Логопедический проект «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с речевыми патологиями посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» и ложкового театра в условиях ДОУ»
-669290-704850-593966-499373
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ ПАТОЛОГИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» И ЛОЖКОВОГО ТЕАТРА В УСЛОВИЯХ ДОУ»
Севастополь 2016
-669509-657028РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ ПАТОЛОГИЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ.
В связи с растущей тяжелой речевой патологией у дошкольников, в детском саду особое внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи средствами театрализации. Из 250 детей, посещающих дошкольное учреждение в возрасте 3-7 лет, 69% имеют ОНР I – III уровней. Проектной деятельность по развитию коммуникативных навыков средствами театрализации стала ведущей в этом учебном году в дошкольном учреждении.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями развивает интерес к литературе, активизирует словарь, развивает разговорную речь, способствует нравственно-эстетическое воспитанию, поэтому наша группа № 7 «Божьи коровки» (II младшая группа, 4 г.ж.) разработала свой проект по теме: «Развитие творческих способностей и творческого восприятия у детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» и ложкового театра».
СКАЗКА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Решению многих проблем активно помогает включение сказки в занятия с детьми. Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Кроме того, в занятия с использованием сказки легко включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика, релаксация, голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание и т.д.
Использование сказок в коррекционной работе с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи развитию причинно-следственных отношений, событий отражению их в речи и включает в работу все анализаторные системы. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.
Во время театрализованного представления дети используют активный словарь, у них формируются устойчивые грамматические навыки речи и развивается интонационная выразительность детской речи.
Сказка воспитывает нравственно-эмоциональные качества, побуждает детей к импровизации. Куклы, сделанные из ложек, создают творческую атмосферу и развивают детскую фантазию.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕАТРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ:
Организация настольного театра на ложках развивает у детей моторику,
координацию движений, помогает ребёнку выразить эмоции, способствует развитию речи. Используя театр на ложках, педагог имеет возможность как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах организовать игры-драматизации, вечера развлечений, досуги.
Театрализованная деятельность позволяет построить систему
коррекционно-развивающей работы во второй младшей логопедической
группе ДОУ на основе полного взаимодействия и преемственности
-677560-656295 всех специалистов. ДОУ и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей театрализованной деятельности является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»
И ЛОЖКОВОГО ТЕАТРА».
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 3 месяца.
Сроки реализации проекта: ноябрь – январь 2016 г.
Участники проекта: дети 3-4 лет второй младшей логопедической группы, учитель – логопед первой квалификационной категории – Чурикова Ульяна Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории – Раханская Светлана Энриховна, музыкальный руководитель – Чуприна Марина Гивиевна, родители воспитанников.
Проблема: Как (какими средствами) развивать у детей творческие способности и творческое восприятие русских народных сказок. Какие условия необходимо создать для развития творческих способностей детей?
Актуальность: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой области развития, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является народное творчество. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Цели проекта: способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушка».
Задачи:
Дети:
- формировать умение инсценировать эпизоды сказки, посредством
ложкового театра;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
-666927-656295- познакомить с творчеством русского народа,
способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая русскую народную сказку «Заюшкина избушка»;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Родители:
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание принимать активное участие в работе детского сада;
- способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познавательно–речевое, социализация, музыка, безопасность, здоровье.
Основная НОД: устранение речевых дефектов, знакомство с художественной литературой, художественное творчество, конструирование.
Обеспечение: книги русской народной сказки, изданные в разное время.
Предполагаемый результат:
- развитие коммуникативных навыков у детей, формирование связной речи в пределах возрастной нормы развития, стремления к поддержанию диалога;
- устранение нарушений звукопроизношения, формирование правильных грамматических форм речи;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование выразительности в речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Продукт проектной деятельности:
- участие детей в театрализации сказки «Заюшкина избушка»;
- рисунки, поделки, аппликации по сказке.
- оформление выставки по сказке «Заюшкина избушка» совместно с родителями, детьми и педагогами.
- оформление стенгазеты «Юные актеры ложкового театра».
Основные этапы реализации проекта:
Этап подготовительный:
- определение темы, актуальности, проблемы, цели и задачи проекта.
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, уточнить,
какие сказки есть в домашней библиотеке.
-613764-656294 - совместное с родителями обсуждение проекта, выяснение
возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- согласование совместной работы воспитателя и музыкального руководителя по разработке проекта.
- согласование совместной работы воспитателя и учителя - логопеда над совершенствованием звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- организация совместной деятельности детей, родителей и воспитателя.
- привлечение родителей детей к подбору дисков с мультфильмами по сказке.
Основной этап.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Чтение художественной литературы.
Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Коммуникация.
- пересказ сказки «Заюшкина избушка».
- инсценировка фрагментов сказки.
- «Игры на звукоподражание» по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Чтение художественной литературы.
Заучивание отрывков из сказки.
Познание.
Опытно–эксперементальная деятельность детей (наблюдение, как тает лёд в тёплом помещении).
Социализация.
- Игры – элементы драматизации по сказке.
Математика.
Уточнение представления детей о таких понятиях, как «один», «много», «широкий», «узкий», «высокий», «низкий». Учить отвечать на вопрос «сколько?» Выкладывание из палочек Кьюзнера домиков для зверей.
Художественное творчество (рисование, аппликация).
- Рисунки и аппликация к сказке (разные техники)
«Безопасность».
Раздел «Безопасность ребенка в быту», «Безопасность в общении с посторонними людьми».
Социализация
Раздел «Культура поведения».
Раздел «Положительные моральные качества». Способствовать проявлению положительных моральных качеств в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Раздел «Этические представления» - беседа «Формирование представления о трудолюбии как положительной черте характера человека».
Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению поделок.
Музыка
- Слушание русских плясовых мелодий в исполнении оркестра
народных инструментов.
-613764-656295- Разучивание песен:
«Здравствуй, гостья зима» сл. И. Никитина, музыка народная;
«Весна - красна» сл. народные, музыка Н. Головыриной;
«На лесной опушке»; «Я – красавица - лисица»; «Несчастная лиса»; «Несчастный зайчик»; «Песенка собак»; «Песня медведя»; «Песня петуха»; «Песенка зайца и петуха» слова и музыка Н.Головыриной.
- Разучивание хороводов, элементов русского народного танца.
Физическое развитие. Пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, упражнения на развитие плавного речевого дыхания, содружественных движений рук и органов артикуляции.
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказке (рисование, аппликация, ручной труд, конструирование)
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение сказки, просмотр мультфильма.
2. Заучивание отрывков из сказки.
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказке.
Заключительный этап:
1. Оформление выставки «По дорогам сказки».
2. Развлечение: театрализованное представление сказки «Заюшкина избушка» с помощью фланелеграфа, ложкового театра.
3. Подведение итогов проектной деятельности.
4. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ и районном методическом объединении логопедов города.
ФОТООТЧЕТ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру и прилежному труду,
Говорят, как надо жить, чтобы всем вокруг дружить!
Знакомство и обсуждение сказки «Заюшкина избушка»
-613764-624397ЗАНЯТИЯ ПО РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ ПРОЕКТА
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
В зимнем саду кормим зайчиков
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Д/и «Разложи животных на группы» Разминаем пальчики девочки и мальчики (упражнение с шариком су-джок)
Зайчик выбился из сил, он морковку нам носил.
мы потрём ему боку – надо их размять слегка …
МАТЕМАТИКА
Игра «Посчитай сколько» Пальчиковая гимнастика «Зайка»
Зайчик прыг, зайчик скок, спрятался он под кусток.
Под кусточком – молчком, только ушки – торчком!
-593966-625498ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Зайка наш в избушке жил, никогда он не тужил. Песню весело он пел и на дудочке дудел. Но лисичка постучала, зайца нашего прогнала.
Теперь зайчишка грустный ходит, себе он места не находит.
ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ
Чтоб лису нам победить, нужно сильным, ловким быть!
Игра «Зайка беленький сидит»
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Строим дома для зверей…
Строим домики для зайчика и лисички с помощью палочек Кьюзнера.
-677560-624397В КАБИНЕТЕ У ЛОГОПЕДА
… Покажи и расскажи, где домашние, а где дикие животные …
Делаем домики с помощью волшебных резинок «Обучающие дощечки»
У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная…
А у нас вот, что получилось! (развитие мелкой моторики)
Игра «Где, чей домик?», «Кто что ест?»
Развитие мышления и воображения, мелкой моторики
Артикуляционная и дыхательная гимнастика, тоже про зайчика и лисичку.
-677560-624397ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Рисуем и клеим новый домик для зайчика
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
«Песенка зайца и петуха» слова и музыка Н.ГоловыринойУчимся играть на ложках (развиваем фонематический слух)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Круглый стол. Анкетирование «Сказка в жизни вашего ребёнка»
Выставка детских работ, сделанных совместно с родителями.
Репетируем, распределяем роли…
Рассказываем сказку с помощью фланелеграфа
-593966-625497ИТОГ ПРОЕКТА.
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ СКАЗКИ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»
С ПОМОЩЬЮ ЛОЖКОВОГО ТЕАТРА
333657016279
ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ РЕБЯТ В НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД!