Статья «Взаимодействие специалистов в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся школы VIII вида»


С.А. БезвытнаяВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
г.Нарьян-Мар, Муниципальное казённое образовательное учреждение Заполярного района для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ненецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Контингент МКОУ ЗР «Ненецкая СКОШИ VIII вида» – это дети с различной степенью умственной отсталости. Многие из них имеют нарушения зрения (миопия, амблиопия, косоглазие), слуха (тугоухость, сенсоневральная глухота), нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП, сколиоз). Увеличивается количество детей с аутистическим спектром нарушений. Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных дефектов при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах перечисленных выше нарушений развития. Эти сходные характеристики – та специфика, которая определяет необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей.
В связи с этим одним из актуальных направлений деятельности МКОУ ЗР «Ненецкая СКОШИ VIII вида» г. Нарьян-Мара является реализация психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Технология сопровождения позволяет систематизировать, регулировать и координировать коррекционные, развивающие, воспитательные, образовательные и оздоровительные стратегии воздействия, синтезировать отдельные компоненты процесса развития каждого ребенка.
Все дети, зачисленные в школу по рекомендации ПМПК, проходят первичное обследование специалистами школьного психолого-медико- педагогического консилиума (ШПМПК). Поступают дети, как из дошкольных образовательных учреждений, так и школьных, многие из которых имеют выраженные нарушения развития.
При работе с детьми, имеющими сложные, комплексные нарушения особое значение придается взаимодействию специалистов ШПМПк – педагога-психолога и учителя-логопеда.
У большинства детей со сложными нарушениями наблюдаются существенные трудности и в познавательной и в речевой сферах. Такие дети нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Существенно необходима для них и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств. Поэтому основным содержанием работы логопеда и психолога в первую очередь является становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (ребенок должен учиться управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче). В задачи специалистов входит выявление и диагностика отклонений в развитии детей, выявление актуальных и резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе сопровождения. Специалисты ШПМПк используя специфические методики обследования, определяют уровень развития ребенка, составляют индивидуальный маршрут развития с учетом психофизических и личностных особенностей обучающихся.
Взаимодействие специалистов на всех уровнях сопровождения позволяет существенно повысить результативность коррекционно-развивающей работы. Так, при составлении индивидуального маршрута развития психологом и логопедом подбираются одни и те же лексические темы, причем содержание лексических тем для каждого ребенка индивидуализировано в соответствии с уровнем его актуального развития. Соблюдаются единые требования к процессу самих занятий. Совместно, при необходимости, в индивидуальную программу развития (ИПР) вносятся изменения и корректировки. Особое значение уделяется работе с родителями. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс параллельно работе специалистов, способствует обогащению знаний представлений детей об окружающем мире. В ИПР у каждого ребенка-инвалида отмечаются степени ограничения жизнедеятельности, в том числе ограничения способности к обучению. В условиях образовательного учреждения для работы педагогов подобная информация крайне важна. Большинство детей-инвалидов, обучающихся в школе имеют вторую степень ограничения способности к обучению (определяется при выраженных стойких психопатологических синдромах. Эти дети способны обучаться по специальным программам). Третья степень – устанавливается при значительно выраженных стойких психопатологических состояниях, приводящих к полному отсутствию способности усваивать учебные знания (ранее эти дети признавались необучаемыми). По итогам обследования заполняется комплексная карта индивидуального психолого-педагогического, которая отражает уровень актуального развития ребенка и рекомендации специалистов.
В школе выделена особая группа детей с выраженными трудностями в развитии и обучении. Это дети с умеренной умственной отсталостью, обучающиеся на дому, дети со стойкой социальной дезадаптацией, эмоционально-волевой сферы, имеющие множественные нарушения развития. В связи с особенностями каждой категории детей психолого-педагогическое сопровождение на данном уровне требует специализированного содержания и участия каждого специалиста и педагога, работающего с этими детьми. В связи с тем, что дети имеют различные степени интеллектуального недоразвития – от легкой до глубокой, множественные, комплексные нарушения, то работа строится дифференцировано. С учетом диагноза, результатов обследования, информации из ИПР, дети делятся на группы со сходными нарушениями развития, что способствует повышению эффективности проводимой работы.
В МКОУ ЗР «Ненецкая СКОШИ VIII вида» выделяются следующие группы детей: обучающиеся с нарушениями поведения, дети со сложной структурой дефекта, с осложненной структурой дефекта, дети с умеренной степенью умственной отсталости. В свою очередь каждая группа может быть условно разделена на подгруппы, т.к. осложненная структура нарушения может наблюдаться как у ребенка с легкой степенью интеллектуального недоразвития, так и тяжелой. Подобное разделение на группы позволяет направлять усилия специалистов и педагогов на коррекцию вторичных нарушений присущую конкретной группе. Диагностический инструментарий и методическое обеспечение также имеет существенные различия. При работе с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения обязательное условие – использование рекомендаций сурдологов и офтольмологов. Для каждого сложного варианта нарушенного развития подбирается комплекс психолого-педагогического воздействия. Исходными данными для составления индивидуального маршрута является изучение анамнеза, степень нарушения у ребенка, наличие компенсаторных механизмов, социальный статус семьи, и соответствующие рекомендации ПМПК. Учитель-логопед и педагог-психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов, что особенно выражено в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.