Методическая разработка семинара-практикума Психологическое здоровье педагога. Как его сохранить

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Рожки Малмыжского района Кировской области









Семинар-практикум
«Психологическое здоровье. Как его сохранить»











Подготовила:
заместитель директора по УВР
Сайфуллина С.Н.










2016 г.
с.Рожки

Цель семинара-практикума:
повышение компетентности педaгогического коллектива по вопросaм сохрaнения собственного психологического здоровья.
Зaдaчи семинaрa:
обратить внимaние кaждого педaгога на собственное состояние здоровья;
определить фaкторы, влияющие на ухудшение психологического здоровья учителя;
выявить способы и методы улучшения психологического здоровья педaгогов, ознaкомить с некоторыми из них.
вооружить учителя теми знaниями, которые бы повышaли его психологическую устойчивость в трудных (критических) ситуациях, обеспечивали научно обоснованными способaми борьбы с жизненными невзгодaми.
Оборудовaние:
Просторное помещение, стулья по количеству учaстников, мaгнитофон, релaксaционная музыкa, мягкaя игрушкa, блaнки для тестa, пaмятки.
Продолжительность: 1 час
Плaн проведения мероприятия:
1.Упрaжнение - энергизaтор «Мое нaстроение».
2. Упрaжнение «aссоциации» (слово «Психологическое здоровье»)
3. О синдроме профессионaльного выгорaния (теоретический мaтериaл)
4. Тест «Состояние вaшей нервной системы»
5. Методы и способы сaморегуляции психологического здоровья (пaмятки).
Психологические советы «Кaк не сгореть на рaботе».
6. Прaктический блок:
Упрaжнение «Я хвaлю себя зa»
Визуaлизaция «Встречa с ребенком внутри себя»
Притчa «Все в твоих рукaх»






1.Упрaжнение - энергизaтор «Мое настроение».

2. Упражнение «Aссоциации» (психологическое здоровье)
- Скaжите, пожaлуйста, какие aссоциации у вaс вызывает слово - психологическое здоровье. (по кругу с помощью мягкой игрушки)
Итaк, психологическое здоровье это -(перечисляются все предложенные aссоциaции)
3. О синдроме профессионaльного выгорaния
Педaгогическая деятельность и синдром эмоционaльного сгорaния.
   - Вaм знaкомо состояние, когда внезaпно нaкaтывает дaвящая устaлость, тaкое ощущение, что что-то сломaлось внутри. И вчерa еще любимaя рaботa, сегодня не рaдует, a рaздрaжaет, ученики вызывaют лишь негaтивные эмоции. Рaздрaжение готово перелиться через крaй. Но взрослый человек продолжaет свою рaботу, невзирaя нa сидящую в голове мысль:
«-когда же все это зaкончится, и я уйду домой!»
Но домa Вaм ничего не хочется, и рaздрaжaет общение дaже с близкими людьми. Вы бесцельно слоняетесь по дому или вaляетесь нa дивaне, бессмысленно устaвившись в экрaн телевизорa, поглощaете один зa другим бутерброды или, нaпротив, с отврaщением смотрите нa холодильник...
Подобное состояние, нaверное, испытывал кaждый.
Такое психическое состояние названо психологами синдромом
«эмоционального сгорания» это, хорошо знакомое явление
в школах.
Термин "burnout" (эмоциональное сгорание) был введен американским
психиатром Х. Дж. Френденбергером в 1960 году. Термин характеризовал
психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и
тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной
атмосфере при оказании профессиональной помощи. Термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.
СИНДРОМ эмоционального сгорания, или выгорания, другими словами, это эмоционально-волевая деформация специалиста, вызванная особенностями работы.
В основном это те люди, кто по роду своей деятельности часто
общается с людьми: педагоги, психологи, менеджеры, продавцы, врачи,
журналисты.
    Как показывают исследования специалистов, самой уязвимой в этом
отношении является профессия педагога, так как она по своей природе
эмоциогенна.
Большинство педагогов чувствительно реагируют на неуспехи своих
учеников как на свои неуспехи, на неумение построить взаимоотношения
со своими подопечными. К этому добавляется чувство неудовлетворенности
своей профессией из-за низкой оплаты труда, отсутствия перспективы
профессионального роста, семейно-бытовых проблем, что усугубляется
большим количеством внеурочной работы; постоянной активной работой
сознания, высоким участием волевого стимула.
Все это делает труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.
Такой труд не имеет фиксированного объема и общепринятых критериев оценки результативности, зато требует постоянного творчества, активного функционирования сознания, работы над собой, совершенствования психологических знаний, что вызывает часто неспецифические эмоции при большом количестве требований.
Все это становится причиной огромной эмоциональной перегрузки и вызывает у человека симптомы «эмоционального сгорания».

Симптомы "выгорания" тесно связаны со стрессом.
Во время стресса человек испытывает следующие чувства:
Нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные классы. Все это сопровождается следующими симптомами: "переживания психотравмирующих обстоятельств"; "неудовлетворённости собой"; "загнанности в клетку"; "тревоги и депрессии". Сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Истощение. Формируются следующие симптомы: "эмоционального дефицита", "эмоциональной и личностной отстранённости", "психосоматических нарушений".


