Перспективная программа внеурочной деятельности по реализации духовно-нравственного направления Кружок «Птица счастья»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Перспективная программа
внеурочной деятельности
по реализации духовно-нравственного направления
Кружок
«Птица счастья»
Срок реализации программы: 4 года
Программа рассчитана на детей 7-11 лет
Нижневартовск
Пояснительная записка.
Перспективная программа «Птица счастья» по реализации духовно-нравственного направления разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Школа России», составлена на основе книг А. Лопатиной и М. Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования отличительными особенностями, которого являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовному по своей сути.
Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:
строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.
Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многие другие.
Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы . Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Многие считают, что духовно-нравственное воспитание – это сугубо религиозное воспитание. Такое мнение ошибочно. Достаточно ознакомиться с планированием занятий и убедиться в отсутствии религиозной тематики.
Современное состояние религий, их разветвление на многочисленные направления и секты, все перипетии их развития и становления ребёнок может изучить (если появится интерес), став взрослее. Гораздо важнее дать ребёнку почувствовать основы мировых религий. Этот начальный курс по духовно-нравственному воспитанию должен показать всё самое светлое, чистое и доброе, что есть в каждой священной книге. Главное, не пропагандировать, не вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В.Сароян.
Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, человековедение, эстетика, мировая художественная культура, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению.
Разработанная программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса, и если нет возможности вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.
Перспективная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Птица счастья” составлена на основе книг А.Лопатиной и М.Скребцовой , которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.
Принципы реализации Программы
Принцип гуманизации образования.
Принцип учета индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.
Принцип системности.
Принцип научности.
Принцип доступности.
Принцип преемственности между учебной и внеурочной работой.
Цель: формирование интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи:
содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
развивать познавательную активность учащихся.
Этапы реализации программы
Курс «Птица счастья» представляет собой систему занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Курс включает 135 занятий: 1 занятие в неделю в каждом классе, 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 часа.
Программа поможет организовать работу в классе, группе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся. Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Классные руководители и организаторы воспитательной работы помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной.
Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий, эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему и представляет собой:
1 класс - "Мир твоей души" 33 часа
2 класс - “Природа глазами души” 34 часа
3 класс - “Азбука мудрости” 34 часа
4 класс - “Счастье семьи” 34 часа
Занятия несут не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Планируемые результаты.
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать
– о влиянии красоты природы на душу человека;
- основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- о богатстве и разнообразии нашей культуры
- основы существующих мировых религий;
- об окружающем нас мире;
- осознание своего места в мире и обществе;
- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп
Уметь
- развивать познавательную деятельность;
-толерантно относится к представителям различных религий и конфессий;
- развивать чувство наблюдательности ко всему миру;
- развивать глубинное понимании процессов происходящих в окружающем мире;
осознавать ценность окружающего мира;
развивать осознанное духовно-нрвственное отношение к жизни;
Применять
- полученный на занятиях опыт для адекватного взаимодействия с людьми;
- полученные знания для общения с представителями других социальных групп других религий, других поколений, понимания окружающих;
- полученные знания для природосберегающей и природоохранной деятельности;
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об окружающем нас мире, о влиянии красоты природы на душу человека, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп.
2. Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьников к тому, что их окружает, к миру воды, земли, цветов, природы, солнца и неба, родной природе и культуре, к другим людям, к своему здоровью, внутреннему миру. Развитие осознанного духовно- нравственного отношения к жизни – важнейшего фактора сопротивления негативным тенденциям окружающего общества.
3. Результаты третьего уровня: Учащийся может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт общения с представителями других социальных групп, других религий, других поколений, понимания окружающих.
Содержание программы
Раздел «Мир твоей души» 1 класс
Богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира – неисчерпаемы и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребёнок поймёт всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма – нашей природы, то никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть часть её. Если человек поймёт, что окружающий его мир – это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души.
Темы, предлагаемые к обсуждению, являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни – важнейший фактор сопротивления негативным тенденциям окружающего общества.
Темы являются также основой жизни и творчества многих писателей, поэтов, мыслителей, учёных, художников. Эти люди, движимые желанием найти истину, понять движущие силы развития общества, внести свой вклад в его развитие, показали нам пример неустанного творческого созидания, основанного на глубоком внутреннем осмыслении окружающей действительности.
