Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: оп.08 Основы бухгалтерского учета
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Х.М. БЕРБЕКОВА»
КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ
Михарева Т.Л.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине: ОП.08 Основы бухгалтерского учета
для студентов специальности: 080114.52 Экономика и бухгалтерский
учет
Нальчик, 2013 год
Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа по дисциплине Основы бухгалтерского учета для студентов специальности 080114.52 Экономика и бухгалтерский учет
подготовлены Михаревой Т.Л.
Рассмотрены и утверждены на заседании ЦК Учета и налогов
«____» ________ 2013 Протокол №____
Председатель ЦК ___________________ расшифровка подписи
подпись
Составитель
____________________ расшифровка подписи
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ......5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ8
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА...36
ПРИЛОЖЕНИЕ....37
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа студентов предназначена для более глубокого изучения дисциплины, развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученном материале, решить теоретические и практические задачи.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:
- способность занимать в обучении активную позицию;
- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
- формирование умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
- осознание своих потенциальных способностей и развитие исследовательских умений;
- психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Для достижения этой цели по каждой теме разработана тематика творческих работ с рекомендациями по их написанию и (или) сформулированы практические задания с подробным планом их выполнения.
В рекомендациях обозначены проблемы, поставлены задачи и сформированы вопросы, поиск ответов на которые, позволят студентам достигнуть положительного результата.
В качестве контроля выполнения самостоятельной работы предусмотрено проведение фронтального, выборочного опроса, конспектирование нормативного материала, заслушивание лучших творческих работ на занятиях и заседании актива кабинета бухгалтерского учета и аудита.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ОТВЕДЕННЫХ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ПО КОНКРЕТНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ 64 часа
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ п/п
Тема занятия
Вид самостоятельной работы
Объем часов
Форма контроля
1.
Раздел1.Бухгалтерский учет, его объекты и задачи
8
Тема 1.1.
Хозяйственный учет, его сущность и значение
Подготовка докладов об исторических аспектах зарождения и развития бухгалтерского учета
4
Заслушивание докладов
2
Тема 1.2. Объекты, основные задачи и методы бухгалтерского учета
Самостоятельное решение задачи по классификации имущества организаций
2
Проверка письменных заданий
3.
Тема 1.3.Нормативная и правовая основа бухгалтерского учета
Изучение ФЗ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
2
Конспект нормативного материала
4.
Раздел 2Бухгалтерский
баланс
6
Тема 2.1.Балансовый метод отражения информации
Самостоятельное решение задач на составление учебного баланса.
2
Проверка письменных заданий
Изучение видов бухгалтерских балансов конспектирование учебной литературы
2
Фронтальный опрос
5.
Тема 2.2.Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс
Самостоятельное решение задач на определение типов изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций
2
Проверка письменных заданий
6.
.
Раздел 3 Счета и двойная запись
16
Тема 3.1.Счета бухгалтерского учета
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы по теме 3.1
2
Фронтальный опрос
Самостоятельное решение задачи на открытие балансовых счетов
4
Проверка письменных заданий
8.
Самостоятельное решение задачи с использованием двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах
6
Проверка письменных заданий
9.
Изучение плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению
4
Конспект нормативного материала
10.
Раздел 4.Принципы учета основных хозяйственных процессов
16
Тема 4.1.Учет процесса снабжения
Отражение на счетах хозяйственных операций по учету процесса снабжения
6
Проверка письменных заданий
11.
Тема 4.2.Учет процесса производства
Отражение на счетах хозяйственных операций по учету процесса производства
6
Проверка письменных заданий
12.
Тема 4.3.Учет процесса реализации
Отражение на счетах хозяйственных операций по учету процесса производства
4
Проверка письменных заданий
13.
Раздел 5.
Документация и инвентаризация
6
Тема 5.1.
Бухгалтерские документы
Изучение нового порядка применения первичных учетных документов с января 2013года
4
Конспект нормативного материала
14.
Тема 5.2. Инвентаризация
Изучение методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49
2
Конспект нормативного материала
15.
Раздел 6. Технология обработки учетной информации
8
Тема 6.1.Учетные регистры и способы исправления ошибок в учетных записях
Конспектирование учебной литературы по теме классификация учетных регистров
4
Фронтальный опрос
16.
Тема 6.2.Формы бухгалтерского учета
Самостоятельное выполнение задания по изучению форм бухгалтерского учета
4
Заслушивание докладов
17.
Раздел 7. Бухгалтерская отчетность
4
Тема 7.1. Назначение, содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности
Изучение форм бухгалтерской отчетности
2
Фронтальный опрос
18.
Тема 7.2.
Международные стандарты бухгалтерской отчетности.
Изучение МСФО
2
Заслушивание докладов
ИТОГО:
64
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
Тема 1.1. Хозяйственный учет, его сущность и значение
Задание для самостоятельной работы: Подготовка докладов об исторических аспектах зарождения и развития бухгалтерского учета
Цель: выработка умения подготовки докладов, выступлений и сообщений, приобретение опыта выступления с докладами на учебных занятиях.
На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для выполнения самостоятельной работы по данной теме необходимо подготовить доклад в соответствии с рекомендациями приложения 2.
Доклад должен быть оформлен на листах формата А-4 и содержать: титульный лист, оформление которого представлено в приложении 4; содержание, основную часть, заключение и список литературы. Объем доклада должен быть не менее 10 листов.
В докладе необходимо:
- расширить представление о бухгалтерском учете;
- охарактеризовать этапы становления хозяйственного учета;
- рассмотреть проблемы развития учета в России;
Иметь ответы на вопросы:
когда возник хозяйственный учет?
кто является основоположником двойной записи?
как называются первые научные труды, посвященные сущности учета?
какие модели бухгалтерского учета существуют?
охарактеризуйте особенности каждой модели
каковы цели и задачи хозяйственного учета на современном этапе.
С подготовленным докладом студенту необходимо выступить перед своей группой. Выступление с докладом должно быть продолжительностью не более 10 минут.
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления докладов (см. приложение2), уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы, своевременно сдать доклад на проверку.
