Методическая разработка классного часа Легко любить человечество, соседа полюбить сумей
Классный час по теме:
«Легко любить человечество. Соседа полюбить сумей»
Введение в проблему
Любовь самое прекрасное чувство на Земле, дарованное человеку свыше. Любовь самое непонятное и загадочное явление в эмоциональной жизни людей. Именно любовь заставляет нас совершать необдуманные поступки: хорошие и наоборот.
Для меня главное, ключевое слово в теме нашего классного часа (высказывании Расула Гамзатова) – любовь, полюбить, любить
А для вас? Какое слово главное?
Учащиеся называют слова. Учитель комментирует высказывания.
-сумей (навыки и усилия преодолеть ненависть, неприязнь и полюбить)
-соседа (вокруг нас люди, мы не можем жить в вакууме, нам нужно контактировать с нашим окружением, причем желательно бесконфликтно контактировать)
-легко (ощущение легкости дает нам счастливое чувство уверенности в себе)
-человечество (а что это такое, многие считают, что абстрактное понятие, некая общность, которую невозможно оценить, но можно принять его ценности).
Обратите внимание, каждый нашел в данном высказывании Расула Гамзатова свое, значимое слово, и мы с вами обозначили практически 5 тем для обсуждения:
Любовь к человеку
Навыки преодоления неприязни и бесконфликтного общения
Уверенное взаимодействие с нашим социальным окружением
Гуманизма, альтруизм, человеколюбие
Общечеловеческие ценности и нравственные устои.
А какой смысл вкладывал поэт в свое высказывание?
Действительно, человечество любить намного проще, чем конкретного человека. Эта любовь не требует ни каждодневного подтверждения, ни каких бы то ни было затрат материальных или душевных. Все человечество не сможет предъявлять претензий по мелочам, не будет спорить, и ссориться по поводу и без. Истинная любовь к человечеству начинается с любви к своим близким, к тем, кто тебя окружает. И пусть банальная, фраза “Возлюби ближнего своего” не кажется нам чем-то нереальным и сверхъестественным: любовь великая начинается с малого. Любовьэто не просто красивые слова. Любовь это великий труд: ежедневный, упорный, иногда даже слишком тяжелый.
Бескорыстная, не требующая благодарности любовь к людям? Кто к ней способен? Только ли человек?
Я прочитаю вам стихотворение Бориса Заходера, а вы подумайте, имеет ли оно отношение к проблеме нашего обсуждения.
Я собака – всего лишь собака!
В голове у меня пустота.
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки.
Ни слова – потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем!
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают
Мы вступаем и в драки, и в браки,
Неизменную веру храня:
Что бы ни было – Все мы собаки.
Все мы братья, все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата
Распознать, неспособны никак
Сразу видно – чутье слабовато.
В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш – не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части
Иногда вы хуже собак!
Учащиеся высказывают мысли о том, что любовь к ближнему присуща не всем представителям человечества
Действительно, мы порой проявляем жестокость к своему окружению, при этом объявляем себя человеколюбцами и гуманистами.
Организация проблемного диалога.
Я предлагаю вам выразить свое отношение к мнениям ваших сверстников и известных людей по этой проблеме.
