Рабочая программа Наименование учебного предмета Изобразительное искусство
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №22
Протокол №1 _____________ Нигматулина З.А. ___________Джумаева М.М.
от «26» августа 2013 г.
Руководитель МО______ Г.Р.Сингатуллова«___» _________________ 2013 г. Приказ от №
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22
Рабочая программа
Наименование учебного предмета Изобразительное искусство
Класс 1
Уровень общего образования ( начальная школа)
Учитель Сингатуллова Гелчячяк Рафиковна Срок реализации программы, учебный год___2013-2014 учебный год__________________________________________________________________
Количество часов по учебному плану
всего 34 часа, в год ; в неделю 1 час… Планирование составлено на основе_ «Программы общеобразовательных учреждений: (_Перспективная начальная школа)_
Рабочую программу составила ___________________ Сингатуллова Г.Р.
подпись расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с Федеральными образовательными стандартами начального образования что позволяет достигнуть воспитательных, образовательных, информационных целей с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Методологической основой данной Рабочей программы являются Рабочие программы по изобразительному искусству для 1-4 классов Кузина В.С. и Примерная программа по изобразительному искусству, подготовленная в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (М.: Просвещение,2011) В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса направлено на достижение следующих целей:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи решаемые при реализации данной рабочей программы:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Изобразительное искусство» в 1 классе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту. Развивать художественные способности. Содержание курса предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности, так и непосредственно художественную деятельность.
Для выполнения программы курса предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7-15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Предметы для рисования с натуры ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание уч-ся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.
В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1 классе проводится в начале и в конце урока в течение 8-10 минут. В одной беседе показывают, как правило, 2-3 станковых произведения (или 3-4 иллюстрации, 3-4 предмета декоративно-прикладного искусства).
Особенно важно учителю проявить творческий подход к курсу, исходя из местных условий, включая наиболее важный материал, определяя оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомя учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры и т.п.
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные особенности программы заключаются в актуализации метапредметной функции, интеграции процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетентности учащихся. В соответствии с идеологией ФГОС второго поколения и Примерной программы содержание курса направлено на формирование и развитие компетенций, в основе которых лежит деятельностное умение, предполагающее активную учебно – познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания в конкретной жизненной ситуации. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценностные ориентиры:
- уникальность и значимость курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции;
- направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа;
- разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующее:
- Структура курса формировалась с учетом закономерностей освоения основ художественного языка. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты
В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса к концу учебного года должен
понимать
• о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);• основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);
уметь
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета; различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Данная Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства в 1 классе.
В процессе создания Рабочей программы были учтены распоряжение Министерства образования и науки РФ от 30.08.02010 №889 и распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011 № 2207, Учебный план школы на 2013-2014 г.
Программа составлена для базового уровня обучения в объеме 33 часа (33 учебные недели):
1 класс Базисный план Региональный план Школьный компонент
33 часа
1 час в неделю - -
В рабочей программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
• Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура).
• Декоративно - прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн).
• Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура).
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Программу обеспечивают: Учебно-методический комплекс для 1 класса
Учебник Программа Методическое оснащение
Учителя Учащихся
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011. 1. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2009.- 208 с. № Содержание Количество часов
1 Рисование с натуры (рисунок, живопись) 9
2 Рисование на темы 8
3 Декоративная работа 8
4 Лепка 3
5 Аппликация 2
6 Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас 3
Виды занятий:
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование на темы
Декоративная работа
Лепка
Аппликация
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Тема 1: «В мире волшебных красок» 8 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
правила работы с акварельными, гуашевыми красками
названия главных и составных цветов
технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
правила работы с пластилином
приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства
уметь:
работать кистью
выполнять декоративные цепочки
рисовать узоры и декоративные элементы по образцам
рисовать по памяти и представлению
передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев
лепить листья по памяти и представлению
выполнять кистью простейшие элементы растительного узора
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 2: «Мы готовимся к празднику» 5 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой
правила и технику выполнения орнамента
технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
правила работы с пластилином
уметь:
уметь рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению
выделять элементы узора в народной вышивке
составлять узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции
передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
лепить фрукты по памяти и представлению
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 3: «Красота вокруг нас» 13 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
понятие «иллюстрация»
элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца
о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи
элементы узора Хохломы, Гжели
уметь:
выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям
выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычкаизображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги
применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи
выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» 7 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме
Обучающиеся должны знать/ понимать:
творчество А. Саврасоваособенности работы с пластилином, правила лепки
элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку
правила работы с гуашью, правила смешивания цветов
приёмы работы, технику выполнения аппликации
уметь:
передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению
лепить птиц по памяти и представлению
выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора
рисовать с натуры разнообразные цветы
составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Коли-чество ча-сов Дата Тип урока Результаты Форма организа-ции позна-вательной деятель-ностиФор-мы конт-роля Организа-ция самос-тоятельной деятель-ностиплан факт Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные 1 Урок-экскурсия. В мире волшебных красок –рисование с натуры. Чем и как работают художники. «Волшебные краски». 8 ч
1 6.09 Изучение нового материала Знать правила работы с акварельными красками. Уметь работать кистью и акварельными красками. Иметь представление о роли изобразительного искусства в жизни людей Регулятивные: -понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу Познавательные: -под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения Личностные УУД:
- Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Фронталь-наябесе-даИспользование
материалов: фломастеры, пастель, восковые мелки, тушь, пластилин, глина
2 Урок-экскурсия.