Критерии оценки:
Оценка «5» выставляется студенту за изложение и оформление творческого задания в полном соответствии с методическими рекомендациями (приложение 2).
Оценка «4» выставляется студенту за изложение творческого задания в соответствии с методическими рекомендациями с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «3» выставляется студенту за сокращенное изложение задания с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «2» выставляется студенту, не выполнившему задание, с последующей отработкой на дополнительных занятиях в кабинете бухгалтерского учета и аудита (по графику).
Рекомендуемая литература:
Цыганков К.Ю. Очерки истории бухгалтерского учета: происхождение двойной бухгалтерии. Учебное пособие. Библиотека журнала «Бухгалтерский учет» 2004
Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информационный сервер по теории и практике финансового учета
Тема 1.2. Объекты, основные задачи и методы бухгалтерского учета
Задание для самостоятельной работы: Самостоятельное решение задачи по классификации имущества организаций
Цель: Формирование навыков классификации активов организации по видам, местам эксплуатации, времени использования, источникам образования
Приступая к данному заданию, предлагается самостоятельно изучить конспект лекций и теоретический материал по данной теме. Обратить внимание на изменения в определении объектов учета согласно новому закону «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.
Задание: Произвести группировку хозяйственных средств и источников их образования ООО «Сигма» на 1 января 20_г.
Данные для выполнения задачи
Состав хозяйственных средств ООО «Сигма» на 1 января 20_г.
№
Наименование хозяйственных средств и их источников
Сумма, руб.
1
2
3
1.
Денежные средства в кассе
2500
2.
Резервный капитал
12000
3.
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам
2000
4.
Денежные средства на расчетном счете
96700
5.
Нераспределенная прибыль отчетного года
92000
6.
Материалы на складе
38300
7.
Уставный капитал
670000
8.
Компьютеры
64000
9.
Готовая продукция на складе
71200
10.
Здание офиса
97000
11.
Добавочный капитал
24000
12.
Задолженность по оплате труда рабочим и служащим
19000
13.
Легковой автомобиль
89000
14.
Задолженность прочим кредиторам
24000
15.
Здание производственного цеха
154000
16.
Патент на изобретение
19300
17.
Задолженность банку по краткосрочному кредиту
34600
18.
Незавершенное производство
6000
19.
Задолженность поставщикам за материалы
8200
20.
Задолженность Путилиной О. А. по подотчетным суммам
600
21.
Задолженность прочих дебиторов
10400
22.
Займы, полученные от других юридических лиц, сроком на два года
69000
23.
Задолженность учредителей по взносам в уставный капитал
21000
24.
Вычислительная техника
4000
25.
Задолженность по социальному страхованию и обеспечению
13000
26.
Грузовой автомобиль
120000
27.
Хозяйственный инвентарь разный
3200
28.
Машины и оборудование
143200
29.
Сооружение (ограждение организации)
15000
30.
Задолженность банку по долгосрочному кредиту
80000
31.
Топливо
5600
32.
Здание склада
72000
33.
Расходы на освоение новых видов продукции
16000
34.
Доходы будущих периодов
1200
Контрольная сумма: 1 049 000
- Группировку хозяйственных средств ООО «Сигма» осуществить в таблице №1
- Группировку источников формирования хозяйственных средств ООО «Сигма» осуществить в таблице №2
Таблица 1-Группировка хозяйственных средств ООО «Сигма» по составу и размещению
№
Наименование хозяйственных средств
Сумма, руб.
1
2
3
1. Основные средства
1.1.
Здания
1.2.
Сооружения
1.3.
Производственное оборудование
1.4.
Транспортные средства
1.5.
Вычислительная техника
1.6.
Хозяйственный инвентарь
Итого по группе 1:
2. Нематериальные активы
2.1.
Итого по группе 2:
3. Оборотные средства
3.1.
Производственные запасы
3.2.
Готовая продукция
3.3.
Затраты на незавершенное производство
3.4.
Расходы будущих периодов
3.5.
Денежные средства
в кассе
на расчетном счете
Итого по группе 3:
Всего:
Таблица 2-Группировка хозяйственных средств ООО «Сигма» по источникам формирования
№
Источники формирования и целевое назначение хозяйственных средств
Сумма, руб.
1
2
3
1. Источники собственных средств
1.1.
Уставный капитал
1.2.
Добавочный капитал
1.3.
Резервный капитал
1.4.
Резервы
1.5.
Прибыль
Итого по группе 1:
2. Источники заемных средств
2.1.
Долгосрочные обязательства:
долгосрочные кредиты
долгосрочные займы
2.2.
Краткосрочные обязательства:
краткосрочные кредиты
краткосрочные займы
2.3.
Кредиторская задолженность, в том числе:
поставщикам и подрядчикам
по оплате труда
по социальному страхованию
перед бюджетом
прочие кредиторы
Итого по группе 2:
Всего:
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы представить на проверку решение задачи.
Рекомендуемая литература:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Издательство: А-Приор, 2011 г. 176с. http://www.knigafund.ru
Тема 1.3.Нормативная и правовая основа бухгалтерского учета
Задание для самостоятельной работы: Изучение ФЗ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Цель: закрепление знаний о нормативных документах, применяемых в бухгалтерском учете, формирование умений пользования справочной литературой.
При чтении учебной и научной литературы необходимо всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать их для запоминания.
Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть разнообразной: развернутый план, тезисы, цитаты, выписки или конспект.
Выписки – небольшие фрагменты текста, содержащие в себе краткое содержание прочитанного источника. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном порядке наиболее важные мысли автора (разработчика), статистические, нормативные и другие сведения. В отдельных случаях когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному тексту.
Конспект (от лат. cons-pectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, а пытаться кратко излагать своими словами содержание.
Приступая к изучению Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ необходимо ознакомиться с его основными положениями, законспектировать данный вопрос в отдельной тетради, которую потом обязательно нужно сдать преподавателю для проверки. Студентам необходимо охарактеризовать статьи Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учёте».
Приступая к изучению Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ необходимо прочитать текст ПБУ, ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету, составом, порядком составления и представления отчетности пользователям.
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по вопросам, приведенным ниже:
Для чего предназначен Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете»?