Раздел «Природа глазами души» 2 класс
Мы часто не ценим то, что есть вокруг нас: наших мам, наших учителей и друзей. Улыбка, чьё-то доброе сердце не кажутся нам необыкновенным явлением. Только маленькие дети интуитивно чувствуют красоту и волшебство в самых обычных людях и в повседневных событиях, поэтому так нежно и открыто улыбаются миру. Христос говорил: « Если не уподобитесь малым детям, не вступите в Царствие Небесное». И если в наших детях сохранится на всю жизнь чувство высшего смысла жизни, «Царствие Небесное» будет ближе к ним, и жизнь их будет счастливее. Школьный курс Природоведения, множество прекрасных книг, появившихся в последнее время, дают детям в основном, информационные знания об окружающем нас мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека, воспитанию через природу высокого и чистого духа. Но разве можно научить ребёнка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нём любви к природе. Разве почувствует и поймёт ребёнок взаимосвязь всего созданного в нашем мире, если не увидит во всём неповторимое чудо. Поэтому, изучая курс по духовно-нравственному воспитанию, дети будут учиться чуткому и бережному отношению к тому, что их окружает, познакомятся с миром воды, земли, цветов, природы, солнца и неба.
Раздел «Азбука мудрости» 3 класс
Кто из нас не задавал себе вопрос: зачем я живу и что я есть среди людей? С ответа на него начинается самосознание, самоосмысление, самосовершенствование, самовыражение.
Результатом может стать шаг вперёд в том деле, за которое ты взялся. Шаг вперёд для дела, для людей, для человечества, понимание окружающих и чувство общности с ними – по сути, шаг к сочувствию, сопереживанию, сосуществованию с другими.
Но результатом может стать и шаг , когда каждый - сам за себя , каждый – сам по себе. Тогда открываются ворота для жестокости и даже радостей от унижения достоинства другого человека. Духовная инертность оказывается совсем не безобидной. Скудость интересов, нравственная неразвитость жаждут самовыражения, пожалуй, не меньше, чем яркость и широта увлечений и богатство души.
Духовная инертность – отнюдь не пассивная позиция. Она порождает людей с неразвитой, примитивной духовной жизнью. А на этом уровне обязательно формируется негативное отношение к другим людям. Неспособность сопереживать влечёт за собой извращение лучших чувств, создаёт условия жизни, бесчувственной к радостям и горестям людей, тебя окружающих, без сопереживания животным и природе, без переживания радости собственного труда.
Мы взрослые, сами далеко не всегда совершенны в своих отношениях к труду, к людям, к природе. Мы сами не всегда владеем пониманием счастья. А рядом дети. Культуру многих веков, представления о счастье дети воспринимают только через нас, взрослых. « Все мы родом из детства»
Неважно, кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас, забывших, откуда мы родом. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми , не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенкипервые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Раздел «Счастье семьи» 4 класс
На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в изменение характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Таким образом, семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению, в семье существовала уникальная система передачи социальной информации, позволяющей ребёнку воспринимать и осваивать её с максимальной заинтересованностью и полнотой, чему способствовала родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им, общий психологический климат семьи.
Ситуация настоящего переходного периода требует от семьи пересмотра своей традиционной функциональной стратегии, в том числе и в сфере воспитания.
Сегодня, в эпоху перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях. Родители всё чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей.
Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, являются высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в семье, вызванная нервно-психическими и физическими перегрузками, отсутствие общих интересов и семейных традиций.
Родители не умеют, а порой и не хотят присоединиться к детскому миру, разобраться в вопросах, задаваемых сыновьями и дочерьми, найти на них ответы, а порой и просто выразить тепло, понимание поддержку своим детям.
И дети, и родители нуждаются в любви и понимании. И тем, и другим важно чувствовать. Что их ценят, любят, признают.
Именно в семье человек обретает уверенность в себе, обеспечивает безопасность при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится принимать и понимать окружающих, ценить и уважать людей.
Это приводит к истощению духовных ресурсов, необходимых для формирования у детей положительной системы нравственных и духовных ценностей, так необходимых растущему человеку.
Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в духовно-нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, разбирается в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «я», то есть вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка, происходит естественный отбор нравственных ценностей, оказывающих решающее влияние на всё его последующее развитие.