Аппликация
«Цветовой круг». 1 13.09 Введение новых знаний Знать правила работы с бумагой; технику выполнения аппликации (наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанныхкусков бумаги).
Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов Регулятивные:
-осуществлять контроль и самоконтроль;
- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
Познавательные:
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Коммуникативные -контролировать свои действия при совместной работе Личностные УУД:
-иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий. Ответы
на вопросы Использование различных техник и материалов: аппликация
3 Урок-экскурсия.
Декоративная работа
«Красивые цепочки». 1 19.09 Введение
новых знаний Знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных
цветов.
Уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам Регулятивные:
-осуществлять конт-роль и самоконтроль;
- самоконтроль резу-льтата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
Познавательные:
. Осуществлять поиск необходимой информации в учеб-нике, словарях, спра-вочниках, в том чис-ле на электронных носителях.
- проектирование изделий: создание образа в соответ-ствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные: -умение рациональ-но строить самостоя-тельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; Личностные УУД:
- первоначаль-ная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/р по образцу Выражение своего отношения к произведению
изобразительного искусства в небольшом сочинении
4 Урок-экскурсия.
Рисование с натуры. Волшебные краски осеннего дерева. И.Левитан «Золотая осень». 1 26.09 Урок-
экскурсия Знать технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Уметь рисовать по памяти и представлению; передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску
листьев Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: - договариваться с партнёрами и приходить к общему решению Личностные:
-интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
Ответы на вопросы Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха
5 Урок-экскур-сия. Лепка. Беседа «Жанры изобразительного искусства и архи-тектура». «Листья деревьев» 1 3.10 Введение новых знаний Знать правила работы с пластилином. Уметь лепить листья деревьев по памяти и представлению Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль;
Познавательные: - Проектирование из-делий: создание образа в соответствии с замыс-лом, реализация замыс-ла. Коммуникативные
-. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. Личностные: -уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий. Ответы на вопросы Использование
материалов: глина
6 Урок-экскурсия.
Лепка «Овощи и фрукты». 1 17о Комб. Знать правила работы с пластилином. Уметь лепить фрукты и овощи по памяти и представлению Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/р7 Урок-экскурсия.
Декоративная работа. «Волшебные листья и ягоды». 1 24о Урок-сказка Знать приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства. Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Иметь элемен-тарные представ-ления о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре Регулятивные:
-осуществлять контроль и самоконтроль;
- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
Познавательные:
. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
-уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Коммуникативные:
-принимать участие в работе парами и группами Личностные УУД:
- Действия, х-арактеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
- ориентация на оценку резуль-татов собст-венной пред-метно-практи-ческой деятель-ностиФронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий. С/р по образцу Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования
8 Урок-экскурсия.
Декоративная работа. Хохломская роспись. «Волшебный узор». 1 31о Комб. Знать элементы узора Хохломы; элементарные правила смешивания цветов. Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов. Иметь элементарное представление о красоте народной росписи Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рПередача настроения
в творческой работе с помощью орнамента
9 Мы готовимся к празднику. Рисование на тему «Сказка про осень» 5 ч
1 7н Комб. Знать правила работы с акварелью. Уметь передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета; самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему Регулятивные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол-нения коллективной творческой работы. Личностные:
-представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рИспользование
материалов: тушь
10 Декоративная работа. Орнамент. «Чудо-платье». 1 14н Комб. Знать правила и технику выполнения орнамента.
