План-конспект открытого занятия по внеурочной деятельности вокальной студии Планета детства (2 класс).


План - конспект открытого занятия по внеурочной деятельности
вокальной студии «Планета детства», 2 класс.
Сахарнова Наталья Александровна,
учитель музыки ГБОУ СОШ с. Курумоч.
Тема: Совершенствование вокальных навыков и умений.
Тип занятия: практическое занятие по формированию умений и навыков.
Цель занятия: Формирование и развитие вокальных и творческих способностей с помощью различных приёмов познавательной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Научить певческим навыкам и выразительному пению;
Познакомить учащихся с новыми вокальными упражнениями;
Формировать умение выражать свое отношение к исполняемым произведениям;
Развивающие:
Совершенствовать вокальные навыки и умения;
Развивать звуковысотный, ладовый, ритмический слух;
Развивать исполнительские и сценические навыки;
Развивать умение «слушать себя» и «слышать другого»;
Развивать умение сравнивать и анализировать;
Развивать творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру;
Воспитывать любовь к Родине, русским народным песням;
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;
Воспитывать потребность в общении с музыкой.
Личностные результаты:
Формирование устойчивого интереса к пению, развитие музыкально-эстетического чувства, реализация творческого потенциала в процессе коллективной и индивидуальной работы, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей, развитие личностных качеств – доброты, чуткости, взаимопонимания.
Формирование УУД:
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, учиться работать по предложенному педагогом плану; определять правильность выполненного задания, корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать свой результат; уметь строить речевые высказывания о музыкальном (вокальном) произведении в устной форме; проявлять творческое начало.
Познавательные действия: познавать возможности своего голоса, уметь проводить простые сравнения и устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между вокальными произведениями и окружающим миром.
Коммуникативные действия: работать в группе, стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач; уметь выражать свои мысли; уметь слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, участвовать в коллективном обсуждении.
Методы обучения: наглядно-слуховой (показ, исполнение), репродуктивный, словесный (объяснение, анализ), частично-поисковый (поиск средств художественной выразительности при исполнении в коллективе и самостоятельной творческой деятельности).Ведущие принципы, технологии, методики: музыкальная педагогика Карла Орфа, методы учителя-исследователя В. В. Емельянова, методика обучения вокалу Д.Д. Огороднова и дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Виды учебной деятельности на занятии:
Слушание и анализ музыкального материала.
Пение хоровое, ансамблевое, сольное.
Движение под музыку, импровизация.
Музыкально-пластическое движение.
Инструментальное музицирование.
Инсценирование музыкальных произведений.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, аудио-аппаратура, записи фонограмм, шумовые инструменты.
Ход занятия:
Организационный момент. Цель: мотивация и самоопределение к учебной деятельности. Задачи этапа: создать положительный настрой на работу, создать эмоциональный контакт. Используются наглядно-слуховой, репродуктивный методы. Приемы: слушание музыки, игровой прием «Эхо» (учитель исполняет приветствие, дети повторяют). На данном этапе выполняются следующие УУД: создание положительного рабочего настроения, выбор эффективных способов решения задач, саморегуляция, планирование сотрудничества на занятии.
Дети входят в класс под песню «Планета детства» (гимн вокальной студии), рассаживаются на стульчики.
Музыкальное приветствие (по мажорному трезвучию):
Учитель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
А теперь поиграем в музыкальную игру «Эхо» - я пою фразу, вы повторяете за мной:
Учитель: Встретились мы снова (дети повторяют).
Учитель: Слушать музыку и петь мы всегда готовы! (дети повторяют).
Сегодня у нас необычный урок. Вы видите, что у нас в классе присутствуют гости. Молча поприветствуем их. Садитесь. Сегодня на занятии мы продолжим разучивание русской народной песни «На горе-то калина», поработаем над звуковедением, дыханием, ритмом в ранее изученных песнях «Осень», «Зверобика». Вы будете настоящими артистами, которые выступают на сцене. А также вас ждет очень веселая игра. Что нужно сделать, прежде чем начать пение? (настроить голоса, сделать «зарядку для горлышка»).
Актуализация знаний. Цель этапа: настройка певческих голосов для дальнейшего разучивания и исполнения музыкальных произведений. Выполняются упражнения на формирование певческого дыхания по методике Д.Д.Огороднова, вокальные упражнения по системе В.В.Емельянова, речевые игры и упражнения (музыкальная педагогика К.Орфа). УУД: определять цель учебной деятельности, планировать выполнение заданий, учиться работать по предложенному педагогом плану, корректировать выполнение задания в соответствии с планом, познавать возможности своего голоса, уметь выражать свои мысли; уметь слушать и понимать других, повторение пройденного материала.
Настройка певческих голосов: упражнения для дыхания, дыхательная гимнастика, речевые упражнения, игры, пение вокализов (на интервал-кварта):
короткий вдох через нос – выдох на счёт, короткий вдох – выдох на счёт с произношением звуков «у», «о», «а», «и»;
пение небольших народных попевок - «Ходит зайка по-саду», «Андрей-воробей» и др.
Пение слога «-лё» сначала отрывисто, затем покачивая.
упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой: «Свечка», «Ладошки», «Кошечка», «Спускаем шарик», «Обними плечи».
Речевые игры и упражнения: упражнение «Вентилятор», игры «Ру-ру, мы полезем на гору…», «Мы перебегали берега…», «Петя и горошина».
