Использование информационно-коммуникационных технологий в сопровождении дошкольников
Использование информационно-коммуникационных технологий в сопровождении дошкольников
Влияние информации на нашу жизнь очевидно и значительно. Мы уже с трудом можем себе представить ситуацию, при которой мы оказываемся без доступа к радио-, теле-, видео-, печатной коммуникационной среде. Сейчас, когда Россия вступила в эпоху информационного общества, в процесс формирования личностной культуры необходимо добавить недостающий компонент. Речь идет о воспитании информационной культуры, об актуальности которой стоит поговорить
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГТ меняется цель образовательной работы. Акцент переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».
Отказ от учебной модели в детском саду, то есть от занятий, требует обращения педагогов детских садов к новым формам работы с детьми, которые позволяли бы, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть самостоятельное стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс.
Использование ИКТ позволяет построить образовательный процесс по комплексно – тематическом принципу с учетом интеграции образовательных областей, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Построение работы с использованием компьютера на основывается на следующих принципах:
1. Педагогической целесообразности в применении информационно-коммуникационных средств в учебном процессе. То есть, дополнительные средства обучения педагог применяет только там, где они имеют конкретную методическую функцию.
2. Оптимизации в использовании информационно-коммуникационных средств. То есть с помощью компьютерных средств педагогами создаются оптимальные условия для коррекции речи и психических детей с ОНР.
3. Интеграции коммуникационных технологий с педагогическими. Компьютерные игры используются нами лишь как часть непосредственно образовательной деятельности.
4. Интерактивного характера общения «ребенок-компьютер» или диалоговый характер обучения. Ребенок на занятии вступает в диалог с игровым персонажем, выполняет его задания.
5. Охраны здоровья.
Компьютер используется при буквальном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций. Длительность работы на компьютере составляет 5-10 минут. После игр и упражнений с использованием компьютера с детьми обязательно проводится зрительная гимнастика.
Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.
6. Принцип невозможности замены педагога компьютером. Компьютер может многократно усилить эффективность применяемой методики, но ни в коем случае не может заменить педагога на занятии.
Занятия детей с компьютерами включают четыре взаимосвязанных компонента:
Активное познание детьми окружающего мира.
Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.
Изменение предметно-звуковой среды на экране монитора.
Активизирующее общение ребенка со взрослыми и детьми.
Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Главная методическая проблема педагогов смещается от того, «как лучше рассказать материал» к тому, «как лучше показать его». Применение цвета, графики, мультипликации, звука позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности на занятии.
Использование мультимедийных презентаций способствует эмоциональной окрашенности, привлекательности образовательного материала и вызывают у ребенка живой интерес. Презентации также являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций в непосредственно образовательной деятельности по математике, музыке, ознакомлению с окружающим миром, обеспечивают активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, формируют способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивают зрительное внимание и зрительнаю память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. «Звездочки», «Муха», «Зимний лес» и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Пример гимнастики «муха»
Новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения при том, что компьютер должен стать частью развивающей среды, фактором обогащения и интеллектуального развития дошкольников.
Более рационально введение компьютерных технологий во взаимодействие с детьми разбить на этапы – подготовительный и основный этапы.
На подготовительном этапе помимо развития высших психических функций осуществляется знакомство детей с компьютером, компьютерными программами, развивается точность и координация движений руки. Мы знакомим детей с правилами работы за компьютером, гимнастикой для глаз.
Задачи подготовительного этапа:
Знакомить детей с компьютером, техникой безопасности в процессе игры на компьютере, правилами гигиены (правильно сидеть, выполнять упражнения для глаз, общеукрепляющие упражнения);
Знакомить детей с программами Miсrosoft Word, Pаint (графический редактор).
Обогащать лексический запас словами: процессор, монитор, клавиатура, мышь, колонки, принтер.
Развивать внимание, память, мышление.
Учить владению компьютерной мышью. Слайд 8.