Современные учебные программы для начальной школы насыщены учебным материалом, что на воспитание, привитие духовно-нравственных качеств не остаётся времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеурочной деятельности. Так как именно внеурочная деятельность богата самыми разнообразными формами и содержанием.
Работа по духовно-нравственному развитию младших школьников будет намного эффективнее, если педагоги и воспитатели помогут своим воспитанникам усвоить знания или закрепить жизненные навыки, определяющие ориентиры современных детей.
Тематическое планирование «Мир твоей души» 1 класс
Цель: формировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни.
Задачи:
дать понятие красоты, богатства, и разнообразия окружающего мира;
учить охранять и заботиться о природе;
учить радоваться чудесам жизни;
формировать личность, способную к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности.
Блок
Цель
Тема
Кол-во
часов
Расширить представления детей о приметах, чудесах, событиях каждого времени года;
показать, чему может научить человека каждое время года.
Палитра года.
Подарки времён года.
1
1
Во что мы верим
Показать, что человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь, в бога;
определить, как и что или кто помогает человеку поверить в любовь, добро, в бога;
обсудить, во что должны верить люди разных профессий.
Во что мы верим.
Подвиг веры.
Цветок веры.
1
1
1
Дыхание осени
Познакомить с репродукциями картин разных художников, посвящённых осени;
определить, какие дары преподносит осень взрослым и детям;
познакомить со стихотворениями поэтов об осени.
1. Краски осени.
2.Властительница осень.
3. Осенние разговоры.
4. Дары осени.
5. Поэзия осени.
1
1
1
1
1
Какой бывает одежда
Познакомить, какой бывает надежда;
обсудить качества надёжного друга.
1. Надежда мира.
2. Наши надежды.
1
1
Какой бывает любовь
Познакомить с чудесами , которыми та или иная человеческая любовь землю одаривает.
1. Фея любви.
2. Сила любви.
3. Дар любви.
1
1
1
Зимние чудеса
Познакомить с чудесами, которые творит зима;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам и растениям.
1. Портрет зимы.
2. Кто где зимует?
3. Зимняя сказка.
1
1
1
Мир твоей души
Определить, какие сокровища бывают (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству);
Организовать и провести игру: «Что помогает душе расти»;
обсуждение вопроса: куда бы можно было полететь, если бы на один день были даны крылья.
1. Сокровища души.
2. Что помогает душе расти?
3. Душа художника.
1
1
1
Портрет весны
Познакомить с традиционными весенними праздниками;
познакомить с репродукциями картин художников о весне;
развивать творческие способности детей;
показать красоту весенней природы.
1. Приход весны.
2. Какого цвета весна?
3. Помощники весны.
4. Счастье обновления.
5. Поэзия весны.
1
1
1
1
1
Летняя краса
Познакомить с репродукциями картин художников о лете;
развивать эстетический вкус и художественные способности ;
организовать и провести игру «Чем пахнет лето»;
обсудить изменения, которые происходят в людях и природе с приходом лета.
1. За что мы любим лето?
2. Чем пахнет лето?
3. Букет лета.
4.Глаза лета.
1
1
1
1
Тематическое планирование «Природа глазами души» 2 класс
Цель: формировать нравственные качества посредством использования различных форм и методов внеклассной работы.
Задачи:
формирование устойчивых положительных привычек;
познакомить детей с миром природы, воды, солнца, земли, цветов, неба.
Блок
Цель
Тема
Кол-во
часов
Мир природы
Определить, какие чудесные явления есть только в мире природы;
определить, какие явления существуют только в мире человека.
1. Удивительное чудо природы.
2. Природа и человек.
1
1
Мир солнца
Определить, что такое солнце;
Обсуждение вопросов:
- какое настроение у солнца в разное время дня?
- что солнце думает о людях, деревьях, птицах, земле?
- кто на земле больше всего солнцу радуется?
1. Портрет солнца.
2.Чему нас учит солнце.
3.Свет души.
4. Фея света.
1
1
1
1
Мир неба
Определить, в чём заключается сладостный удел человека;
обсуждение вопросов:
- каким бывает небо?
- что небо думает о земле и её творениях?
- какими красками и оттенками небо землю украшает?
- какими бывают облака?
- могут ли облака плакать?
сравнить небо и солнце;
определить, что такое звёзды.
1. Бесконечность неба.
2. Сокровища неба.
3. Портрет облака.
4. Волшебная страна облаков.
5. Звёздочки души.
