Применение здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности 
Заморовский Сергей Геннадьевич,
учитель физической культуры и ОБЖ
БОУ «Сорочинская 
средняя общеобразовательная школа»
Калачинского муниципального района 
Омской области
Применение здоровье сберегающих технологий 
на уроках физической культуры и во  внеурочной  деятельности
              В настоящее время Правительством России уделяется существенное внимание поиску путей укрепления здоровья населения и совершенствования физического развития детей и подростков.  В связи с этим приоритетными направлениями в работе БОУ «Сорочинская СОШ» является совершенствование процесса физического воспитания, создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта. В основе  лежит применение здоровье сберегающих технологий. 
          В Сорочинской средней школе инициаторами и основными организаторами этих мероприятий являются учителя физической культуры. Одним из разделов школьной комплексно-целевой  программы по патриотическому воспитанию школьников   является блок «Физкультурно-оздоровительная работа».  Основные направления ее: введение в учебный план школы третьего часа  физической культуры; работа спортивных кружков и секций по интересам; массовая физкультурно-оздоровительная работа со школьниками; участие в  спортивных соревнованиях различных уровней. Реализуя Концепцию модернизации образования,  наша  школа в настоящее время работает над проблемой «Здоровый образ жизни и физическое развитие школьников» через интеграцию основного и дополнительного образования. Мною  адаптированы программы курсов по физической культуре с учетом интересов и потребностей учащихся: «Бокс», «Гири», «Борьба», «Волейбол», «Орлята России». 
         Сфера дополнительного образования включает  различные  творческие кружки, НОУ,  спортивные секции, работу   клуба  боксеров «Легион». Это дает ученику свободу и право выбора вида деятельности, занятий в соответствии со своими интересами и склонностями. 
Интеграция основного и дополнительного образования ставит цель - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное  развитие, образование и оздоровление  школьников через различные формы деятельности.  Дополнительное образование тесно связано с каждой ступенью обучения.  
Главная цель  образования -  формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни,  умения следовать им в повседневной жизни. Для достижения цели решаются задачи: формирование у подростков отношения к здоровью как ценности жизни,  системы знаний о здоровом образе жизни средствами уроков физкультуры, ОБЖ и организации внеурочной деятельности; организации мониторинга личностного физического развития школьников. В школе имеется спортивный и тренажерный залы, создана материальная база для проведения спортивных занятий.
            Система оздоровительной работы в школе включает следующие формы работы: уроки физкультуры (3 часа в неделю) и ОБЖ, спецгруппы для детей с ослабленным здоровьем.   Занятия физическими упражнениями в течение учебного дня (гимнастика перед началом уроков, физкультминутки, игры на переменах в начальном звене);   спортивные секции (ежедневно), спортивный час; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в школе. Спортивные соревнования, президентские состязания, праздники, игры, конкурсы. Оформление индивидуальных карт физического развития, папок достижений ученика.    Участие в работе школьного  НОУ «Поиск» (создание рефератов, буклетов, компьютерных презентаций на тему здорового образа жизни).  Работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы, открытые уроки, совместные спортивные праздники. Используются способы индивидуализации и осуществления личностного подхода: изучение состояния здоровья и физического развития учащихся; индивидуальный уровень физической нагрузки на уроках физкультуры;  индивидуальные домашние задания; отслеживание личных результатов спортивных выступлений учащихся на соревнованиях и другое. Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы такая: разработана ежегодная циклограмма физкультурно-оздоровительных мероприятий. В её рамках в школе проводятся Дни здоровья, походы, спортивные  праздники, соревнования.  Участие школьников в спортивных соревнованиях – это  прекрасная возможность для их самовыражения, самореализации, самоутверждения. Ежегодно учащиеся старших классов принимают участие в военно-полевых сборах,  спортивных турнирах.
Большая работа ведется  по профилактике курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ школьников. К работе привлекаются все педагогические и медицинские работники, специалисты из муниципального центра по работе с молодежью. Используются разные формы: беседы, устные журналы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы плакатов,  буклетов, стенных газет. Мною  совместно с медработниками проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития каждого школьника. Ведутся индивидуальные карты их физического развития,  цель  которых - отслеживание индивидуального физического развития каждого ученика. Используются различные  диагностики индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Рекомендую  учащимся вести дневник самостоятельных занятий. В дневнике самоконтроля фиксируется работа по развитию физических качеств. Задания даются всем индивидуально, с объяснением причин увеличения тех или иных упражнений и их количества. 
        Результатами спортивно-оздоровительной работы стали:  стабилизация уровня состояния здоровья школьников;  уменьшение количества учащихся, занимающихся в спецгруппах;   повышение роли учащихся в пропаганде здорового образа жизни;  сотрудничество с родителями учащихся при организации урочной и внеурочной спортивно-оздоровительной работы; стабильно высокие результаты учащихся в спортивных соревнованиях.  Ученики нашей  школы   в 2011 году  заняли I место в областном турнире «Орлята России», в 2014-2915- 1 место в муниципальном.  С 2012 по 2015 годы - первое место в муниципальной  спартакиаде  допризывной молодежи;  три  ученика нашей школы имеют первый разряд по гиревому спорту, один ученик – второй разряд. В 2010 году  на базе Сорочинской школы мною был создан спортивный клуб тайского бокса «Легион»  с общим количеством боксеров 30 человек. Результаты работы такие:  один победитель областных соревнований по боксу;  четыре лауреата НПК, два – региональной НПК; один – лауреат муниципальной конференции «Школа – территория здоровья». Мною ежегодно  организуется спортивная  деятельность  летнего образовательного лагеря с дневным пребыванием. Вместе с ребятами   создан  и реализован социальный проект «Сохраним реку Омь – сбережем здоровье». Проведены акции: «Брось сигарету!», «Скажем наркотикам – НЕТ!»,  составлены  буклеты: «Я выбираю здоровье», «Мы - за здоровый образ жизни».   Участвуя в  исследовательской деятельности, мои ученики изучают   вопросы,  связанные с правильным питанием  школьников, с типичными ошибками боксеров клуба «Легион»,  с анализом  развития интереса к  выбранному  виду спорта,  с изучением  вопроса развития качеств личности  и физических качеств посредством спорта, изучением и организацией дворовых игр  и другое.  
«Здоровье – это состояние  полного физического,  душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков», - гласит    Всемирная  организация      здравоохранения.
Поэтому через  интеграцию урочной и внеурочной деятельности формируем  здоровый образ жизни школьника. «Через педагогику – к здоровью, через основное и дополнительное образование – к здоровому образу жизни»- основная моя педагогическая идея. 
России, как и любому государству, необходима социально активная, здоровая  личность.  Поэтому раскрытию индивидуальных  способностей учащихся,  укреплению их здоровья  способствует интеграция основного  и  дополнительного образования, где активно внедряются здоровье сберегающие технологии.
13 PAGE   \* MERGEFORMAT 14415
Заголовок 115