Изложение нового материала. Цель этапа - познакомить и разучить 2 куплет русской народной песни «На горе-то калина», используя различные формы и приемы: проговаривание текста в заданном ритме, прохлопывание ритмического рисунка, пропевание «трудных» мест (присоединение последней буквы слога к другому слогу). УУД: определение правильности выполненного задания, корректировка, оценивание своего результата; умение проводить простые сравнения и устанавливать простые аналогии между вокальными произведениями и окружающим миром, аргументировать свое мнение; стремление находить продуктивное сотрудничество во взаимодействии друг с другом при решении музыкально - творческих задач; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Учитель поет 1 куплет русской народной песни «На горе-то калина».
Учитель: Эта песня композиторская или народная? (народная). Что особенного в этой песне (ударение на последний слог, распевы гласных, повторение фраз). Давайте познакомимся со 2 куплетом песни (учитель исполняет). Дети разучивают текст 2 куплета.
Приемы: проговаривание текста в заданном ритме, прохлопывание ритмического рисунка, пропевание «трудных» мест (присоединять последнюю букву одного слога к другому).
Первичное закрепление полученных знаний. Задачи этапа: закрепить мелодию и текст 2 куплета песни «На горе-то калина», помогая себе игрой на шумовых инструментах и инсценированием песни; отработка вокальных навыков и умений в песне «Моя Россия»; воспитание любви к Родине, русским народным песням. Исполняется песня «На горе-то калина» с шумовыми инструментами (по методике К.Орфа), импровизация в музицировании, инсценирование песни (пение в диалоге по группам). Закрепление полученных знаний в формировании вокальных и творческих способностей проявляется в работе над звуковедением и певческим дыханием в песне «Моя Россия»: пропевание гласных в середине фразы, рациональное расходование дыхания, используя «цепное» дыхание. Формируются УУД: проявление устойчивого интереса к пению, реализация творческого потенциала, развитие личностных качеств – доброты, чуткости, взаимопонимания в группе; проявление творческого начала; умение работать в группе, регулировать свою деятельность и оценивать свой результат.
Учитель: А теперь попробуйте «поговорить» друг с другом. Одна группа встает напротив другой. Одну строчку песни исполняет 1-я группа, другую – 2-я (дети исполняют два куплета песни). Используем шумовые инструменты.
А теперь, пожалуйста, выходим на сцену. Представьте, что вы - вокалисты. Исполним песню «Моя Россия» (отработка вокальных навыков и умений, привитие любви к Родине).
работа над звуковедением и певческим дыханием;
пропевание гласных в середине фразы;
рациональное расходование дыхания, используя «цепное» дыхание;
работа над эмоциями.
Физминутка. Цель: эмоциональная разрядка, здоровье-сбережение детей, смена деятельности. Формируемые УУД: взаимодействовать в группе при решение творческих задач, уметь слушать друг друга и координировать свои действия.
Учитель: А теперь немного отдохнем на островах. Ритмическая игра: «Раз, два, острова» (проговаривают слова и выполняют пластические движение в ритме).
Работа с ансамблем. Задачи этапа: отработка навыков художественного исполнения, выработка сценических навыков, преодоление эстрадного волнения и снятие зажима при выходе на сцену, оценивание результата зрителями. УУД: определять цель учебной деятельности, выполнять и корректировать выполнение творческой задачи, уметь выражать свои мысли; уметь слушать и понимать других развитие музыкально-эстетического чувства, позитивная самооценка своих и чужих музыкально-творческих возможностей, участвовать в коллективном обсуждении.
Игровой прием: «Исполнитель – слушатель». Группа учащихся исполняет на сцене песню «Осенью». Другая группа оценивает их выступление, высказывая свое мнения по характеру исполнения, эмоциям и т.д.
Игровая минутка. Цель - эмоциональная разрядка, поднятие настроения. Задача: разучить и провести новую игру «Шумит, поет, играет». УУД: понимать учебную цель, выполнять соответствующие действия, взаимодействовать в группе, уметь выражать свои мысли.
Разучивание новой игры: «Шумит, поет, играет» (шумит – дети хлопают по коленям, поет – воспроизводят голосом звук «а», играет – хлопают в ладоши). Например, слово «ветер» – дети хлопают по коленям, «певец» - воспроизводят голосом звук «а», «оркестр» - хлопают в ладоши.Итог. Цель – эмоционально-психологический настрой, создание положительных эмоций, закрепление полученных знаний и умений на занятии. УУД: умение оценивать свои эмоции, умение выражать свои мысли, уметь продуктивно работать в группе при решении музыкально - творческих задач; формирование устойчивого интереса к пению, развитие музыкально-эстетического чувства, реализация творческого потенциала в процессе коллективной работы, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей, развитие личностных качеств – доброты, чуткости, взаимопонимания.
Учитель: Изобразите мимикой и жестами: певицу, скрипача, кошку, змею (дети изображают персонажей).
Учитель: Вам что-нибудь напомнили эти персонажи? (Да, песню про кошку, змею – «Зверобика»).
Давайте исполним эту песню, как настоящие артисты на концерте. Поднимем настроение себе и нашим гостям. И конечно, не забудем о певческом дыхании, дикции, ритме и темпе, а также об образах этой веселой песни.
Рефлексия. Цель – подведение итогов занятия. УУД: уметь строить речевые высказывания, аргументировать свое мнение, создание положительного настроя, умение оценивать свои эмоции, планировать сотрудничество, позитивная самооценка.
Учитель: Что вы нового узнали сегодня? (выучили 2-ой куплет песни «На горе-то калина», узнали, что такое «цепное дыхание», как присоединять последнюю букву одного слога к другому; познакомились с новой игрой). Что запомнилось больше всего? Что понравилось больше всего?
А теперь выразите свое настроение, удовлетворенность занятием, изобразив на нотном стане «солнышко» (из трёх предложенных вариантов эмоций).
(Дети рисуют «солнышко» - свое настроение: обычно, грустно, весело).
Спасибо за занятие.