Что представляют собой стандарты?
Что относится к объектам бухгалтерского учета?
Каковы основные цели и задачи бухгалтерского учета?
Что понимается под отчетностью?
Каким требованиям должна удовлетворять бухгалтерская отчетность?
Кто является пользователем бухгалтерской информации?
Рекомендуемая литература:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Тема 2.1.Балансовый метод отражения информации
Задание для самостоятельной работы №1: Самостоятельное решение задач на составление учебного баланса
Цель: Закрепление полученных навыков по составлению баланса.
Приступая к данному заданию, предлагается самостоятельно изучить конспект лекций и теоретический материал по данной теме. Обратить внимание на структуру Актива и Пассива баланса. Изучить форму №1и использовать ее при выполнении самостоятельной работы.
На основании исходных данных, представленных в таблице 1, нужно распределить их в зависимости от признака деления хозяйственных средств по составу и функциональной роли, источникам формирования имущества. А также заполнить бухгалтерский баланс на начало отчётного периода.
Таблица 1 - Состав имущества и источников его формирования
кондитерской фабрики «Лето» на 01 января 200_ г.
№ п/п
Наименование имущества и источников его формирования
Сумма, руб.
1.
Нематериальные активы
120 000
2.
Основные средства
1260 000
3.
Сырье и материалы
510 000
4.
Затраты в незавершенном производстве
340 000
5.
Готовая продукция
250 000
6.
Денежные средства в кассе
19 000
7.
Задолженность покупателей
190 000
8.
Денежные средства на расчетном счете
630 000
9.
Уставный капитал
1300 000
10.
Целевые финансирования и поступления
405 000
11.
Резервный капитал
180 000
12.
Нераспределенная прибыль отчетного года
12 000
13.
Задолженность по краткосрочным кредитам
860 000
14.
Задолженность поставщикам
457 000
15.
Задолженность работникам по оплате труда
89 000
16.
Задолженность органам социального страхования и обеспечения
16 000
ИТОГО
Определить
Таблица 2 - Распределение хозяйственных средств по составу и источникам формирования кондитерской фабрики «Лето» на 01 января 200_г.
Хозяйственные средства по составу
Хозяйственные средства по источникам формирования
наименование
сумма, руб
наименование
сумма, руб
ИТОГО
Определить
ИТОГО
Определить
После распределения хозяйственных средств в таблице 2 заполнить бухгалтерский баланс на 01 января 20_г. и заполнить таблицу 3.
Таблица 3 Начальный бухгалтерский баланс кондитерской фабрики «Лето»
на 01 января 20_ г.
наименование
статей
сумма, руб.
наименование
статей
сумма, руб.
БАЛАНС
БАЛАНС
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы представить на проверку решение задачи.
Рекомендуемая литература:
Цыганков К.Ю. Очерки истории бухгалтерского учета: происхождение двойной бухгалтерии. Учебное пособие. Библиотека журнала «Бухгалтерский учет» 2004
Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
Задание для самостоятельной работы №2: Изучение видов бухгалтерских балансов конспектирование учебной литературы
Целью тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение проблемы балансового обобщения информации.
Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.
Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения конспектируемого текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.
Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета.
При составлении конспекта необходимо обратить особое внимание на международные стандарты финансовой отчетности.
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по вопросам, приведенным ниже:
Что представляет собой бухгалтерский баланс?
Из каких частей состоит бухгалтерский баланс?
Что отражается в активе баланса?
Что отражается в пассиве баланса?
Что является основным элементом бухгалтерского баланса?
Какое равенство обязательно должно соблюдаться в бухгалтерском балансе?
В чём заключается назначение бухгалтерского баланса?
Чем отличается баланс-брутто от баланса-нетто?
Рекомендуемая литература:
Цыганков К.Ю. Очерки истории бухгалтерского учета: происхождение двойной бухгалтерии. Учебное пособие. Библиотека журнала «Бухгалтерский учет» 2004
Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
Тема 2.2.Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс
Задание для самостоятельной работы: Самостоятельное решение задач на определение типов изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций
Цель: закрепить практические навыки в определении типов хозяйственных операций
Приступая к данному заданию, предлагается самостоятельно изучить конспект лекций и теоретический материал по данной теме. Обратить внимание на то, что хозяйственная деятельность предприятия влияет на изменение в статьях актива и пассива баланса, а так же разделах и общей сумме ( валюты) баланса. Одни хозяйственные операции влекут за собой изменения только в статьях актива или только в статьях пассива без изменения итога баланса. Другие хозяйственные операции вызывают изменения одновременно статей актива и пассива баланса, а соответственно и общего итога. Итак, существуют четыре формы изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций. Но при всех изменениях в хозяйственной деятельности субъекта неизменным остается одно условие: равенство итогов актива и пассива баланса.
Задание 1. Составить баланс ОАО «Лотос» на 1 марта 20_г.
Исходные данные
Состав хозяйственных средств ОАО «Лотос»
№
Наименование хозяйственных средств и их источников
Сумма, руб.
1.
Уставный капитал
400000
2.
Денежные средства на расчетном счете
135000
3.
Основные средства
565000
4.
Краткосрочная ссуда банка
205000
5.
Наличные денежные средства в кассе
2000
6.
Нераспределенная прибыль
95000
7.
Материалы
168000
8.
Задолженность поставщикам за материалы
100000
9.
Незавершенное производство
30000
10.
Добавочный капитал
114000
11.
Задолженность по оплате труда
85000
12.
Готовая продукция
99000
Контрольная сумма: 999 000
Задание 2. На основе данных для выполнения задачи отразить изменения в бухгалтерском балансе, определить тип изменений и составить бухгалтерский баланс ОАО «Лотос» на 1 апреля 20_г.
Данные для выполнения задачи
Хозяйственные операции ОАО «Лотос» за март 200_г.
№
Содержание хозяйственной операции
Сумма руб
Корресп.
Д
К
1.
Получены в кассу с расчетного счета деньги для выдачи заработной платы
85000
2.
Отпущены со склада в производство материалы
15000
3.
