Что значит Родину любить? (Занятие военно-патриотического клуба «Верность»)


Что значит Родину любить?
Занятие военно-патриотического клуба «Верность»
Подготовил:
Преподаватель-организатор ОБЖ
Брагин Александр Владимирович
Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки.
Задачи:
- выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма
-способствовать осознанию учащимися понятий Родина, патриот, долг перед отчизной
-воспитывать гражданскую ответственность, уважение к Родине
-развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.
Оборудование: анкеты
Участники:  обучащиеся 9 класса
Ход урока
Учитель.
Что значит Родину любить? Как по другому можно назвать любовь к Родине? (ответы обучающихся). Правильно – патриотизм! Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут; желание сделать жизнь на этой земле лучше; любовь к родной природе, близким, к своей Родине.
Тема нашего урока – размышления: «Что такое патриотизм?». Кого можно считать патриотом? Поразмышляем над тем, что же такое патриотизм, гражданственность. Кто же он- настоящий патриот России?
Ребята, как вы считаете, эта тема для нас актуальна? (мнение ребят).
(Сейчас – это наиболее жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей). (2 мин.)
Как обстоят дела в нашем классе?
Мы проводили анкету и я хочу познакомить вас с результатами (см. приложение) (5 мин.)
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Русский мыслитель XX столетия Иван Андреевич Ильин писал: «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь.»Родина, патриотизм. Что значат эти слова? Обратимся к словарям.
Философский словарь дает такое толкование.
Патриотизм- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, стремление защищать интересы родины, гордость за его прошлое и настоящее. Какой бы словарь мы не смотрели, в основе слова патриотизм лежит любовь.
Учитель.
-Гордитесь ли вы свой страной?(ответы)
-Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учеными, писателями, художниками. Мы первые кто открыли дорогу в космос, достигли больших успехов в разных областях. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями, но в определенных обстоятельствах проявлялись его особенные свойства, которые свидетельствовали о том, что это – Гражданин, патриот.
История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны (примеры в ответах учеников).
Мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей народного ополчения Минина и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Жукова. Но сколько было других патриотов России - безвестных героев и мучеников. Именно благодаря им наша Родина всегда была великой и могучей державой.
Нас разделяет больше полувека со времен Великой Отечественной войны. Страшное и далекое прошлое до сих пор не оставляет нашу память. Казалось бы, пора забыть эти годы, но имена людей, вершивших историю, навсегда останутся с нами. (6 мин.)
А сейчас послушаем стихотворение (читает Т. Иванова)
Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказ им дают,
Поцелуют крепко, перекрестят
И по -бабьи жалобно всплакнут.
И отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не забудь.»Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают,
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остаётся
Остаётся вечно молодой.
(1 мин.)
Учитель:
Эти стихи написаны матерью, потерявшей на афганской войне единственного сына. Десять лет продолжалась война в Афганистане. Это называлось «выполнение интернационального долга». И наша армия, наши ребята выполнили свой долг с честью. Сейчас говорят это была бессмысленная война, может быть и так, но наши ребята верили, что они защищают нас, мирно спящих, работающих, любящих. Они защищали Родину, выполняли свой мужской долг.
Песня «Друг» исп. Скачихин А. и Виноградов А. (2 мин).
Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива “шагать год в кирзовых сапогах” не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия.
И тем ни менее, армия является школой мужества профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру… Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной.
Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противоречивые аргументы “за” и “против” службы в армии.
Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей являются:
 “Армия – это напрасная трата времени”.
 “Страшно за жизнь детей” (“горячие точки”, травматизм в армии и т.д.).
 “Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.
 “Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.
 Дедовщина в армии.
 “Там один беспредел”.
 “Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.
В то же время, сторонники прохождения службы своими детьми, мотивируют это следующим:
 “Армия поможет сделать из него настоящего мужчину”.
 “Это долг каждого мужчины”.
 “Армия учит жизни”.
 “Ребята должны защищать Родину”.
 “Армия дисциплинирует”.
 “Армия делает человека сильным”.
 “Парню стыдно не служить!”.
-Учитель.
Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.
- Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
- Нужны ли стране профессиональные воины?
- Престижна ли профессия офицера?
- Вы за или против службы в армии?
(послушаем юношей)
( 100% юношей сказали, что служить нужно. 30% из них немного опасаются дедовщины. И в конце разговора они сделали вывод, что какой быть армии зависит от них самих.)В настоящие время в российской армии много острых вопросов, но все-таки немало тех, кто готов отслужить в армии. Это долг каждого гражданина.
(10 мин.)
Выступление А.А. Кузнецова, ведущего специалиста по делам молодежи администрации г.Козьмодемьянска (5 мин.)
Вопросы А.А. Кузнецову от гостей и обучающихся (3 мин.)
А что значит быть патриотом в мирное время?
Часто на телевидении показывают различные конфликтные ситуации, где наши молодые люди, называя себя патриотами, унижают людей других национальностей.
Проблемная ситуация:
Победа российской команды в одном из мировых турниров, ликующая толпа болельщиков, раскрашенная обернутая в цвета российского флага громила улицы городов
Это патриотизм?
Гордясь своими русскими корнями, банда подростков убивает 8-летнюю девочку-таджичку. Это патриотизм?
Обсуждение ситуации (3 мин.)
- В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина? (ответы обучающихся: субботник, забота о ветеранах, стремление хорошо учиться, благоустройство школы и села и т.д.)
-Кто же такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем и кричать всем, что он - патриот; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью. Тот, кто считает службу в армии своим долгом; тот, кто готов отдать свою жизнь на благо своей Родины. А таких людей в России очень много. Дай- то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Задумайтесь и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми, настоящими гражданами своей страны. Мне хочется привести в пример слова русского мыслителя XX столетия Ивана Александровича Ильина.: «Ныне мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Её дух жив и будет жить!
Россия спасётся творчеством – обновлённой религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми идеями». (2 мин.)
Я предлагаю прослушать стихотворение (читает Е. Ванюшкина) (1 мин)
У каждого заботой своей
Глаза полны,
Наша Родина не что- то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет
Какими будем мы.
Учитель.
« Быть гражданином»- это не просто запись в паспорте ,это и реализация своих способностей на благо Родины.»
Гражданственность, патриотизм, я думаю, что эти понятия неразделимы.
«Не все в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)» - писал А. Н. Радищев.
Не случайно в качестве эпиграфа к разговору о патриотизме можно привести слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках! (1 мин.)
И в заключении предлагаю прослушать стихотворение Ольги Фокиной «Храни огонь родного очага» (читает А. Карпова) (2 мин.)
Храни огонь родного очага
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
Рефлексия по итогам занятия:
- О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор?
- Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?
- Изменился ли у вас первоначальный взгляд на проблему патриотизма в нашей стране?
Исполнение песни «Ребята из Афгана» А.В. Брагин (2 мин.)
Итого: 45 мин.