Уметь выделять элементы узора в народной вышивке.
Иметь элементарные представления о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды Регулятивные:
-осуществлять контроль и самоконтроль;
- самоконтроль резуль-тата практической дея-тельности путем срав-нения его с эталоном (рисунком, схемой, чер-тежом).
Познавательные:
. Осуществлять поиск необходимой инфор-мации в учебнике, сло-варях, справочниках, в том числе на электрон-ных носителях.
- проектирование изде-лий: создание образа в соответствии с замыс-лом, реализация замыс-ла.
Коммуникативные:
-принимать участие в коллективных работах Личностные УУД:
- Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/р по образцу 11 Аппликация.
Узор из кругов и треугольников.
Беседа об искусстве аппликации и её красоте. 1 28н Комб. ТБ при работе с ножницами.
Уметь составлять узор
из кругов и треугольников;
последовательно наклеивать элементы композиции Регулятивные:
-осуществлять контроль и самоконтроль;
- самоконтроль резуль-тата практической дея-тельности путем сравне-ния его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Личностные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/р по об-
разцуИспользование
художествен-
ной техники:
коллаж
12 Рисование с натуры. Праздничный флажок. 1 5д Комб. Знать правила работы с ак-
варелью; технику рисования с натуры простых по очертанию и строению объектов,
расположенных фронтально.
Уметь рисовать с натуры
объекты прямоугольнойформы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Коммуникативные: - договариваться с партнёрами и приходить к общему решению Личностные:
-интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рВыражение
своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
13 Декоративная работа.
Дымковская игрушка. «Праздничные краски узоров». I 12д Комб. Знать элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.
Уметь выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки Регулятивные:
-осуществлять контроль и самоконтроль;
- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
Познавательные:
. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные:
-договариваться с партнёрами и приходить к общему решению Личностные УУД:
- Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий. С/р по образцу Орнамент
14 Красота вокруг нас . Рисование на тему.
«Новогодняя ёлка». 13 ч
1 19д Комб. Знать элементарные правила работы с акварелью и гуашью.
Уметь передавать в рисунке смысловые связи между предметами; рисовать с натуры; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета. насыщенности оттенков Регулятивные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Познавательные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол-нения коллективной творческой работы. Личностные:
-представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рВыражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
15 Рисование с натуры игрушек на ёлку: бусы, шары 1 26д Комб. Уметь передавать в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: - договариваться с партнёрами и приходить к общему решению
Личностные:
-интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рВыражение своего отношения к произ-ведению изобразительного искусства в неболь-шом со-чинении16 Рисование с натуры игрушек на ёлку: рыбки 1 9я Комб. Знать элементарные правила работы с гуашью.
Уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции,цветФронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рИспользование
материалов: тушь
17 Рисование с натуры ветки ели или сосны. «Красота лесной природы». 1 16я Комб. Знать холодные и теплые цвета; элементарные правила смешивания цветов. Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности: форму, величину, расположение игл Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий Использование
материалов: восковые мелки
18 Лепка животных по памяти и представле-нию. 1 23я Комб. Знать технику работы с пластилином.
Уметь лепить животных по памяти и представлению Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль; Познавательные: - Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла. Коммуникативные -. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. Личностные:
-уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рИспользование
материалов: глина
19 Рисование на тему. Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок». 1 30я Комб. Знать понятие «иллюстрация».
Уметь выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет; выразить в иллюстрации свое отношение к сказке, ее героям Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Личностные:
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/р по образцу Использование
материалов: фломастеры, пастель, восковые мелки
20 Декоративная работа. Городецкая роспись. «Летняя сказка зимой». 1 6ф Комб. Знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.
Уметь выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.
Иметь элементарные представления о красоте народной росписи в украшении посуды Регулятивные:
-осуществлять контроль и самоконтроль;
- самоконтроль резуль-тата практической дея-тельности путем срав-нения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
Познавательные:
. Осуществлять поиск необходимой инфор-мации в учебнике, слова-рях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
- проектирование изде-лий: создание образа в соответствии с замыс-лом, реализация замыс-ла.
Коммуникативные
-договариваться с парт-нёрами и приходить к общему решению Личностные УУД:
- Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/р по образцу Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
21 Рисование с натуры. Беседа о красоте зимней природы. Мы рисуем зимние деревья. 1 20ф Комб. Знать о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи.