«Зачем ненавидеть себе подобных, ведь таким образом я буду себя ненавидеть. Говорите человечество стала хуже и менее гуманным. А что более гуманным было в средние века, когда сжигали на кострах сотни людей? Человечество, какое было такое и осталось, не хуже, не лучше. Любить нужно, потому что мы все подобны. У всех есть свои недостатки и достоинства. Нет людей плохих и хороших. В конечном итоге все стремятся к счастью - только разной дорогой»
Бальмонт: "Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша, Моё единое отечество - Моя пустынная душа"
"Комариное болото" П.П. Бажова. «Где община, там кончина. Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется, а все человечество понять – невозможно»
«Есть такой тип философов - они любят людей вообще, говорят о гуманизме, человеколюбии, но не принимают свое окружение, почти не имеют близких людей, считают себя непонятыми обществом, а окружающих - греховными и худшими представителями человечества. А есть и такие люди, которые светятся любовью. Они добры ко всем без исключения, в каждом стремятся увидеть только лучшее, они с улыбкой принимают все невзгоды и проблемы. Их можно назвать почти святыми»
«В конце концов, "человечеству в целом" всё равно, как я к нему отношусь, чего не скажешь об отдельных людях»
Святой Амвросий Оптинский говорил, что «если нет любви, то через силу нужно делать дела любви, и Бог, видя твои труды, подарит тебе любовь. Например, у твоего ненавистного соседа развязались шнурки или выправилась из штанов рубашка. Дело любви - не дать ему быть посмешищем для коллектива, а тихо подсказать, что исправить в одежде. Или у него (нее) упала на пол папка с документами. Помоги поднять, согнись, корона не свалится. Так делами любви, сделанными через силу, ты можешь размягчить сердце бывшего недруга и привлечь к себе любовь. Дай денег, подвези, поздравь с днем рождения, заступись, если можешь и если есть нужда. И все это - через силу, по долгу, с неким насилием над своим строптивым и нелюбящим сердцем. Только на этом пути тебе может открыться опыт внутреннего примирения с теми, с кем ты внутренне же враждовал.»
Кульминация. Выявление противоречия в высказываниях.
Получается любовь к человечеству, не подразумевает любовь к своему соседу.
Поднимите руки те, кто не связывает эти понятия, считает, что можно ненавидеть соседа и любить человечество.
Поднимите руки те, кто считает, что любого соседа можно принять, понять и в этом смысл любви, избавиться от ненависти, протянуть руку помощи.
Наши мнения разделились. Каждый выберет для себя приемлемое для него мироощущение и мировосприятие. Давайте переделаем утвердительное высказывание Расула Гамзатова: «Легко любить человечество» в вопросительное. Ответим на вопрос: Легко любить человечество?
Почему трудно?
Все-таки, человечество для нас это наше ближайшее окружение. Нет идеальных людей. Но ненависть и неприятие не вызывают ничего, кроме ненависти и неприятия. Принимать людей такими, какие они есть, относится к другим так, как хотели бы, чтобы относились к нам. Способны ли мы на это?
Давайте проверим с помощью небольшого теста.
На твоем пути стоит человек. Тебе очень быстро надо пройти. Что ты сделаешь?
А. Обойду, не потревожив.
Б. отодвину и пройду.
В. Смотря, какое настроение у меня будет.
2. Ты опаздываешь. Видишь, что кому-то плохо. Сто ты сделаешь?
А. Пройду мимо, я же тороплюсь
Б. Если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду.
В. Позвоню 03 и остановлю прохожих.
3. Твои соседи переезжают на другую квартиру. Что ты сделаешь?
А. Предложу помощь
Б.Меня это не касается
В. Если, меня попросят, я помогу.
4. С тобой разговаривают в оскорбительном тоне. Как ты к этому отнесешься?
А. Отвечу тем же
Б. Не замечаю, это не имеет большого значения
В. больше никогда не буду общаться с этим человеком
Проанализируйте свои ответы.
Довольна ли ваша душа этими ответами?
Можете ли вы сказать, что вы способны любить и понимать ближнего своего?
Согласны ли вы с высказыванием Гете «Невозможно всегда быть на высоте, но всегда можно оставаться человеком»
Формулировка выводов.
Ответили ли вы себе на вопрос: вы сумеете полюбить своего соседа?
Что значит – любить человечество?
Что вы вкладываете в понятие любить?
Для кого важнее ваша любовь: для вас самих или для ваших ближних?
Открытый финал
Закончить наш классный час я хочу стихотворными строками Эдуарда Асадова, которые могут стать для вас еще одним стимулом решения вопроса как полюбить ближнего своего.
В жизни по-разному можно жить.
В горе и радости,
Вовремя есть. Вовремя спать.
Вовремя делать гадости,
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой, обнаженною солнце достать
И подарить его людям!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
15