Технологическая карта занятия кружка духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, 1-2 класс. Тема: «Народные ремесла Белгородской области»


Технологическая карта занятия кружка
«Духовное краеведение святого Белогорья»,
проведённого во 2 «Б» классе
учителем начальных классов
МБОУ «Гимназия №12» города Белгорода им. Ф.С. ХихлушкиАгафоновой Светланы Васильевны.
Тема занятия : Народные ремесла Белгородской области.
Цель: Создать у детей  представления о многообразии  существующих видов народных ремесел  на территории Белгородской области, вызвать интерес к истокам отечественной художественной культуры;
Образовательные задачи:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;
изучение народных промыслов и ремёсел;
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
формирование толерантности и толерантного поведения;
укрепление семейных связей;
формирование экологической культуры;
воспитание любви и уважения к народному промыслу и ремеслам.
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
познакомить детей с понятиями «ремесло», «промысел».
Материал к занятию: 
предметы декоративно-прикладного искусства  и народных промыслов, выполненные из различных материалов
Планируемые результаты:
- личностные
приобщение к русской культуре;
привитие интереса к изучению ремесел;
профориентация
- метапредметныеразвитие нравственно – эстетического чувства;
развитие художественного воображения;
повышение интереса к истории родного края, технологии, музыке;
принятие и осмысление информации в разных формах народной культуры
- предметные
знание о народно-художественных промыслах Белгородского края,
знания об истории возникновения, художественных и культурных особенностях;
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап мотивации. Приветствует детей, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.
Улыбаясь, приветствуют друг друга, учителя.
Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися Сегодняшнее занятие будет для нас познавательным и поучительным.
У нас сегодня не класс, а небольшой музей декоративно - прикладного искусства.
Рассмотрите предметы у вас на столах.
Послушайте стихотворение. Чем пахнут ремесла?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?
Как бы вы назвали наше сегодняшнее занятие?
Итак, тема занятия «Народные ремесла Белгородской области»
На доске вывешиваю тему занятия.
Сформулируем цель занятия.
Цель занятия:
познакомиться с народными ремеслами Белгородской области. Работа в группах
Раасматривают предметы.
Делают вывод из какого материала и каким способом изготовлено.
Слушают стихотворение Д.Родари.
Называют тему занятия
Работа со словарём
Работа с презентацией

Давайте обратимся к словарям. Они сегодня будут нашими помощниками. А что можно узнать, благодаря словарям?
Поработайте в группах. Найдите определение слова «РЕМЕСЛО» в словарях
А теперь приглашаю всех в горницу. Вспомните наши экскурсии в музей народной культуры в г.Белгороде и в центр народной культуры в с.Купино Шебекинского района.
В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали, обували.
Недаром русская пословица гласит «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит»
Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
 Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
 Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
 Чтоб сказать, что есть в России чудо - люди- мастера! Работа в группах
Ответы детей каждой группы.
Коллективная работа
Ообобщают, одно определение на экране.
Работа с информацией Как вы думаете, откуда появились ремесла?
Своё начало народные ремесла берут в крестьянском бытовом искусстве, связанным с натуральным хозяйством. Большое развитие они получили и на Белгородской земле в Старооскольском, в Корочанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах. Целые сёла специализировались, по отдельным видам промыслов. Для каждой местности были характерны те ремёсла, которые, используя местный материал, удовлетворяли бытовым запросам местного населения. Дети слушают и отвечают на вопросы.
.
Закрепление Какие же ремесла были на Белгородской земле? Ответы детей.
Закрепление материала на основе личного опыта Следующая наша экскурсия будет в п.Борисовка. По описанию краеведов Борисовка была самым многолюдным поселением Российской Империи, в котором насчитывалось до 25 тысяч жителей. Это известное на всю Россию село было одним из самых знаменитых центров художественных ремесел разных видов народного искусства.
Какими же ремеслами славилась Борисовка на всю Россию? Как вы думаете?
Ответы детей.
Работа с информацией. ***
Одним из старейших в Борисовке был гончарный промысел и с начала XYIII века он становится одним из развитых. Промысел развивался благодаря наличию достаточно крупных месторождений пригодной для изготовления посуды глины.
В конце XIX века в Борисовке насчитывалось более 100 дворов, принадлежащих гончарам. Борисовские гончары, в отличие от мастеров Курской губернии жили исключительно промыслом, забросив свои земельные наделы. Большая часть гончаров работала всей семьёй.
Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы и др. в день каждый работник изготовлял от 70 до 100 горшков средней величины.
В меньшей степени известны игрушки – свистульки борисовских гончаров. Это небольшие, наскоро вылепленные, скупо украшенные налепами и проминкой фигурки животных, реже человека.
***Наряду с гончарным промыслом, плетение из лозы является также традиционным. Поселок с давних времен славился своими мастерами по плетению корзин, ажурных оплеток для бутылей и посуды, подставок.
***
Широкую известность слободе Борисовка принес иконописный промысел, который начал развиваться в 18 веке. В зависимости от рода занятий художники делились на «личкунов» и «красочников». К первым относились те, кто писали только лица и руки, ко вторым – писали икону целиком. Первых, т.е. личкунов было немного, около 50, из которых высокого класса лишь 4. Икон ежегодно изготовлялось около трёхсот тысяч. Рабочий день начинался с 3-4 часов, и длился до глубоких сумерек. Во многих губерниях России борисовские иконы были неотъемлемой частью храмового убранства и домашнего молитвенного обихода.
Известно также, что развозчики и продавцы борисовских икон завозили и сбывали их в Болгарии и Сербии.
***
В настоящее время в Белгородской области около 500 самодеятельных художников и мастеров являются постоянными участниками областных, городских, районных выставок.
На сегодняшний день в Белгородской области работает более двух десятков домов ремесел, а декоративно-прикладным творчеством занимаются свыше двух тысяч мастеров. В Белгородской области принята областная программа «Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел».
О ремеслах рассказывают ученики.

Подумайте, еще раз рассмотрите изделия на вашем столе и скажите: легким ли был труд ремесленника?
Составьте небольшую характеристику ремесла:
В чем трудность этого ремесла?
Какими навыками должен обладать ремесленник?
Какими чертами характера? Работа в группах . Составьте характеристику, выберите лидера, который будет отвечать. Помните о правилах работы в группе.
Минутка отдыха Ремесленники трудились целый день.Это был тяжелый труд.Вот и вам я предлагаю отдохнуть.
После долгого сидения за своим ремеслом у мастера
- уставали глаза(быстро поморгайте, посмотрите вдаль)-уставали руки (стряхните усталость)
- уставала спина(потянитесь, наклонитесь влево, вправо, вперед, назад)
- уставали ноги (сделайте несколько приседаний) Учащиеся выполняют упражнения.
Творческое задание. А теперь я предлагаю вам представить, что вы начинающий ремесленник. Выберите себе занятие по душе. Кто-то может заняться росписью, кто- то лепкой, кто-то плетением или вышивкой. Дети выбирают себе вид работы и выполняют творческое задание.
Итог урока. Наше занятие подходит к концу. Вспомните, какую цель вы перед собой поставили в самом начале занятия? Вы достигли данной цели?
Что нового узнали? Что повторяли? Что вас удивило? Ответы детей.
Рефлексия. Дети прикрепляют смайлики.