Уметь изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе
бумаги Регулятивные:-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллек-тивной творческой работы. Личностные:
-интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рУмение выбирать и использовать адекватные выразительные средства
22 Рисование на тему
«Красавица зима» 1 27ф Комб. Уметь применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Личностные:
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
Творческая работа Умение вступать в общение с произведениями искусств, участвовать
в диалоге
23 Декоративная работа. Гжель. «Синие узоры на белоснежном поле». 1 6м Комб. Знать правила работы с гуашью; элементы растительного узора гжельской керамики; особенности и характерные элементы гжельской росписи.
Уметь рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской
керамики; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам Регулятивные:
-осуществлять контроль и самоконтроль;
- самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
Познавательные:
. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные:
-контролировать свои действия при совместной работе Личностные УУД:
- Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/р по образцу Передача настрое-ния в твор-ческой работе с помощью орнамен-та, конст-руирования24 Декоративная работа. «Синее чудо». 1 13м Комб. Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рИспользование ма-териалов: фломастеры,пастель, воско-вые мелки
25 Рисование на тему. Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» 1 20м Комб. Уметь самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное
в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол-нения коллективной творческой работы. Личностные:
-положи-тельное отношение к занятиям предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рВыражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении
26 Иллюстрация к сказке «Двенадцать
месяцев».
1 3а Комб. Знать о творчестве Б.Щербакова.
Уметь выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства
в высказывании, рассказе Регулятивные: -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллек-тивной творческой работы. Личностные:
-знать основные моральные нормы поведения
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
Ответы на вопросы Использование
материалов: фломастеры,
пастель, восковые мелки, тушь
27 Встреча с Весной – красной
Лепка птиц по памяти и представлению 7 ч
1 10а Комб. Знать особенности работы с пластилином, правила лепки.
Уметь лепить птиц по памяти и представлению Регулятивные: -осуществлять контроль и самоконтроль; Познавательные: - Проектирование изде-лий: создание образа в соответствии с замыс-лом, реализация замысла. Коммуникативные -. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. Личностные:
-уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рИспользование ма-териалов: пластилин, глина
28 Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему
«Весенний день» 1 17а Комб. Знать творчество А.Саврасова.
Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунках смысловые связи
между предметами Регулятивные: -уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Познавательные: -иметь творческое видение с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Личностные:
-положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рВыраже-ние своего отноше-ния к про-изведе-нию изоб-разитель-ного ис-кусства в неболь-шом сочи-нении
29 Рисование на тему
«Весенний день» 1 24а Комб. Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/р30 Рисование на тему
«Праздничный салют» 1 1м Комб. Знать основные и вспомогательные цвета.
Уметь рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рИспользование ма-териалов: фломастеры, пас-тель, вос-ковые мелки, тушь
31 Рисование по представлению. «Бабочка» 1 8м Комб. Уметь использовать линию симметрии в построении рисунка, изображать характерные очертания бабочек Регулятивные: -совместно с учителем и одноклассниками оценивать результат своих действий Познавательные: -под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебниках и учебных пособиях Коммуникативные: -допускать существование различных точек зрения Личностные:
-ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рСимметрия.
Использование материалов: фломастеры, пастель, восковые мелки
32 Рисование с натуры простых по форме цветов. «Красота вокруг нас».
15м Комб. Знать правила работы с гуашью; правила смешивания цветов.
Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы Регулятивные -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Познавательные: - перерабатывать полу-ченную информацию: сравнивать и гру-ппировать предметы и их образы; Коммуникативные: -уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Личностные:
-интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/рВыражение своего отношения к произведению
изобразительного искусства в небольшом сочинении
33 Аппликация.
«Мой любимый цветок» -
составление композиции-аппликации из цветной бумаги и картона.
1 22м Комб. ТБ ори работе с ножницами,.Знать приемы работы, технику выполнения аппликации.
Уметь «доставлять композицию, последовательно её выполнить Регулятивные - умение обсуждать и ана-лизировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Познавательные:
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные
-контролировать свои действия при совместной работе Личностные:
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
Фронталь-но-индиви-дуальная работа Текущий.
С/р по образцу Художественная техника: коллаж
34 Резервный урок Таблица коррекции
№п.пДаты по плану Дата проведения Запланированные темы Новая тема Причина коррекции