6. Что умеют делать звёзды.
7. Куда падают звёзды?
Звёздное небо.
1
1
1
1
1
1
1
Мир воды
Познакомить с понятием «мир воды»;
установить, что бы было, если не было воды;
обсуждение вопросов:
- чем пахнет вода?
- кто живёт в воде?
- о чём вода думает, мечтает?
определить, что такое море;
обсуждение проблемы:
- какими качествами должен обладать человек, который стал бы другом воды.
1. Дождевая капелька.
2. Кому нужен дождик?
3. Добрый дождик.
4. Гнев стихии.
5. Добрая гроза.
6. Как радуга землю украшает.
7. Радости волшебная дуга.
8. Радуга в сердце человека.
9. Портрет воды.
10. Вода – наше богатство.
11. Чистый голос воды.
12.Тайны моря.
13. Человек и вода.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Мир земли
Обсуждение вопросов: - какие дары приносит земля;
- что человек может сделать для земли;
- что земля может сделать для человека.
1. Земля-матушка.
2. Разговоры земли.
3. Земля и люди.
4. Дары земли.
5. Земля – планета.
1
1
1
1
1
Мир цветов
Определить, что называется миром цветов;
выяснить, нужен ли мир цветов нам;
обсуждение вопросов:
- с кем дружат цветы?
- о чём цветы мечтают, думают?
- какие цвета и оттенки дарят цветы земле.
1. Знакомимся с цветами.
2. Цветы любви и надежды.
3. Разноцветное платье земли.
1
1
1
Тематическое планирование «Азбука мудрости» 3 класс
Цель: формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи:
содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
№п/п
Тема
Цель
Кол-во
часов
1
Введение.
Познакомить с курсом духовно- нравственного воспитания на новый учебный год.
1
2
Мудрый человек.
Определить какими качествами обладает мудрый человек.
Сравнить мудрость и ум.
Установить, кто является мудрым человеком.
1
3
Город мудрости.
Заочное путешествие по городу мудрости.
1
4
Праздник жизни.
Определить, чем праздник Жизни отличается от всех других праздников на Земле.
Обсуждение вопросов: - без чего жизни на земле не было бы;
- смогли бы Страх, Печаль и Скорбь испортить праздник Жизни своим появлением.
1
5
Благородство.
Познакомить с понятием «благородство».
Определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей.
1
6
Гордость.
Выяснить: - нужна ли человеку гордость; - - кто может быть гордым; - как гордыня влияет на душу и характер человека.
1
7
Доброта.
Обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?»
1
8
Сила добра.
Установить: может ли доброта исцелить человека.
1
9
Милосердие.
Обсуждение проблемы: «Почему чашка воды больше моря?»
Подобрать синонимы к слову «милосердие».
1
10
Цветок милосердия.
Обсудить:
- что такое благотворительность;
- стоит ли помогать нуждающимся, больным и несчастным людям;
- если нет денег и лишних вещей, чем можно помочь другим людям.
1
11
Свет дружбы.
Определить, какой бывает дружба.
Изобразить «Сияющую дружбу».
Выбрать «тайного друга».
1
12
Мой друг.
Составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти.
Найти различие между дружбой и любовью.
Обсуждение самого необходимого качества для дружбы.
1
13
Жертвенность.
Определить значение понятия «жертвенность».
Обсудить:
- каким должен быть жертвенный человек;
- каждый ли способен на жертву;
- может ли жертва быть частичной;
- должен ли человек, пожертвовавший чем-либо ожидать благодарности;
- бывает ли жертва напрасной.
1
14
Кротость.
Описать самого кроткого человека в классе, не называя его имени.
Нарисовать дерево кротости.
1
15
Гимн любви.
Нарисовать фею любви и написать о ней сказку
1
16
Школа любви.
Составить проект «Школы любви» и защитить его.
1
17
Мастерство.
Перечислить качества и навыки, необходимые искусному мастеру.
Рассказать о мастерски сделанной вещи.
1
18
Сердце мастера.
Решение проблемной ситуации: «Какие украшения и из каких камней можно сделать для себя, своей мамы, бабушки и других своих близких, если бы вы были ювелиром».
1
19
Голос прекрасного.
Назвать, что является самым прекрасным в жизни.
Написать, что необходимо для того, чтобы слышать голос Красоты.
1
20
Мир красоты человека.
