ряд упражнений для проверки их качеств учеников

Первое упражнение: предлагаются картинки из серии «найди 10 отличий»
Второе упражнение: предлагается упражнение «логический квадрат», где в пустой квадрат нужно вставить недостающую фигуру.
Третье упражнение: «Воспроизведение рассказа». 5 учащихся выходят за дверь. Одному ученику в классе зачитывается небольшой рассказ. Он должен запомнить его и рассказать все, что запомнил вошедшему из-за двери ученику. Тот в свою очередь должен рассказать следующему. Итак, пока рассказ не будет пересказан последним вошедшим учеником.

После каждого упражнения ученикам предлагается самим назвать, на что были направлены упражнения (на память, внимание, мышление).
На ватман наклеиваются выполненные упражнения (логический квадрат, найти 10 отличий), в виде брошюры, так чтобы можно было их перелистывать как книжку.

Ведущий: Ну что, ребята, мы с вами сейчас заканчиваем пребывание на нашей первой станции, есть у вас что сказать по итогам упражнений, чем-то поделиться со своими одноклассниками сейчас?

Ведущий: Скажите за лето вы соскучились по школе? А по кому вы еще соскучились? По одноклассникам, по своим друзьям. Ну что ж, мы с вами сейчас отправимся на следующую станцию, станцию дружбы. Посмотрим, какие мы с вами друзья.

Оформление: чистый лист ватмана, надписи: остановка «Дружба», станция «Я-друг».

Ученикам предлагается по кругу проговорить, кто такой друг.
Высказывания учеников фиксируются на ватмане.

Ведущий: Скажите, а вы со всеми дружите? А почему? Что вам мешает дружить со всеми? Бывает так, что вы не соответствуете вот этим перечисленным качествам друга. Давайте мы с вами сейчас узнаем, как вы умеете находить друзей.

Ученикам предлагаются разрезанные картинки-раскраски, они должны найти друг друга и разукрасить. Картинки делятся на 4-6 частей, в зависимости от численности класса. Ученики должны склеить полученные кусочки, чтобы получилась одна картинка.
Ведущий: Сейчас вы нашли друг друга, посмотрите какой у вас рисунок, сейчас у каждого из вас должен быть в руках один фломастер, и вы все вместе должны разукрасить эту картинку. Но только один фломастер в одних руках. (6 человек, 6 карандашей).

То, что цвет не должен повторяться, не оговаривается, смотрится насколько дети умеют договариваться и организовывать совместную деятельность.
Рисунки наклеиваются на ватман книжечкой, чтобы можно было перелистывать и все просматривать.

Ведущий: Сейчас мы с вами поработали в небольших группах, и посмотрим, как вы умеете взаимодействовать со всем классом сразу.

Ученикам предлагается игра «Покажи жестами». Одному показывается карточка с несложной фразой, он должен изобразить эту фразу жестами.

Ведущий: Итак, мы с вами находимся на станции «Дружба». Мы посмотрели кто такой друг, каким он должен быть. Мы с вами поработали вместе. Мы с вами знаем, что нам нужно, чтобы чувствовать себя рядом со своим другом хорошо. И что бы нам было весело и дружно и хорошо общаться, появилось у нас с вами солнышко, которое отправляет лучики своим друзьям

На листе ватмана рисуется круг, ученикам раздаются листики-лучики, на которых дети пишут одно пожелание другу и наклеиваются вокруг круга, так и образуется солнышко.

Ведущий: Итак, мы с вами побывали на двух станциях на станции «Школа» и «Дружба». Но все мы с вами, где бы мы не были где бы не путешествовали мы все возвращаемся с вами . куда? (ожидаемый ответ: «Домой»). И вот сейчас мы отправляемся на станцию семья.

Оформление: чистый лист ватмана, надписи: остановка «Семья», станция «Я сын/дочь».

Ученикам предлагается по кругу назвать, что такое семья. Все ответы фиксируется на ватмане.

Ведущий: В семье нас много и у каждого из нас есть свои желания и своя ответственность. То что я хочу, то что я могу и то, что надо.
Учащимся предлагается прослушать небольшой рассказ:

Проснувшись утром, Костя увидел, как в окне ярко сияло солнце. Ветка яблони призывно стучала в окошко, словно приглашая: выходи, на улице так хорошо!
- Сейчас позавтракаю и пойду гулять! – подумал Костя. Но повернувшись от окна, он увидел, что в комнате царит беспорядок: на полу валялись один носок , игрушечный самосвал, фонарик и чайная ложка. На стуле рядом с рубашкой почему-то висело велосипедное колесо, а на шкафу дружно уживались футбольный мяч и ботинок.
- Да! Пожалуй, погулять придется не скоро. Мама опять скажет, что надо убираться.
Тут из под кровати вдруг вылез маленький человечек.
- Ты кто? Гном? Откуда ты взялся? – спросил Костя.
- Я не взялся, я с тобой живу. Меня зовут Надо. Тебе ведь надо убирать комнату? Вот потому я здесь.
- Надо-то надо, но как не хочется!
Тут неожиданно появился другой человек, очень похожий на первого.
- Раз не хочется, значит не надо! – мягко пропел он.
- Как это не надо? Да если здесь не убраться, скоро все спотыкаться будут! – возразил Надо.
- А ты кто? – спросил Костя нового человечка.
- Я – Хочу. Делаю только что хочу, а не то, что надо.
- Вот это да! И чего же мы сейчас делать будем?
- А ты сам как думаешь? – спросил Надо.
- Не знаю. – ответил Костя.
- А тут и знать не чего, - подхватил Хочу, - на улицу ты хочешь, так пошли?
- Так ведь комнату убрать надо! – настаивал другой.
- Если надо, но не хочется, значит вроде Ии не надо! – не унимался Хочу.
- Нельзя делать только то, что хочется.
- Почему? – спросил Костя.

Рассказ на этом прерывается и ведущий спрашивает у учащихся: «Как бы вы ответили Косте?».

После обсуждения рассказа детям предлагается на небольших листиках написать в первом столбике «Хочу» все что они хотят сейчас, на данный момент (3-5 пунктов), и в столбике «Надо» все, что им нужно сделать сейчас (3-5 пунктов).
Листики приклеиваться на ватман.

Ведущий: Семья - это люди, которые очень много времени проводят друг с другом. Как можно проводить время в семье? Дети перечисляют, все записывается на ватман.

Ведущий: А сегодня вечером, придя из школы домой, как вы проведете время в семье? Высказываются по кругу.

Подведение итога станции «Семья» – когда тебе и твоей семье всегда будет хорошо.

Ведущий: Мы с вами нашим пятым классом проехались по данным станциям, как вы считаете они важные? Какая станция самая важная? И почему? Можем ли мы жить только на одной станции, не посещая другие? То есть все эти станции очень важны, чтобы мы с вами успешно учились. Доброго вам пути в пятом классе. На этом наше занятие закончено.



!Заголовок 2,-Аннотация,Литература15