Статья ЛЮБИТЬ РОДИНУ — ЗНАЧИТ ЖИТЬ ЕЕ СУДЬБОЙ
Костюченко Н.П.
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №4»
город ЛисаковскЛЮБИТЬ РОДИНУ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ ЕЕ СУДЬБОЙ
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, Родина, Казахстан, Президент, гражданин, краеведение, исследование.
Аннотация:
В данной статье раскрываются актуальность и значимость гражданско-патриотического воспитания младших школьников на современном этапе. Приведены формы и приемы работы педагога по формированию гражданской позиции учащихся.
Наше село раскинулось посредине огромной степи. Некоторое время назад это был большой поселок с множеством улиц. Со временем люди разъехались, улочки заросли деревьями, но до сих пор помнится шум села, голоса детей и эти воспоминания все чаще возникают в памяти. Когда мы были маленькими , то собирались играть на огромной поляне - казахи, украинцы, татары, русские, мы были все разной национальности, но нас объединяло одно - наше родное село, наша малая Родина . Каждый человек, где бы он не жил, став взрослым неразрывно связан невидимыми нитями со своей Родиной. И это происходит независимо от него. И чем старше мы становимся , тем сильнее чувствуем эту любовь, нас преследует ностальгия по родным местам, лицам из детства и от этого никуда не деться. В этом простом примере раскрывается сущность и понятие патриотизма.
В современном мире быстро меняются приоритеты молодежи . Важными становятся совсем другие ценности. Поэтому воспитание гражданина и патриота Родины является первостепенной задачей общеобразовательных учреждений и общества в целом.
Актуальность гражданско -патриотического воспитания неоспорима и является важным аспектом общего воспитания ребенка и одним из приоритетных направлений воспитания современной молодежи .
Раскрывая понятие патриотизма, в своем послании Президент Казахстана Н.А.Назарбаев сказал :«"Мәңгілік Ел" – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма»[1]
Так с чего же начинается воспитание гражданина и патриота?
Наверно, многие согласятся, что семья является первой ступенькой в формировании гражданской позиции ребенка. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу — вред» [2].Если ребенка не научить бережно относиться к своим родным, то в будущем он также будет относиться к окружающим людям. Он будет только потребителем, который ничего не хочет давать взамен. Из такого ребенка не вырастет хороший гражданин. Соблюдение и сохранение традиций в семье, знание и память о своих предках , знание истории своей семьи и рода, истории возникновения родных мест это то, с чего стоит начинать. Надо дать понять ребенку , что он является продолжателем традиций, что традиции нужно бережно беречь, любить и передавать другим поколениям. Поэтому роль семьи важна. Именно семья закладывает фундамент в формировании гражданственности и патриотизма ребенка.
Важная роль в формировании гражданской позиции отводится школе. Именно здесь раскрываются полно понятия «МАЛАЯ РОДИНА» «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ» «ГРАЖАНИН» «ОТЧИЗНА» « ОТЕЧЕСТВО». Воспитание патриотизма не может идти отдельно от общего воспитания. Это целый комплекс мероприятий, действий, идущий параллельно с общим воспитанием.
В младших классах мы формируем : патриотическое сознание, знание прав и обязанностей, любовь к своей малой Родине, уважительное отношение к языку своего народа ,знание символов своего государства. Чуть старше - верность Отчизне, стремление и желание того, чтобы быть защитником Родины .Какие же подходы можно применить в начальной школе? Свою позицию как педагога по воспитанию гражданина и патриота, именно в начальной школе, мне хочется сформулировать словами М.И.Калинина:
"Я не вижу предмета, который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи"[3]
Я твердо уверенна, что на любом уроке можно вести разговор о патриотизме и гражданственности: задачи по математике, которые учат не только считать, но и знакомят своим содержанием учащихся с родным краем, задания по познанию мира и литературе, где всегда можно ввести региональный компонент. Именно такая работа на уроках способствует тому, что часто тема отдельного урока превращается в исследовательскую работу или новый проект. Учащимися нашей школы создано много проектов, посвященных родному городу, такие как: «Ветеран живет в твоем дворе», «Любимый город поздравляем!» , «Любимые места горожан» , «А лучше места никогда не будет»и др. Именно исследовательская деятельность способствует более глубокому изучению малой Родины .
Не менее важным является воспитание через внеклассную деятельность- это акции, коллективно- творческие дела, экскурсии, поездки. Так учащиеся нашей школы ежегодно посещают столицу нашей Родины-город Астану. Чувства гордости за столицу перерастают в гордость за страну.
Большую помощь в изучении родного города и края оказывает краеведческий музей г. Лисаковска, школьная и городская библиотека. Посещение нашего музея позволяет познакомить учащихся с историей и современностью любимого города в увлекательной для них форме – экскурсии, выставки, встречи с интересными людьми, встречи с ветеранами. Знание истории своего города обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой город и народ.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями образовательных учреждений , педагогов и родителей.
Учащаяся 4 класса Бережная Элана в своей исследовательской работе писала: «Я задаюсь вопросом, что мы оставим после себя? Какие усилия мы приложим для того, чтобы сохранить наш город? Что сделать можем мы, чтобы он стал еще красивее? Я думаю, что надо его просто любить! Ведь совсем рядом такое уникальное место, которое действительно для каждого из нас является одним из чудес, потому, что это наша Родина-город Лисаковск!»[4]. Если наши дети могут так рассуждать, задаваться такими вопросами, это значит , что из них вырастут настоящие граждане и патриоты Казахстана.
Литература:
1.Назарбаев Н.А. Послание Президента «Нурлы жол – путь в будущее»: Астана, 17 января 2014 года
2. В. А. Сухомлинский. Сборник «Цитаты и афоризмы» http://www.citata.org/454-v-a-suhomlinskiy-o-seme-i-vospitanii-detey.html
3.М.И. Калинин. Сборник «Цитаты и афоризмы» http://citatu.com.ua/kalinin_m_i/
4.Ю.П. Буданова. Материалы 7 детских региональных краеведческих чтений им.И.Семченко«С чего начинается Родина», Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья, 2013г.