Доклад На тему “Способствование формированию высокой нравственно- эстетически развитой личности в сельской местности”


Министерство культуры Республика Саха (Якутия)
Вилюйское управление культуры Балагаччинский филиал ДШИ
Министерство образования РС(Я) Вилюйское управление образования
Мастахская средняя школа имени Героя Советского Союза А.А. Миронова.
Доклад
На тему “Способствование формированию высокой нравственно-
эстетически развитой личности в сельской местности”
Составила: преподаватель
Балагаччинского филиала ДШИ
Алексеева Антонина Григорьевна
2014 год.
Введение
Эстетика (от греческого aisthetiris - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, “о творчестве по законам красоты”.
В качестве обозначения определенной области знаний термин “эстетика” был введен в научный обиход немецким философом Баумгартеном А. в середине 18 века, однако из этого вытекает, будто эстетика как наука ведет от него свое начало.
Предмет эстетики исторически подвижен и изменчив, он все время развивается и усложняется в процессе общественно-исторической практики. На каждом этапе ее развития обнаруживается что-то новое, нераскрытое в сложившихся представлениях об эстетическом отношении человека к миру и к самому к себе. В результате дальнейшего хода истории, постоянного развития общества предмет эстетики постоянно обогащается и все же остается открытым. На современном этапе развития общества в связи с широким проникновением художественного начала в различные области человеческой жизни, наряду с традиционными проблемами проявления эстетического в природе и искусстве, важным объектом интереса эстетической науки стали виды эстетической деятельности, которые выходят за пределы художественного творчества и охватывают проблемы технической эстетики (формирование гармоничной среды жизнедеятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей), дизайна (специфический эстетический способ целостного осмысления и формирования объектов, позволяющий достигнуть необходимого комфорта для человека), вопросы эстетического воспитания, некоторые другие сферы проявления эстетического, например, спорт (эстетика спорта) и т.д.