На данном этапе можно использовать готовые программы, так и разработанные упражнения. (Таблица 1)
Таблица 1
№
Тема
Игры и упражнения
1
Смешарики знакомят с компьютером
Клип «Подарок ёжику»
Игра «Собери компьютер»
2
Учимся работать мышкой.
Компьютерная программа «Веселые моторы»
Игра «Пилот вертолёта»
Игра «Тюбики с краской»
3
Авторские игры и презентации
Презентация в стихах «Тематический словарь в картинках»
Упражнение «Что лишнее»
Упражнение «Заполни клеточку»
Игра «Отгадай загадку»
При организации подготовительного этапа необходимо:
Помочь ребенку понять, как работает компьютер. Показать алгоритм включения компьютера. Подчеркнуть, что человек контролирует компьютер, а не наоборот.
Обсуждать с ребенком, что он делает и почему;
Ребенок должен понять причинно-следственные отношения передвижения «мыши» и курсора на экране монитора;
Показать отличие человека от компьютера. Слайд 9.
Основной этап предусматривает включение в непосредственно коррекционную деятельность компьютерных игр. Развитие в первую очередь тех функций, которые особенно значимы на начальном этапе общения ребенка с компьютером: тонкие движения кисти и пальцев руки, кратковременная память.
Для развития и обучения, а самое главное, для повышения мотивации детей, мы используем комплексную программу «Развитие интеллекта» психологического центра Адалин (автор А.С.Пономаренко), учебных и игровых компьютерных программ «Веселые моторы», «Размышлялки», «Игры для тигры».
Серия авторских игр, видеоклипов (разработанных с помощью программ Power Point, «3 D анимированных картинок для Веб-страниц и презентаций»), направлены на развитие мышления, памяти, внимания и учебных навыков у детей дошкольного возраста, способствуют развитию координации, моторики, пространственного воображения, развивают концентрацию внимания, трудовые навыки, учат планированию. Развивающие игры позволяют детям воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность дошкольника.
В своей работе мы используем авторские компьютерные игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий. Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать в непосредственно-коррекционную деятельность, при объяснении нового, повторении и закреплении материала по коррекции звукопроизношения и по любой лексической теме.
Комплексный характер игр позволяет в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (внимание, память, восприятие, мышление). Артикуляционная гимнастика в картинках-аннимациях привлекает внимание детей, позволяет оценить качество выполнения упражнений: если упражнение выполнено неправильно следующая картинка не появится на экране компьютера.
Особое внимание уделяем проблеме особенностей общения ребенка и компьтора. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения стесняется его, у него появляется страх, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, что приводит к неудачам в общении. В таком случае общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое число раз, что в реальной жизни затруднено.
При организации занятий с использованием медиатехнологий мы принимаем во внимание индивидуальные и физиологические особенности детей с общим недоразвитием речи: быстрая утомляемость, слабая переключаемость, низкая работоспособность, темп выполнения, трудности в понимании инструкции. Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, на одном слайде мы стараемся размещать не более 2 –х картинок одновременно. С учетом возрастных особенностей работа на компьютере с детьми 5 – 7 лет проводится не более 2-х раз в неделю, длительность одного занятия не превышала 10-15 минут. Обязательно проводим гимнастику для глаз.
Мы работаем в данном направлении совместно с педагогами и родителями. Артикуляционная гимнастика в картинках-анимациях может использоваться в качестве наглядного пособия при выполнении домашнего задания по закреплению правильного произношения. В рекомендациях к слайдам мы помещаем тексты описания выполняемых упражнений, адресуем их родителям для проведения упражнений в целях профилактики и Опыт применения компьютерных игр в детском саду позволил выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ. коррекции речи в домашних условиях.
Опыт применения компьютерных игр в детском саду позволил выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ. Компьютерные игры и предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
Компьютерные игры несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
Не смотря на успешный опыт использования ИКТ, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
15