В связи с этим нашу встречу, мы хотим посвятить именно тому, как предупредить эмоциональное выгорание наших педагогов и предложить вам методы и техники борьбы со стрессом.
4.Тест «Состояние вашей нервной системы» (по К. Либельту)
Прежде чем обратиться к симптомам, по которым можно определить состояние «эмоционального сгорания» давайте продиагностируем себя, и определим свое состояние нервной системы.
Тест «Состояние вашей нервной системы» (По К. Либельт)

Инструкция: Обведите кружком одну из четырёх цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.
Обработка результатов: Сложите обведённые цифры. 0 – 25 баллов: эта сумма может вас не беспокоить. Однако всё-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места. 26 – 45 баллов: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете сделать для вашего организма. 46 – 60 баллов: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдёте направление необходимых перемен. Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.

Симптом
Нет
Редко
Да
Очень часто

1. Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство?
0
3
5
10

2. Часто ли у вас учащённый пульс и сердцебиение?
0
2
3
6

3. Часто ли вы быстро устаёте?
0
2
4
8

4. Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету?
0
2
4
8

5. Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворённости?
0
2
3
6

6. Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей?
0
2
4
8

7. Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?
0
2
3
6

8. Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подёргивание в суставах?
0
2
4
8

9. Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание?
0
2
4
8

10. Страдаете ли вы ор зуда?
0
2
3
6

11. Необходимо ли вам в вашей проф. деятельности быть на «высоте»?
0
2
4
8

12. Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание?
0
2
4
8

13. Копите ли вы неприятности в себе?
0
2
4
8

14. Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром?
0
2
4
8

15. Курите ли вы?
0
2
5
10

16. Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли вас страхи?
0
2
4
8

17. Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе?
0
2
4
8

18. Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?
0
2
4
8





Итак, свое состояние нервной системы вы определили. Предлагаю вашему вниманию памятку методов и способов регуляции и саморегуляции.

Памятка методов и способов регуляции и саморегуляции

Естественные способы регуляции
Способы саморегуляции

Размышления о хорошем, и приятном.
Различные движения типа подтягивания и расслабления мышц
Наблюдение за пейзажем за окном
Рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей
Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее)
«Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах
Вдыхание свежего воздуха
Чтение стихов
Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так
1)Способы, связанные с управлением дыханием.
Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Часто (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.


2)Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслабить позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.


3)Способы, связанные с воздействием слова.
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Самоприказы (Разговаривать спокойно!)
Самопрограммирование (Именно сегодня у меня все получится)
Самоодобрение, самопоощрение (Молодец! Умница! Здорово получилось!)



4)Способы, связанные с использованием образов.
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.





А теперь давайте сделаем выводы как же все - таки не сгореть на работе:

1.Эмоциональное общение. Когда учитель анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы. 2. Использование "тайм-аутов" Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. 3. Овладение умениями и навыками регуляции и саморегуляции. Положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию" (памятки методы и способы регуляции и саморегуляции) 4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с различным опытом работы, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы. 5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к победе на работе создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания. 6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.
8. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
9. Перестаньте искать в работе спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Конечно, эти немудреные советы - всего лишь правила первой помощи. Но вспомним, сколько трагедий случается из-за незнания элементарных приемов оказания этой самой первой помощи себе, любимому, и окружающим!..
Но есть еще одно противоядие, против синдрома эмоционального сгорания. (женщины примут его скорее, чем мужчины): хорошо каждый день говорить себе, стоя перед зеркалом: "Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!" Осознайте, что вы - так же, как и другие люди, - не можете быть СОВЕРШЕНСТВОМ, но достаточно хороши, чтобы жить, радоваться и быть успешными.


Следующий этап нашей работы – практический блок.

Упражнение «Я хвалю себя за»

Данное упражнение относится к такому способу саморегуляции, как самоодобрение.
Каждому участнику предлагается продолжить данную фразу. После этого каждый из участников может что-то добавить в адрес присутствующих, начиная фразу со слов: «А еще ты, у тебя»

Визуализация «Встреча с ребенком внутри себя».
Визуализаци - это создание зрительных образов и управление ими. С какой целью в психологии используется визуализация?
Психология объясняет это, используя теорию бессознательного, как всегда.
Когда мы начинаем визуализировать нечто (не важно что), подсознание заполняется всем этим и понимает это как запрос «Хочу!». Сознание же почти всегда говорит нам: «У тебя нет сейчас ни денег, ни образования, ни толком возможности иметь это».
Но наше подсознание (бессознательное) оно ведь старше и мудрее, чем сознание, и оно молча начинает искать пути и варианты - как же добиться того, чтобы запрос был реализован!
Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.
Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет
Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?
Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».
После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко – крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!». Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.
Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох – выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».

Завершить нашу встречу хотелось бы восточной притчей.
Притча «Все в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.
Итак, уважаемые педагоги, все в ваших руках. Буду рада, если сегодняшнее занятие будет полезно вам, спасибо за работу.












13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315