Конспект родительского собрания на тему «Детское экспериментирование дома» в средней группе
Конспект родительского собрания на тему «Детское экспериментирование дома»
в средней групп
Цель:
Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
-Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
-Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.
-Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
-формировать умение общаться с детьми.
Предшествующая работа:
1.Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».
2.В ходе совместной деятельности изготовить приглашения для родителей.
3.Оформление консультации для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях» (Приложение 1).
Материал и оборудование:
стаканы с водой;
три баночки с концентрированным раствором красок (красная, синяя, жёлтая);
-альбомные листы;
-клеёнки;
-акварель;
-губки;
-кисточки.
Организация родителей на собрании.
Родители сидят за столами, разделены на три группы.
ХОД СОБРАНИЯ
В.: Здравствуйте дорогие родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это родительское собрание я хочу открыть словами:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский.
Прогресс развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с каждым годом к нашим деткам предъявляются все новые и новые требования к полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получить любознательного ребенка-первооткрывателя, исследователя того мира, который его окружает. А средством познания дошкольником окружающего мира является - экспериментальная деятельность.
В.:- И я бы хотела спросить вас, родители, что такое экспериментирование?
(родители высказывают свои предположения)
В.: Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
В.: Кто может сказать, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
(ответы родителей).
В.: Вы правильно сказали, что экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также экспериментирование способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой
моторики, воображения.
В.: Более подробно это раскрыто в сообщении на тему «Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника».(см.Приложение3)
В.: Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
(ответы родителей)
В.: Вы правильно подметили, что родителям необходимо:
Во-первых, самим быть любознательными.
Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Если вы захотели сами предложить ребенку тему для экспериментирования, то нужно придерживаться некоторых правил при выборе темы.
Правила при выборе темы
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, быть с элементами неожиданности и необычности.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения , навыки).
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, учитывая особенность детей средней группы. Они еще не способны концентрировать свое внимание на одном объекте долговременно.
В нашей группе оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности. Он состоит из мини лаборатории.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
Специальная посуда
Природный материал
Утилизированный материал
Прочие материалы: это приборы – помощники
Медицинский материал
Технический материал
Коллекция семян
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности обязательно соблюдаются правила безопасности.
В.: Уважаемые родители, какие правила безопасности необходимо учитывать проводя эксперимент?
(ответы родителей)
В.: При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:
1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.
2. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.
3.Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.
5. При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время освоиться на новом месте.
6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.
7. От взрослого требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.
8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.
С детьми 5 лет экспериментирование ведется в нескольких направлениях:
-живая природа;
-неживая природа;
-физические явления;
-человек;
-рукотворный мир.
В.: Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях. Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой, а третья - «Я человек».
(родители совещаются и отвечают)
В.: Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов, но более подробно мы можем рассмотреть и разобрать в представленной таблице «Экспериментальная деятельность детей в средней группе».
(см. Приложение 3).
В.:А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.
(Родители по подгруппам выполняют задание)
«Волшебные краски» (Смешивание цветов)
В.:У вас на столах стоят несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета – красной, желтой, синей.
В.: Ложкой добавьте в каждый стакан немного разной краски. Обратите внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом – желтой, в третьем – синей. Добавляем еще той же краски так, чтобы убедится: вода стала ярче и темнее.
В.: А теперь я предлагаю вам смешать две краски. Как вы думаете: «Если к синей добавить желтую, то какая краска получится?(зеленая) А если вы в красную воду добавите синей краски, то какой цвет получите в результате? (фиолетовая)
Рисование на мокром листе
В.: Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
В,: Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения , поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов , явлений, действительности.
В.: С этой целью хочу я предлагаю Вам памятки по развитию любознательности у детей.( см. Приложение 5)
Свое выступление хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я делал, я знаю!»
15