Выданы из кассы денежные средства главному инженеру завода под отчет на командировочные расходы
500
4.
Выдана из кассы заработная плата работникам организации
85000
5.
Поступили от поставщиков материалы
30000
6.
Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам
40000
7.
Начислена заработная плата рабочим основного производства
43000
8.
Удержан из зарплаты налог на доходы физических лиц
5590
9.
Часть прибыли направлена на формирование резервного капитала
15000
10.
Выпущена из производства готовая продукция
35000
Всего по журналу
?
Решение задачи представить в таблицах следующей формы (табл. 1 и 2):
Таблица 1 - Типы изменения в бухгалтерском балансе
№ опера
ции
Содержа
ние хозяйст
венной операции
Сумма
Изменения в бухгалтерском балансе
Тип изм измене ния
Актив
Пассив
Увеличение
Уменьшение
Увеличение
Уменьшение
1
2
3
4
5
6
7
8
Таблица 2 - Изменение в балансе под влиянием хозяйственных операций
Актив
Баланс на 1 марта
Изменения за март (+; - )
Баланс на 1 апреля
По всем разделам
Всего:
Пассив
Баланс на 1 марта
Изменения за март (+; -)
Баланс на 1 апреля
По всем разделам
Всего:
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы представить на проверку решение задачи и уметь отвечать на вопросы:
Какие изменения в балансе вызывают операции первого типа?
Какие изменения в балансе вызывают операции второго типа?
Какие изменения в балансе вызывают операции третьего типа?
Какие изменения в балансе вызывают операции четвертого типа?
Рекомендуемая литература:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»
Тема 3.1.Счета бухгалтерского учета
Задание для самостоятельной работы №1:Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы по теме Счета бухгалтерского учета
Целью тематического конспекта является расширение представления о назначении и строении счетов бухгалтерского учета
Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.
При подготовке конспекта обратить внимание на особенности строения активных и пассивных счетов.
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по всем вопросам, приведенным ниже:
В чем заключается сущность счетов бухгалтерского учета?
Как группируются счета по отношению к балансу?
Как рассчитывается сальдо конечное в активном и пассивном счете?
Что понимается под двойной записью?
Что понимается под корреспонденцией счетов?
В чем состоит различие между простой и сложной бухгалтерской записью?
Какие этапы необходимо выполнить для определения корреспонденции счетов?
В чём заключается сущность счетов бухгалтерского учета?
Рекомендуемая литература:
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
Задание для самостоятельной работы №2: Самостоятельное решение задачи на открытие балансовых счетов
Цель: формирование умений расчета сальдо конечного по синтетическим счетам.
Приступая к данному заданию, предлагается самостоятельно изучить конспект лекций и теоретический материал по данной теме.
Задание. На счёте 10 «Материалы» сальдо начальное составляет 189000 руб. На основании данных рассчитать сальдо конечное по счёту 10 «Материалы», если за месяц произошли хозяйственные операции:
поступили материалы от поставщиков на сумму – 34000 руб.;
приобретены материалы подотчётным лицом на сумму – 12000 руб.;
израсходованы материалы:
на производство продукции на сумму – 46000 руб.;
на обслуживание производственного процесса на сумму – 9000 руб.;
на административные расходы – 7000 руб.;
возвращены из основного производства неиспользованные материалы на сумму – 15000 руб.
Порядок выполнения заданий
1. На основании основной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы нужно сделать индивидуальное практическое задание № 1, которое отражено в учебнике Е.А Мизиковского на стр. 123.
2. На основании хозяйственных операций, произошедших за месяц, необходимо рассчитать сальдо конечное по счёту 10 «Материалы». Для этого нужно заполнить схему синтетического счёта 10 «Материалы», которая приведена. В схеме синтетического счёта 10 «Материалы» необходимо занести суммы хозяйственных операций за месяц, после чего нужно рассчитать сальдо конечное. Полученные результаты должны быть занесены в таблицу 1.
Таблица 1- Схема синтетического счёта 10 «Материалы»
Дебет
Кредит
Сн –
ДО =
КО =
Ск –
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией, быть готовы представить на проверку решение задачи и уметь отвечать на следующие вопросы:
В чем заключается сущность двойной записи на счетах?
Что представляет собой корреспонденция счетов?
Какие этапы необходимо выполнить для определения корреспонденции счетов?
Рекомендуемая литература:
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
Задание для самостоятельной работы №3: Самостоятельное решение задачи с использованием двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах
Цель: формирование умений определения корреспондирующих счетов.
Приступая к данному заданию, предлагается самостоятельно изучить конспект лекций и теоретический материал по данной теме. Обратить внимание на то, что каждая операция, исходя из ее экономического содержания, затрагивает обязательно не менее двух объектов учета, т.е. два счета. Если предприятие приобретает материалы, то с одной стороны, увеличивается имущество, а с другой - увеличивается задолженность перед поставщиком. Перечисляя деньги за купленные материалы, мы уменьшаем свой долг перед поставщиком, одновременно уменьшаются денежные средства предприятия. В текущем учете хозяйственная операция будет отражена в одной и той же сумме по дебету одного и кредиту другого счета. Данная форма регистрации хозяйственной операции носит название двойной записи или корреспонденцией. Счета, на которых отражаются операции, называются корреспондирующими. По объему информации счета могут быть синтетическими и аналитическими. Между счетами синтетического и аналитического учёта существует взаимосвязь. Проверка правильности данных бухгалтерского учета требует ежемесячного обобщения информации о состоянии имущества и его источников в оборотной ведомости.
Задание 1. На основании остатков по синтетическим счетам составить баланс на начало месяца и открыть синтетические счета.
Остатки на 01.10.11.
№
Наименование счета
Сумма (руб.)
1
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
21 000
2
Основные средства
524 000
3
Расчетные счета
246 000
4
Нераспределенная прибыль
54 200
5
Расходы будущих периодов
2 000
6
Материалы
38 000
7
Касса
3 000
8
Уставный капитал
600 000
9
Расчеты по краткосрочным займам
52 000
10
Основное производство
7 200
11
Добавочный капитал
180000
12
Расчеты с покупателями
87000
Итого
1 814 400
Задание 2. На основании хозяйственных операций в таблице определить корреспондирующие счета.
