Анализ логопедической работы за 2015-2016 учебный год
Отчет учителя-логопеда МАОУ»СОШ №83»
о проделанной работе за 2015-2016 учебный год
Цель логокоррекционных мероприятий:
устранение речевых дефектов у обучающихся и предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения. Задачи логопедической работы:
диагностировать нарушения речевого развития учащихся;
исправлять нарушения устной и письменной речи и формировать у учащихся предпосылки к полноценному усвоению программы;
совершенствовать формы и методы логопедической работы, способствующие более полному преодолению речевых дефектов;
разъяснять специальные знания среди учителей, родителей, учащихся;
Годовой цикл работы учителя-логопеда
В 2015 - 2016 уч.г. вся логопедическая работа строилась с учётам общедидактических и специальных принципов и велась по следующим направлениям:
Диагностическая деятельность;
Коррекционно - развивающая работа;
Консультирование и просвещение;
Повышение профессионального мастерства. Самообразование.
Мероприятия по оснащению кабинета
Обследованы все вновь поступившие в школу учащиеся. При диагностике использовалась методика выявляющая уровень сформированности речи, фонематических представлений, психических процессов: речеслуховой памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, вербального мышления.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов».
По результатам углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедические занятия зачислено 58 обучающихся с нарушениями устной и письменной речи.
Из них – 47 учеников 1-х классов, учеников 2-х классов -11.
1 «А» - 4 учащихся
1 «Б» - 7 учащихся
1 «В» - 7 учащихся
1 «Г» - 8 учащихся
1 «Д» - 9 учащихся
1 «Е» - 13 учащихся
2 кл. - 11 учащихся
Данные логопедического заключения позволяют обобщить нарушения речи детей:
с нарушением произношения отдельных звуков (НПОЗ) – 6;
с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) - 23;
с лексико-грамматическим недоразвитием речи (ЛГНР) -7;
с общим недоразвитием речи (ОНР) - 6;
с нарушением чтения и письма (НЧП) -11.
с системным речевым недоразвитием – 1.
С заиканием – 1.
Таким образом, речевые нарушения могут охватывать как все компоненты языковой системы, так и звукопроизношение отдельных звуков. В зависимости от вида речевого дефекта, его тяжести, индивидуальных особенностей – эти дети получали адекватную логопедическую помощь.
Логопедическая работа строится на основе программ Л.Н. Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» и «Коррекция звуков речи у детей».
Основная форма работы – групповая. Было создано 10 логопедических групп. Восемь логопедических групп для учащихся 1-х классов и 2 группы для учащихся 2-х классов.
Пять учащихся занимались индивидуально: Набеева К. (1 «А», Савельев Д., Торбеева Д. (1 «В»), Анисимрва В., 1(«В») - дизартрия, Ибрагимов С. (1 «Е») – Общее недоразвитие речи 2-3 уровня.
Групповые занятия учеников 1-х классов проводились 3 раза в неделю, учеников 2-х классов – 2 раза в неделю. Индивидуальные занятия – 2 раза в неделю.
Для разработки оптимальных путей логопедического воздействия учащиеся были условно разделены на 3 группы с учётом влияния речевого дефекта на формирование полноценных навыков письменной речи.
В первую группу вошли те ученики (7 чел.), чьи нарушения речи не препятствуют обучению.
Во вторую группу вошли ученики ( 38 чел.), чьи нарушения затрудняют, задерживают овладение программным материалом по чтению и письму. Но логокоррекционное сопровождение дало положительный результат.
А в третью группу объединены те учащиеся (11 чел.), чьи отклонения в речевой деятельности, даже при относительной сглаженности речевых отклонений могут привести к стойкой неуспеваемости по русскому языку, а порой и другим предметам. Этим детям предложено продолжить занятия во втором классе.
С улучшением и полной коррекцией выпущено 46 человек. Для продолжения занятий оставлены учащиеся 1-х классов – 13 человек. Качество работы в первых классах – 79%.
У 7 учеников первых классов (1в, 1д, 1е) затруднена логопедическая коррекция вследствие социально-психологических и психоневрологических причин. Эти ученики были представлены для обсуждения на школьной ПМПк.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи, коррекции чтения и письма и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием.
В соответствии с годовым планом работы с педагогами и родителями проводились консультации по вопросам организации логопедической работы, диагностике и коррекции речевых нарушений. Оказывалась систематическая помощь родителям в организации индивидуальной помощи в домашних условиях по развитию речи. С родителями так же на протяжении всего учебного года проводились индивидуальные консультации по результатам коррекционной работы.
За отчётный период дано более 45 консультаций для родителей и педагогов по следующим вопросам:
Причины речевых нарушений;
Подготовка документации для обследования в городской ПМПК;
Уровень развития речи детей 7 лет;
Влияние нарушений речи на обучение и др.
Приемы постановки [Р] и [Л] и других звуков;
Коррекция чтения и письма в домашних условиях;
Цели и задачи логопедических занятий;
Роль логопедических занятий в учебном процессе;
Ежегодно принимаю участие в семинаре по преемственности детский сад – школа. Выступила с анализом речевой готовности учащихся первых классов к обучению в школе (презентация выступления).
Член жюри 8 краеведческого фестиваля «Милый край – сторонушка родная».
Участник городского методического объединения учителей-логопедов. Выдан сертификат за презентацию опыта работы с детьми, имеющими несформированность зрительно-пространственного восприятия.
Выдан сертификат за презентацию опыта работы по коррекции оптической дисграфии на районном методическом объединении учителей-логопедов.
Получены сертификаты участника семинара «Логопедическая коррекция детей-иивалидов в процессе комплексной реабилитации».
Размещаю логопедические материалы на сайте ИНФОУРОК.
Продолжаю использовать в работе по формированию навыка чтения у детей авторскую компьютерную программу С.В.Нагаева «Школа беглого чтения».
На общешкольном родительском собрании для будущих первоклассников представлена презентация логопедического кабинета и особенности организации работы школьного логопеда.
Осуществляю консультативно-коррекционную помощь учащимся старших классов по совершенствованию техники речи
Постоянный член школьной психолого-медико-педагогической комиссии.
Ежегодно принимаю участие в составе комиссии по собеседованию при приёме дошкольников в 1 класс. Выступаю на классных родительских собраниях с сообщениями по результатам диагностики речи и по результатам коррекции.
Подводя итоги логопедической работы, следует отметить:
Логокоррекционная помощь оказывалась всем нуждающимся.
Положительная динамика - 80%.
Сотрудничество с родителями, педагогами, врачом, психологом помогает найти оптимальные пути коррекции и обеспечить комплексный подход.
Увеличивается количество детей с низким уровнем техники чтения, а скорость чтения имеет прямую связь с успешностью обучения.
Низкая мотивации родителей в коррекционных занятиях.
Обследование устной
речи и навыков письма и чтения
(с 01.09 по 07.09)
Подведение итогов:
обучающиеся
выпускаются с
логопункта или
остаются для
продолжения
логопедической
работы
(с 25.05 по 30.05)
Углублённое изучение
контингента, уточнение
логопедического
заключения и
комплектование групп (с 08.09 по 15.09)
Повторное
обследование устной
речи и навыков письма
(с 15.05 по 25.05)
(в мае)
Проведение
фронтальных и
индивидуальных
логопедических
занятий
(с 15.09.по 15.05)
Заголовок 215