Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси». 
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию
в старшей группе
«Семейные обычаи на Руси».
Цель: Формирование  представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
Познакомить детей с избой и русским бытом людей.
Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать мелкую моторику рук. 
Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
Формировать умения, навыки создавать куклу-оберег из лоскутков.
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.
Предварительная работа:
 Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование: 
Костюмы для детей: сарафаны, рубашки, аудиозаписи с русской народной музыкой,  мультимедия,  мягкие подушки, атрибуты русской избы: чугунок, ухват, лапти, печка, хлеб, соль, деревянная посуда, кукла,  колыбелька; уголек, зернышки, монетки,  фишки,  лоскутки ткани, нитки, колокольчик, угощенье.Интеграция образовательных областей: коммуникация,  социализация,  познание, труд, безопасность, музыка, физическая культура, Примерный ход:
Дети входят в групповую комнату переодетые в элементы русской народной одежды.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними по старинному русскому обычаю (дети кланяются, прижав руку к сердцу).
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Посмотрите какие мы с вами нарядные, в самый раз отправится на праздник.
Воспитатель:  А вы любите ходить в гости, на день рожденья?
Дети: Да.
Воспитатель: А хотели бы вы  узнать  как же в старину праздновали день рождения?
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети: В русской избе.
Воспитатель: А почему вы решили, что это изба?
Дети:  Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.
Воспитатель  показывает чугунок.  Дети, что это?
Дети: Чугунок.
Воспитатель:  Для чего нужен чугунок?
Дети: В нем варили кушать.
Воспитатель  показывает ухват, лапти. Дети, а это что?
Дети: Лапти.
Воспитатель:  А для чего нужны лапти?
Дети:  Их одевали на ноги.
Воспитатель: Посмотрите что стоит на столе?
Дети: Хлеб, соль.
Воспитатель:  Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей 
Воспитатель: Знаете пословицы о хлебе?
Ответы детей.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель:  Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель:  Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель:  С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют ….
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково ….. А когда он вырастет, то его уже будут называть …. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.
Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с … и назвали ему свои имена.
Воспитатель:  Молодцы! Посмотрите, здесь для … приготовлены вещи, что же это?Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети:  Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:  А кто знает, зачем нашему … эти вещи?
Дети: Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель: Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему ….
Воспитатель кладет уголек:
Воспитатель:  А что говорили, когда клали уголек?
Дети: Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышко?
Дети: Будь всегда сыт.  
Второй ребенок кладет денежку.
Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?
Дети:  Будь всегда богат.
Воспитатель:  Дети, вот мы помыли, вытерли …. После купания ребенка одевали. А одевали его не простую одежду, а в отцову рубаху.
Воспитатель:  А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель:  Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:  Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель: А когда одевали рубашку, родители приговаривали:
Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель: Одели ребеночка, а дальше нужно уложить его.
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель:  А что же такое колыбелька?
Дети:  Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель:  Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего … (показывает детям).
Дети: Деревянная, расписная.
Воспитатель:  А когда укладывали спать ребенка, пели колыбельную. А что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: Дети, давайте и мы споем колыбельную для ….
Дети поют совместно с воспитателем:
«Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю…»
Воспитатель: Вот и уснул наш …. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Давайте поиграем с вами в интересную игру по ознакомлению с предметами быта. Внимательно слушайте и правильно отвечайте.  За правильный ответ вы получите фишки.
Воспитатель: Молодцы. А у нашего …. сегодня первый день рождения.  И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для … – и не простой подарок, а настоящий оберег. Это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. А когда малыш рождался, оберег ( куколку) клали рядом с ним, приговаривая:
«Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»
Дети, я предлагаю сделать для нашего… оберег. Объеденитесь парами по цвету ваших фишек и садитесь за стол мастарить подарок для ….
Рассаживает детей парами за стол, напоминает об осанке за работой, помогает детям, показывает образец. (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?)Воспитатель:  Будете выполнять парами, помогая друг другу. На столах я уже вам приготовила все, что необходимо для оберега. Для этого нам понадобятся лоскутки ткани. Будем работать по схеме.
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы – оберега. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).
После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.
Воспитатель: Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Поиграем  в русскую  подвижную  игру  «Горелки».
Игроки встают в круг, взявшись за руки.  Водящий встает в центр. Все хором громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!!!
При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа), кто первый вернется на место тому и водить.
 Воспитатель: Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим … наши обереги и пусть каждый пожелает … что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Воспитатель: Спасибо  за работу вашу, за старание ребята, вам понравился День рождения ….? На Дне рождения принято угощать гостей. Пусть каждый из вас скажет и положит  в этот горшочек что нового узнал, новые слова? Чему научились?  Я рада, что вы много знаете о народных традициях. Вот и  угощение готово, сладости – петушки  на палочке. А теперь пора возвращаться домой. Дети прощаются и уходят.