Таблица 3 Хозяйственные операции за сентябрь 20_г.
Содержание хозяйственных операций
Сумма, руб.
Корреспонденция
дебет
кредит
1
2
3
4
Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета
123 000
На расчетный счет поступили средства от покупателей
87 000
Начислена заработная плата рабочим основного производства
129 000
Поступили материалы от поставщиков
34 000
С расчетного счета погашен краткосрочный кредит
30000
Израсходованы материалы на производство
12 000
Выданы денежные средства подотчетному лицу
16 000
Выдана заработная плата работникам предприятия
97 000
Из основного производства сдана на склад готовая продукция
64 000
Перечислено с расчетного счета поставщику
34 000
Всего по журналу
?
Задание 3. Сделать разноску по счетам, вывесит остатки, составить оборотную ведомость и Баланс на конец месяца.
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией, быть готовы представить на проверку решение задачи уметь отвечать на следующие вопросы:
Что представляет собой бухгалтерская проводка?
Какие этапы необходимо выполнить для определения корреспонденции счетов?
В чем заключается взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами?
Какие формы оборотных ведомостей составляются по счетам аналитического и синтетического учета?
Рекомендуемая литература:
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
Задание для самостоятельной работы №4: Изучение плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению
Цель: закрепление знаний о разделах плана счетов бухгалтерского учета, формирование умений пользования нормативной документацией.
При чтении учебной и научной литературы необходимо всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать их для запоминания.
Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть разнообразной: развернутый план, тезисы, цитаты, выписки или конспект.
Выписки – небольшие фрагменты текста, содержащие в себе краткое содержание прочитанного источника. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном порядке наиболее важные мысли автора (разработчика), статистические, нормативные и другие сведения. В отдельных случаях когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному тексту.
Конспект (от лат. cons-pectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, а пытаться кратко излагать своими словами содержание.
Приступая к изучению Плана счетов бухгалтерского учета необходимо ознакомиться с его основными положениями, законспектировать данный вопрос в отдельной тетради, которую потом обязательно нужно сдать преподавателю для проверки. Студентам необходимо охарактеризовать счета в соответствии с классификацией по назначению и структуре.
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по вопросам, приведенным ниже:
Какие счета отражаются в разделе 1 «Внеоборотные активы»?
Какие счета отражаются в разделе 2 «Производственные запасы»?
Какие счета отражаются в разделе 3 «Затраты на производство»?
Какие счета отражаются в разделе 4 «Готовая продукция и товары»?
Какие счета отражаются в разделе 5 «Денежные средства»?
Какие счета отражаются в разделе 6 «Расчёты»?
Какие счета отражаются в разделе 7 «Капитал»?
Какие счета отражаются в разделе 8 « Финансовые результаты»?
Какие счета отражаются в разделе «Забалансовые счета»?
Какие счета относятся к группе «Основные средства» и каково их строение?
Какие счета относятся к группе «Операционные счета» и каково их строение?
Какие счета относятся к группе «Регулирующие счета» и каково их строение?
Рекомендуемая литература:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
Тема 4.1.Учет процесса снабжения
Задание для самостоятельной работы: Отражение на счетах хозяйственных операций по учету процесса снабжения
Цель: закрепить практические навыки в определении стоимости заготовленных и израсходованных материалов.
Приступая к данному заданию, предлагается самостоятельно изучить конспект лекций и теоретический материал по данной теме. Учесть, что в результате процесс заготовления на предприятии создаются производственные запасы, т. е. предметы труда . Счета, на которых отражается движение производственных запасов, являются активными по отношению к балансу. Они имеют дебетовое сальдо, которое показывает остаток материальных ценностей на складе на начало и конец месяца. Оборот по дебету отражает поступление материалов на склад по фактическим затратам на приобретение, оборот по кредиту - расход на производственные и хозяйственные нужды.
В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно выбирает себе партнера (поставщика). Взаимоотношения с поставщиком и покупателем отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками ». Этот счет ативно-пассивный, но по данным синтетического учета (как правило) имеет кредитовый остаток, который показывает задолженность предприятия перед поставщиком по неоплаченным счетам. Оборот по кредиту - увеличение задолженности за поступивший груз, а оборот по дебету ~ оплату счетов поставщика, т.е. уменьшение кредиторской задолженности.
Так как материалы в течение месяца отпускаются со склада по учетной цене, установленной самим предприятием, то в конце отчетного периода возникает необходимость определить фактическую себестоимость израсходованных материалов и рассчитать отклонение в стоимости. В соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету, фактическая себестоимость может быть рассчитана одним из следующих способов:
- по средней себестоимости приобретения;
- по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО).
определение фактической себестоимости израсходованных материалов
ОБ но K10 = Сн10 + Об по Д10 – Ск10,
Где: - ОБ но K10 – оборот по кредиту счета 10;
- Сн10 – сальдо на начало месяца по счету 10;
- Об по Д10 – оборот по дебету 10;
- Ск10 сальдо на конец месяца по счету 10.
Дня расчета отклонений в стоимости готовой продукции необходимо от фактической себестоимости отнять учетную цену :
Задание: На основании данных составить корреспонденцию счетов, исчислить фактическую себестоимость заготовленных материалов, произвести расчет распределения отклонений в стоимости израсходованных материалов. (Учет с применением счетов 15 и 16).
Содержание хозяйственной операции
Сумма
Кт
Дт
1
2
3
4
5
6
7
8
Ацептован счет поставщика за приобретенные материалы - по покупной стоимости
- НДС (18%)
Итого:
Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов на предприятие
Оплачены подотчетным лицам расходы по погрузочно-разгрузочным работам
Погашена задолженность перед поставщиком с Расчетного счета
Получены материалы от поставщика и оприходованы на склад по учетным ценам
Отпущены в основное производство материалы по
учетным ценам
Определить отклонение в стоимости заготовленных материалов (расчет сделать по сч.15 )
Списывается сумма отклонений в стоимости материалов,
отпущенных в основное производство
5840
?
?