Установить: - как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека;
- если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь;
- в каждом ли человеке, можно найти что- то прекрасное;
- может ли человек стать лучше, если в нём будут искать прекрасное.
1
21
Поиск прекрасного.
Записать в тетрадь всё прекрасное, что нашли.
1
22
Идеал красоты.
Нарисовать идеал красоты(женской или мужской).
1
23
Служение людям.
Написать сказку о жизни двух деревьев перед храмом и нарисовать к ней рисунок.
1
24
Судьба.
Обсудить вопросы:
- что самое прекрасное в судьбе каждого человека;
- можно ли изменить судьбу;
- хотели бы поменяться судьбой с кем-либо;
- хозяин ли своей судьбы человек;
- как характер влияет на судьбу.
1
25
Счастье.
Определить значение слова «счастье».
Изобразить цветок счастья.
Описать самый счастливый день в жизни.
1
26
Радость труда.
Создать проект «Школы трудолюбия» и защитить его.
(Написать какие бы предметы в ней изучались).
1
27
Секрет трудолюбия.
«Открыть секрет трудолюбия.
Написать сказку о Фее трудолюбия, летающей по планете с целительным бальзамом трудолюбия и спасающего людей от лени.
1
28
Уважение к людям.
Обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали».
1
29
Золотое правило уважения.
Составить список самых основных правил уважения.
Нарисовать дерево уважения.
1
30
Храбрость.
Разбор жизненных ситуаций.
Написать , что помогает человеку быть храбрым в той или иной ситуации.
1
31
Целеустремлённость.
Провести игру «Цепочка добрых целей».
Завести тетрадь»Цель моей жизни».
1
32
Чистота.
Написать сочинение на тему: «Почему нужно быть чистым, как родник».
1
33
Щедрость.
Нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел.
1
34
Замыкая круг.
Подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию.
1
Тематическое планирование «Счастье семьи» 4 класс
Цель: формирование у детей положительной системы духовно- нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям.
Задачи:
расширить знания детей о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека;
повысить значимость роли матери и отца в жизни детей;
воспитывать чувства уважения и любви к членам своей семьи, пробуждать интерес к жизни старшего поколения;
сформировать представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.
Блок
Цель
Тема
Кол-во
часов
Бабушка и дедушка – источник мудрости
Развивать положительное отношение к старшему поколению.
Пожилые люди.
Чему нас учат бабушки и дедушки.
Уважай старость.
Опора семьи.
Вечер для бабушек и дедушек.
1
1
1
1
1
Роль отца
Сформировать правильное понимание ведущей роли матери и отца в семье;
повысить значимость роли матери и отца в жизни детей.
1. Портрет отца.
2. Мудрость отца.
3. Роль отца.
4.Любовь отца.
1
1
1
1
Роль матери
1. Мамин портрет.
2.Чудо материнской любви.
3. День Матери.
4. Сердце матери.
5. Материнские руки.
1
1
1
1
1
Наши родители
Воспитывать ответную любовь к людям, давшим вам жизнь.
1. Наши родители.
2. Конференция мам и пап.
1
1
Наши сёстры и братья
Воспитывать добрые, тёплые отношения между старшими и младшими детьми, умение получать удовольствие от общения друг с другом.
1. Наши сёстры и братья.
2. Старшие и младшие.
3. Братская любовь.
4. Вместе с братьями и сёстрами.
5. Праздник знакомства.
1
1
1
1
1
Счастливая семья
Сформировать понятие «Счастливая семья»;
выявить уровень представлений о семейном счастье;
подготовить ребёнка к взрослой жизни.
1. На что похожи наши семьи.
2. Дружная семья.
3. Счастливая семья.
4. Сказки свечей.
5. Дерево семьи.
6. Школа семьи.
7. Моя будущая семья.
8. Взрослые и дети.
9.Чистота детства.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Хорошее воспитание
Сформировать знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью.
1. Хорошее воспитание.
2. Настоящий воспитатель.
3. Воспитатель человечности.
4. Воспитание красотой.