Эстетика – это не только наука, но и сама наша жизнь, мы сами. Эстетика, то есть красота и гармония, призвана сделать человека и окружающий его мир лучше, добрее, справедливее. Красота определенным образом раскрывает нам идеалы, ценности нашего существования, является своеобразным ориентиром, маяком путеводной звездой, в направлении которых должна двигаться каждая личность, изменяя себя и окружающих к лучшему, стремясь жить в гармонии с собой и со всем миром.
Стремление к красоте, реализация человеком заложенного в нем творческого потенциала, своеобразный подход к жизни и ее проблемам , самореализация своей человеческой сущности, - вот те задачи, которые эстетика, а значит, и жизнь, ставит перед каждой личностью.
Эстетическое воспитание
Эстетическое сознание, духовное богадство, гармоничное развитие – это категории эстетического воспитания.
Эстетическое сознание, выражающееся в форме искусства, оказывает огроиное воздействие на субъективный мир личности, порождает многообразные и сложные переживания Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что их предотворению в жизнь.
Эстетическое воспитание – формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.
Вычленим три основных пласта данной категории:
- воспитание как явление общественное, им занимается государство, политические партии, общественные движения, то есть общество в целом;
- воспитание как профессия, которой занимаются люди, чья профессиональная деятельность связана с человеческим общением (педагоги, врачи, воспитатели, библиотекари, водители, продавцы, военные, мастера на производстве и т.д.); - самовоспитание (как главенствующий пласт).
В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимся в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (то есть в любой сфере жизнедеятельности, в быту, труде, спорте, в поступках и поведении).
Эстетическое воспитание тесно переплетается с нравственным воспитанием так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями. Красота, помимо другого своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.
Эстетическое воспитание осуществляется многими средствами. Это и бытовая среда человека (эстетика быта), обстановка его трудовой деятельности (производственная эстетика), эстетическая сторона нравственных отношений, спорта (эстетики спорта) и т.д.
Эстетическая воспитанность основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению по отношению к людям и обществу.
Формирование эстетически – нравственно развитой личности в сельском социуме.
Выявление творческих способностей детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Помимо школы в сельских местностях работают филиалы школы искусств, дома культуры, туэлбэ и др. Все эти организации несут за собой ответственность за гармоничное развитие сельских детей.
Школьное воспитание не даст должного результата, если окружающая среда не будет подкреплять те идеалы, которые дети получают на уроках и в школьной жизни. Значимость личности зависит от значимости общественных условий. Отношение подростков и юношей к добру, гуманизму, всему лучшему определяется жизненной средой.
Введение профильного обучения предполагает необходимость полного использования возможностей сельского социума, таких, как:
- народные традиции, обычаи, определяющие отношения школьников к творческой деятельности;
- воспитание детей в процессе жизнедеятельности семьи путем практического опосредованного общения с природой и окружающим миром;
- принятие школьниками первоначальных, элементарных умений и навыков;
- нормы и правила, вытекающие из таких этнических традиций, как культ предков, почитание старших, уважение личности детей, любовь к родным местам и другое;
- воспитание у школьников определенных нравственных и эстетических качеств.
Формы организации взаимосвязанной деятельности различных учреждений села в целях формирования гармонично развитой высококультурной личности.
Под эстетической картиной жизненного пути личности мы понимаем:
- субъективное представление человека об идеалах красоты.
- стремление к достижению этих идеалов на протяжении всей жизни.
Стремление к красоте, реализация человеческом заложенного в нем творческого потенциала, своеобразный подход к жизни и её проблемам, самореализация своей человеческой сущности, - в те задачи, которые эстетика, а значит, и жизнь, ставит перед каждой личностью. Эстетика, то есть красота человеческой жизни, возможно при достижении гармонии внутри себя (самонаблюдение, самопознание, само принятие) и достижение гармонии во взаимоотношениях с другими людьми.
Каждый человек – это большой, еще неразгаданный мир! И этот мир может обогащаться только при созидании, объединении и пересечении с другими “мирами”, а не при разрушении их ( человеческих связей, связей с природой, искусством, самим собой).
Основную роль в формировании гармонично развитой высококультурной личности в сельской местности играет школа.
В 2003 году Мастахской средней школе имени А.А. Миронова присвоен статус “Республиканская экспериментальная площадка” по внедрению профильного обучения. Проект экспериментальной работы предусматривает организацию профильного обучения через дополнительное образование. Школа выбрала эстетическое направление, так как имеются соответствующие условия для эстетического воспитания школьников. Работают постоянные художественные, прикладные кружки и студии, творческие центры по шести направлениям (“Мой край”, “Моя семья”, “Мое здоровье”, “В мире знаний”, “Подросток”, “В мире Прекрасного”).
Администрация школы и Балагаччинский филиал детской Школы Искусств города Вилюйска заключил договор о совместной работе по эстетическому воспитанию школьников.
Основные цели обучения определяются, прежде всего, потребностями ученика, с учетом его личностных особенностей.
- помощь детям войти в мир искусства, культуры;
- выявление природных задатков и способностей детей;
- формирование основ эстетической и технологической культуры;
- помощь детям в их социальном и профессиональном самоопределении.
Задачи деятельности совместной работы:
- организация единой воспитательной системы в селе;
- проведение различных культурно-массовых мероприятий;
- организация детского досуга и детской занятости;
- организация участия в различных школьных, сельских, кустовых, улусных, республиканских мероприятий.
Условия достижения целей:
Преодоление единообразия обучения и воспитания с учетом личностных качеств и ориентаций учащихся;
Обеспечение каждому ученику условий для развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов.
Содержание мероприятий по реализаций поставленных задач:
Акция «Духовность нации – забота каждого».
Организация и проведение Дней Вежливости и Заботы.
Улусный конкурс песни «Мастаах Саьар5ата».
Улусный конкурс девушек «Кэрэчээнэ Куо».
Конкурс «Урун Уолан».
Конкурс «Хаарчаана» для девочек младших классов.
Конкурс «Лоокут» для мальчиков младших классов.
Школы для девочек.
Работа школьной аудиостудии.
Работа детских творческих коллективов.
Выставки прикладного и творческого искусства.
Декада «В мире Прекрасного».
Персональные выставки учащихся.
Праздник «Счастливое детство».
Праздник «День рождения школы».
КВН «Веселые краски».
«Михайловские чтения» памяти мелодиста Д.Т. Михайлова – Балагаччинского о жизни и творчестве талантливых людей наслега.
Проведение конкурса юных модельеров.
В Мастахской средней школе наиболее эффективно работают кружки, клубы, студии, эстетического направления и ведется целенаправленная работа по эстетическому воспитанию детей через организацию различных традиционных мероприятий. В школе действуют такие кружки:
Студия «Уьуйаан» по шитью.
Юнкорпост «Мастаах уоттара».
Драмкружок «Иэхэй-чуохай».
Танцевальный кружок «Эрэкэ-Дьэрэкэ».
Кружок юных шахматистов.
Танцевальный кружок «Кустук».
Кружок «Дизайн»
Важнейшим звеном в эстетическом воспитании сельских школьников является проведение элективных курсов «Эстетика», «Риторика», «Этика», «Ступеньки творчества», «Оригами», «Рукоделие» и др.
В организации и проведении указанных мероприятий и работ привлекаются все социальные структуры села: родительские тройки, общественные организации (женкомитет, совет ветеранов, молодежная организация, клуб отцов, творческие центры и др.), предприятия (сельская администрация, сельский Дом Культуры «Чэчир», Мастахская участковая больница имени В.В. Телье, детский сад «Кэскил».Школа искусств и др.

Таким образом строится следующая структура взаимодействия.
Взаимодействие социальных структур сельского социума
Центр «В мире знаний»
Хореографический класс
Художественный класс
Детская школа искусств
Ансамбль танца «Кустук»
Мини-театр «Фантазия»
Творческий центр «В мире прекрасного»
Студия «Уьуйаан» по шитью
Детский драмтеатр
Мастахская средняя школа
Центр «Я подросток»
Центр «Мое здоровье»
Центр «Мой край»
Центр «Моя Семья»По воспитанию гармонично развитой высококультурной личности.