670
430
7008
5650
7400
?
?
Примечание: Остаток материалов на начало отчетного периода на складе предприятия составляет:
- по учетным ценам - 6700 руб.
- отклонение в стоимости материалов - + 1500 руб.
- итого фактическая себестоимость - 8200 руб.
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы представить на проверку решение задачи.
Рекомендуемая литература:
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
Тема 4.2.Учет процесса производства
Задание для самостоятельной работы: Отражение на счетах хозяйственных операций по учету процесса производства
Цель: закрепить практические навыки отражения на счетах операций по учету процесса производства и расчету фактической себестоимости готовой продукции
Приступая к данному заданию, предлагается самостоятельно изучить конспект лекций и теоретический материал по данной теме. Обратить внимание на то, что в результате процесса производства сырье превращается в готовую продукцию. Задача бухгалтерского учета состоит в том, чтобы учесть все затраты на фактический объем производства в денежном и натуральном выражении и исчислить производственную себестоимость готовой продукции. Для решения этой задачи в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен III раздел. Сальдо по счёту 20 - дебетовое, показывает стоимость незавершенного производства. Оборот по дебету - фактические затраты за месяц, оборот по кредиту - фактическая себестоимость выпущенной продукции. Формула определения фактической себестоимости израсходованных материалов:
ОБ но K20 = Сн20 + Об по Д20 – Ск20,
Где: - ОБ но K20 – оборот по кредиту счета 20;
- Сн 20 – сальдо на начало месяца по счету 20;
- Об по Д20 – оборот по дебету 20;
- Ск20 сальдо на конец месяца по счету 20.
Дня расчета отклонений в стоимости готовой продукции необходимо от фактической себестоимости отнять учетную цену :
Задание: На основании приведенной ситуации составить хозяйственные операции, определить корреспонденцию счетов и, если необходимо, сделать расчеты.
Предприятие осуществляет выпуск партии продукции. При этом:
- Израсходованы материалы на сумму 2700-00 руб.
- Начислена заработная плата:
* 1500-00 руб. рабочим основного производства,
* 2000-00 руб. – управленческому аппарату.
- Начислена амортизация:
* основных средств основного производства 1000-00 руб.,
* оргтехники 500-00 руб.,
*нематериальных активов 300-00 руб.
- Получены и оплачены счета:
*за юридические услуги на сумму 1200-00 руб.,
*за работы по переработке материалов 2400-00 руб.
В конце производственного цикла готовая продукция поступила на склад по фактической себестоимости.
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы представить на проверку решение задачи.
Рекомендуемая литература:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
Тема 4.3.Учет процесса реализации
Задание для самостоятельной работы: Отражение на счетах хозяйственных операций по учету процесса производства
Цель: закрепить практические навыки отражения на счетах бухгалтерского учета финансовый результат от продажи продукции.
Приступая к данному заданию, предлагается самостоятельно изучить конспект лекций и теоретический материал по данной теме. Обратить внимание на то, процесс реализации включает в себя операции по сбыту и продаже выпущенной продукции. Задача учета - предоставить достоверную и своевременную информацию о формировании полной себестоимости отгруженной продукции и финансовых результатах от продажи. Финансовый результат от продажи отражается на счете 90 «Продажи», в дебет которого, кроме полной себестоимости отгруженной продукции, списывается и сумма начисленного НДС в корреспонденции с кредитом счета 68. По кредиту счета 90 отражается выручка от реализации, поступившая от покупателей в кассу, на расчетный или валютный счет предприятия. В сумму выручки входит НДС покупателя. Таким образом, на счете 90 определяется финансовый результат от реализации продукции (работ и услуг). При этом составляется следующий расчет: от суммы выручки необходимо отнять полную себестоимость и НДС. Если результат получается положительный, то предприятие имеет прибыль, а если результат отрицательный, то предприятие несет убытки. Прибыль и убытки учитываются на счете 99 по следующей формуле:
R = Об по К 90 - ОБ по Д 90= - (+) прибыль Д 90 К 99
= (- ) убытки Д 99 К 90
Задание: На основании приведенных операций:
определить корреспонденцию счетов;
рассчитать, где необходимо, сумму;
и отразить операции на схеме сета 90.
№ оп.
Содержание операции
Сумма руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Оплачено с расчетного счета за рекламное объявление
Предъявлены покупателям счета на отгруженную продукцию по договоренным ценам (в том числе НДС)
Начислена зарплата грузчикам за погрузку проданной продукции.
Начислены страховые взносы на зарплату рабочих грузчиков
Отпущена тара на упаковку продукции
Списываются расходы на продажу
На расчетный счет поступила выручка от продажи продукции
Начислен НДС по реализации продукции.
Списывается фактическая себестоимость реализованной продукции.
Списывается результат от реализации продукции
Всего по журналу
2500
100 000
2 000
?
4 000
?
100 000
?
68 000
?
?
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы представить на проверку решение задачи.
Рекомендуемая литература:
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Издательство: А-Приор, 2011 г. 176с. http://www.knigafund.ru
Тема 5.1. Бухгалтерские документы
Задание для самостоятельной работы: Изучение нового порядка применения первичных учетных документов с января 2013 года
Цель: закрепление знаний о нормативных документах, применяемых в бухгалтерском учете, формирование умений пользования справочной литературой.
При чтении учебной и научной литературы необходимо всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать их для запоминания.
Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть разнообразной: развернутый план, тезисы, цитаты, выписки или конспект.
Выписки – небольшие фрагменты текста, содержащие в себе краткое содержание прочитанного источника. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном порядке наиболее важные мысли автора (разработчика), статистические, нормативные и другие сведения. В отдельных случаях когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному тексту.
Конспект (от лат. cons-pectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, а пытаться кратко излагать своими словами содержание.
Приступая к изучению данной темы необходимо прочитать текст Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 и Письмо Минфина РФ от 28 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/5971 «О порядке применения первичных учетных документов в 2013 году». Далее необходимо ознакомиться с порядком оформления и применения первичных учетных документов в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по вопросам, приведенным ниже:
1.Какие реквизиты являются обязательными для любого документа?