1
1
1
1
При календарно – тематическом планировании занятий на год учитывать календарь традиционных школьных дел и праздников:
сентябрь (День знаний «Здравствуй, школа!», ярмарка «Дары осени», операция «Ветеран живет рядом», Посвящение в первоклассники, трудовой десант);
октябрь (Праздничные мероприятия ко Дню Учителя, конкурс рисунков «Люблю тебя мой край родной», день пожилого человека);
ноябрь (мероприятия в рамках КТД «Семья и школа», День матери «Мама милая моя»);
декабрь (мероприятия в рамках КТД «К нам идет Новый год», Конкурс гигантских игрушек, классный час на тему: «Конституция – основной закон государства»);
январь (Детская Рождественская Неделя Милосердия);
февраль (мероприятия в рамках КТД «Сыны Отечества», акция «Подарок ветерану своими руками, игра – конкурс «Маленький разведчик»)
март (Праздник «Прощание с Азбукой», мероприятия в рамках КТД «Театральная весна», День 8 марта, городской конкурс социальных проектов «Я-гражданин России»)
апрель ( мероприятия в рамках КТД «Декада Памяти»)
май (мероприятия в рамках КТД «Наши достижения», единый классный час «След войны», Неделя Памяти, праздник «Прощание с начальной школой», День права)
Формы деятельности на занятиях по духовно-нравственному воспитанию.
Беседы.
Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них.
Беседы по духовно-нравственному воспитанию построены так, чтобы, начиная от самих детей, их ежедневных потребностей и нужд осуществлялся постепенный переход к другим людям и ко всему миру. Беседа делится как бы на три части:
Как ты сам?
Как другие люди в других странах?
Как в идеале, в высшем смысле?
Конечно, это разделение условно, но постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них, приносят всевозможные истории и рассказы: «а я видел,
а у нас вчера». Дети начинают «видеть».
Чтение сказок.
В процессе воспитания чтение сказок - универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить ни какими другими словами.
При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой смысл заложен в ней. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья.
Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить. Поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребёнок не давал определённые ответы. А подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.
Музыка, живопись, поэзия.
Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки, живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого ребёнка, независимо от его развития.
Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения, но почти не уделяется внимание духовной основе творчества. Что они думали о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели донести своими произведениями до людей? А ведь это самое главное.
Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.
Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.
Игры.
Нет нужды доказывать, что ребёнок учится играя, и, что, играя, он в три минуты выучит столько, что иным способом не выучит и за час. Большинство игр учит внешним правилам общения и этикета, а не развитию чувства внимания к другим людям. Самое важное – не забывать, что игры должны служить развитию души ребёнка.
В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Через игру педагог может постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение, отмечать те или иные закономерности.
Игра даёт возможность детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Но следует помнить, что преподаватель постоянно должен искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать её уроком жизни.
Ребятам нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Тогда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Важно, чтобы педагог в течение игры сам проявлял те качества, которым хочет научить детей.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет иметь:
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Мониторинг реализации Программы
Что изменится
Каким образом фиксируем, замеряем
- уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
- активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности
- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);
- изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
- приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;
- развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;
- приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.
- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
- диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
- диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
- письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;
- диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
- диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
- диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Используемая литература:
А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира», Москва, «Амрита-Русь», 2007г
А. Лопатина, М. Скребцова «Притчи для детей и взрослых» в 3-х книгах, Москва, «Амрита-Русь», 2009г
А. Лопатина, М. Скребцова «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых», Москва, «Амрита-Русь», 2005г
А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука скороговорок», Москва, «Амрита-Русь», 2009г
А. Лопатина, М. Скребцова «Сказы Матушки-Земли», Москва, «Амрита-Русь», 2008г
А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах», Москва, «Амрита-Русь», 2007г
А. Лопатина, М. Скребцова «Волшебный мир музыки», Москва, «Амрита-Русь», 2009г
Приложение 1
1. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Метод «Беседа»
(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
· Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
· Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
· Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
· Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
· Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
· Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки»
(предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях»
(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать»
(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я
6. Если бы я был на месте учителя, я
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям».
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг
Не люблю людей, которые
Больше всего люблю тех людей, которые
Когда меня нет, мои друзья
Я хотел бы, чтобы мои друзья
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как
когда я был маленьким, моя семья
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть
Моей самой большой ошибкой было
Если ты совершаешь дурной поступок, то
Отношение к себе
Если все против меня
Думаю, что я достаточно способен
Я хотел бы быть похожим на тех, кто
Наибольших успехов я достигаю, когда
Больше всего я ценю
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)
Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
AђЗаголовок 1Заголовок 215