2.Как группируются документы по назначению?
3.Какие документы служат основанием для записей в бухгалтерском учете?
4.Чем определяется в бухгалтерском учете целесообразность применения комбинированных документов?
5.Что предполагает проверка документов по существу?
6.Что означает таксировка документов?
7. Какие формы документов продолжают оставаться обязательными к применению с 10.10.2013?
8. Каков перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов
?
Рекомендуемая литература:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359
Письмо Минфина РФ от 28 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/5971 «О порядке применения первичных учетных документов в 2013 году»
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
Информации Минфин РФ № ПЗ-10/2012 от 04.12.2012
Тема 5.2. Инвентаризация
Задание для самостоятельной работы: Изучение методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49
Цель: закрепление знаний о нормативных документах, применяемых в бухгалтерском учете, формирование умений пользования справочной литературой.
При чтении учебной и научной литературы необходимо всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать их для запоминания.
Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть разнообразной: развернутый план, тезисы, цитаты, выписки или конспект.
Выписки – небольшие фрагменты текста, содержащие в себе краткое содержание прочитанного источника. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном порядке наиболее важные мысли автора (разработчика), статистические, нормативные и другие сведения. В отдельных случаях когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному тексту.
Конспект (от лат. cons-pectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, а пытаться кратко излагать своими словами содержание.
Приступая к изучению к изучению Приказа от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н) необходимо:
- прочитать его текст,
- ознакомиться с общими правилами проведения инвентаризации;
- требованиями, предъявляемыми к оформлению результатов инвентаризации,
- правилами составления сличительных ведомостей по инвентаризации,
- порядком регулирования инвентаризационных разниц.
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по вопросам, приведенным ниже:
В каких случаях обязательно проведение инвентаризации?
Каковы правила составления сличительных ведомостей по инвентаризации?
2.Что понимается под инвентаризационными разницами?
3.Как отражаются в учете излишки и недостачи, выявленные при инвентаризации?
4. Какой записью отражается списание недостачи на виновных лиц?
5.Какой записью отражается списание недостачи в пределах нормы естественной убыли?
6. Какой записью отражается списание недостачи при отсутствии виновных лиц?
Рекомендуемая литература:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ
Приказ от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении методических указаний
по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
Тема 6.1.Учетные регистры и способы исправления ошибок в учетных записях
Задание для самостоятельной работы: Конспектирование учебной литературы по теме классификация учетных регистров
Целью тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение проблемы классификации учетных регистров.
Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.
Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения конспектируемого текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.
Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета.
Приступая к данному заданию, необходимо:
- раскрыть понятие учетных регистров,
- составить схему классификации учетных регистров по классификационным признакам;
- охарактеризовать виды учетных регистров (с примерами);
- ознакомиться с правилами построения и ведения хронологических и систематических учетных регистров;
- раскрыть особенности ведения учетных записей в синтетических и аналитических регистрах.
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по всем вопросам, приведенным ниже:
Что представляют собой учетные регистры?
На какие виды делятся учетные регистры?
По каким признакам группируются учетные регистры?
Как группируются учетные регистры по назначению?
Как группируются учетные регистры по внешнему виду?
Что представляют собой хронологические учетные регистры?
Что представляют собой систематические учетные регистры?
Как ведется учет записей в синтетических и аналитических регистрах?
Что представляют собой ведомости?
Для чего применяются карточки?
Что собой представляют книги и каково их назначение?
Рекомендуемая дополнительная литература:
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сервер «Центра реформы системы бухгалтерского учета» (CAR).
Тема 6.2. Формы бухгалтерского учета
Задание для самостоятельной работы: Самостоятельное выполнение задания по изучению форм бухгалтерского учета
Цель: выработка умения подготовки докладов, выступлений и сообщений, приобретение опыта выступления с докладами на учебных занятиях.
На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для выполнения самостоятельной работы по данной теме необходимо подготовить доклад в соответствии с рекомендациями приложения 2.
Доклад должен быть оформлен на листах формата А-4 и содержать: титульный лист, оформление которого представлено в приложении 4; содержание, основную часть, заключение и список литературы. Объем доклада должен быть не менее 10 листов.
В докладе необходимо:
- расширить представление о формах бухгалтерского учета;
- охарактеризовать этапы развития форм бухгалтерского учета;
- рассмотреть проблемы и перспективы внедрения автоматизированных форм учета в организациях.
Иметь ответы на вопросы:
Что представляет собой форма бухгалтерского учета?
Какие существуют формы бухгалтерского учета?
В чем заключается сущность мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета?
В чем заключается сущность журнально-ордерной формы бухгалтерского учета?
В чем заключается сущность автоматизированной формы бухгалтерского учета?
Какие формы учета применяются на предприятиях малого бизнеса?
Какие виды бухгалтерских программ по учету распространены на практике в настоящее время?
С подготовленным докладом студенту необходимо выступить перед своей группой. Выступление с докладом должно быть продолжительностью не более 10 минут.
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления докладов (см. приложение 2), уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы, своевременно сдать доклад на проверку.
Критерии оценки:
Оценка «5» выставляется студенту за изложение и оформление творческого задания в полном соответствии с методическими рекомендациями (приложение 2).
Оценка «4» выставляется студенту за изложение творческого задания в соответствии с методическими рекомендациями с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «3» выставляется студенту за сокращенное изложение задания с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «2» выставляется студенту, не выполнившему задание, с последующей отработкой на дополнительных занятиях в кабинете бухгалтерского учета и аудита (по графику).
Рекомендуемая литература:
Цыганков К.Ю. Очерки истории бухгалтерского учета: происхождение двойной бухгалтерии. Учебное пособие. Библиотека журнала «Бухгалтерский учет» 2004
Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
Тема 7.1. Назначение, содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности
Задание для самостоятельной работы: Изучение форм бухгалтерской отчетности
Целью тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение проблемы раскрытия информации представленной в бухгалтерской отчетности.
Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.
Далее необходимо:
Изучить Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.10 №186н)
Обратиться к Приказу Минфина РФ от 02 июля 2010г №66н.)
Использовать информацию из сети Internet и системы «Консультант Плюс»
Рассмотреть состав финансовой отчетности
Описать формы отчетности (№1,№2,№3,№4,№5)
Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по вопросам, приведенным ниже:
Что понимается под отчетностью?
С какой целью составляется оперативная отчетность?
По каким признакам группируется отчетность?
Каким требованиям должна удовлетворять бухгалтерская отчетность?
Что понимается под сводной отчетностью?
По каким адресам представляется отчетность?
Какие основные показатели содержатся в бухгалтерском балансе?
Какая информация содержится в пояснительной записке к годовому отчету?
Рекомендуемая литература:
Приказ от 29 июля 1998 г. № 34н об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации (в ред. приказов Минфина РФ от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 №186н)
Приказ Минфина РФ от 02 июля 2010г №66н.)
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.10 №186н)
Астахов В.П Теория бухгалтерского учета. М.: Магистр, 2010
Бабаев Ю.А Теория бухгалтерского учета. М.: Проспект – 2009
Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 2010
Информационно-справочные система «Гарант»,
Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Тема 7.2. Международные стандарты бухгалтерской отчетности
Задание для самостоятельной работы: Изучение МСФО
Цель: выработка умения подготовки докладов, выступлений и сообщений, приобретение опыта выступления с докладами на учебных занятиях, закрепление знаний о международных стандартах учета.
На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для выполнения самостоятельной работы по данной теме необходимо подготовить доклад в соответствии с рекомендациями приложения 2.
Доклад должен быть оформлен на листах формата А-4 и содержать: титульный лист, оформление которого представлено в приложении 4; содержание, основную часть, заключение и список литературы. Объем доклада должен быть не менее 10 листов.
В докладе необходимо:
- расширить представление о международных стандартах учета;
- определить цели МСФО;
- охарактеризовать программу реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО;
- изучить классификацию организаций, занятых разработкой МСФО;
- раскрыть понятия унификации, стандартизации, гармонизации;
- перечислить Новые положения по бухгалтерскому учету, стандарты в 2013 г.;
- рассмотреть проблемы адаптации к МСФО Российской системы учета.
Иметь ответы на вопросы:
Что представляют собой международные стандарты финансовой отчётности?
В чем заключается необходимость международной стандартизации бухгалтерского учёта?
Каковы ставятся цели реформирования бухгалтерского учета в России?
Какие определяются главные задачи реформирования бухгалтерского учёта в России?
Каким документом регламентируется реформирование бухгалтерского учёта в России?
С подготовленным докладом студенту необходимо выступить перед своей группой. Выступление с докладом должно быть продолжительностью не более 10 минут.
Требования к результатам работы:
В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления докладов (см. приложение 2), уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы, своевременно сдать доклад на проверку.
Критерии оценки:
Оценка «5» выставляется студенту за изложение и оформление творческого задания в полном соответствии с методическими рекомендациями (приложение 2).
Оценка «4» выставляется студенту за изложение творческого задания в соответствии с методическими рекомендациями с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «3» выставляется студенту за сокращенное изложение задания с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «2» выставляется студенту, не выполнившему задание, с последующей отработкой на дополнительных занятиях в кабинете бухгалтерского учета и аудита (по графику).
Рекомендуемая литература:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ
Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ
Приказ Минфина РФ от 25.11.11 № 160н О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории российской федерации. . /. www.minfin.ru
Новые положения по бухгалтерскому учету, стандарты в 2013 году
http://www.knigafund.ru
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Положение об организации самостоятельной работы студентов колледжей КБГУ. – 2012г.;
Перечень профессиональной литературы;
Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза // Проблемы уч.-метод. и воспитательной работы в вузе. - Мат-лы III межрегион. науч.-практ. конф. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - Т. 2. - С. 124-130.;
Петухова Т., Глотова М.. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции // Высшее образование в России.- 2008.- №12;
Тюфикова Г., Филатова О., Прошкина П. и др. Организация самостоятельной работы студентов – условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2008. - №10.;
Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. М.,2004.-72 с.
Приложение 1
СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛОВ РЕФЕРАТА
Согласно словарю иностранных слов Реферат (от лат. refero докладываю, сообщаю, доношу, излагаю). Это краткое изложение (пересказ) в письменном виде содержания книги, научной работы, литературных и других источников, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Структура реферата
Титульный лист
Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы:
а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Основная часть.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.
Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
Список использованных источников В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи, интернет источники.
Литература в списке указывается в алфавитном порядке , после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 2010 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /.
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова « Приложение» и иметь тематический заголовок. Нумерация страниц должна быть сквозной.
Если по ходу выполнения самостоятельной работы возникают вопросы их можно выяснить на консультациях или дополнительных занятиях по дисциплине, которые еженедельно проводятся в кабинете № 330.
Приложение 2
ТРЕБОВАНИЕ К СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ
Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
В ходе работы над докладом отрабатывается умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада)
- сообщение основной идеи
- современную оценку предмета изложения
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов
- живую интересную форму изложения
- акцентирование оригинальности подхода
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.
Литература в списке указывается в алфавитном порядке.
Если по ходу выполнения самостоятельной работы возникают вопросы их можно выяснить на консультациях или дополнительных занятиях по дисциплине, которые еженедельно проводятся в кабинете № 330.
Критерии хорошего конспекта:
краткость (не более 1/8 часть от первичного текста);
целевая направленность;
аналитичность;
научная корректность;
ясность, четкость, понятность.
Приложение 3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО
«Кабардино-балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Колледж информационных технологий и экономики
РЕФЕРАТ
по теме:
_________________________________________________
____________________________________________________________
наименование темы
Разработал:
студент (ка) гр. Б - ________
________ (ф.и.о.)_________
Проверил:
преподаватель
________________________
Нальчик 20__
Приложение 4
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО
«Кабардино-балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Колледж информационных технологий и экономики
ДОКЛАД
по теме:
_________________________________________________
____________________________________________________________
наименование темы
Разработал:
студент (ка) гр. Б - ________
________ (ф.и.о.)_________
Проверил:
преподаватель
________________________
Нальчик 20__
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Заголовок 1Заголовок 215