Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Изобразительное искусство»
для 4 «В» класса
Составитель: учитель начальных классов
МОУ «Большеелховская СОШ»
Аношкина Любовь Геннадьевна
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и на основе авторской программы О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (УМК «Школа 2100), а также учебного плана МОУ «Большеелховская СОШ» на 2016 - 2017 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Большеелховская СОШ»
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебник «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»)для 3-го класса представляет собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Особенности курса
1) Необходимо для освоения курса максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала
искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Этомогут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Цели курса:
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Задачи курса:
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией,
литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов. Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
Контроль образовательных результатов
Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Ценностные ориентиры содержания
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «Большеелховская СОШ» всего на изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 4 классе выделяется 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Количество часов в I четверти – 9
Количество часов во II четверти –7
Количество часов в III четверти – 10
Количество часов в IV четверти – 8
II. Содержание учебного предмета
Занятия 1–2 (2 ч), стр. 4–11 учебника.
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.
Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7).
Что такое фреска. Особенности этой техники. Выполнение задания на стр. 8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.
Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11).
Занятие 3 (1 ч), стр. 12–13 учебника.
Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Выполнение задания на стр. 13 в учебнике.
Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением.
Занятие 4 (1 ч), стр. 14–15 учебника.
Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Выполнение задания на стр.15 в учебнике. На этом уроке или во вне- урочное время рекомендуется проведение экскурсии к ближайшему такому памятнику.
Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением.
Занятие 5 (1 ч), стр. 16–19 учебника.
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна.Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Выполнение заданий на стр. 16–17 в учебнике.
Виды фотографий. Художественная фотография. Выполнение задания на стр.19 в учебнике.
Занятие 6 (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 6–7 рабочей тетради.
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Выполнение заданий на стр. 21 в учебнике. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению (стр. 6–7 рабочей тетради).
Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением и чтением стихов об осени.
Занятие 7 (1 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради.
Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради.
Занятия 8–9 (2 ч), стр. 24–25 учебника, стр. 8–11 рабочей тетради.
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штри-ховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.
Занятия 10–11 (2 ч), стр. 26–27 учебника, стр. 4–5 рабочей тетради.
Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой (рабочая тетрадь).
Занятия 12–13 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 12–13 рабочей тетради.
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).
Занятие 14 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 36–39 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 30–31 учебника.
Занятия 15–16 (2 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 14–17 рабочей тетради.
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Выполнение в процессе изучения нового мате- риала заданий в учебнике и на стр. 14–15 или 16–17 рабочей тетради.
Занятие 17 (2 ч), стр. 34–35 учебника, стр. 28–29 рабочей тетради.
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Выполнение в процессе изучения нового мате- риала заданий в учебнике и рабочей тетради.
Занятия 18–19 (2 ч), стр. 36–37, стр. 26–27 рабочей тетради.
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике (стр. 37) и в рабочей тетради (стр. 26–27). Было бы очень полезно понаблюдать с учениками перспективные сокращения на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.).
Получение представления о воздушной перспективе.
Занятия 20–21 (2 ч), стр. 38–39 учебника и стр. 30–31 рабочей тетради.
Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Выполнение заданий на стр. 39 учебника.
Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома. Эта страничка может быть посвящена как истории семьи учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.
Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.
Занятия 22–25 (4 ч), стр. 40–47 и 78 учебника, стр. 42–47, 75–78 рабочей тетради.
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр.
40–41 учебника и на стр. 42–43 рабочей тетради.
Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя (стр. 78 учебника и стр. 44–47 рабочей тетради). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр. 40–41 учебника
и на стр. 44–47 рабочей тетради.
Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир». Занятие 26 (1 ч), стр. 42–43 учебника, стр. 32–33 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о
китайском рисунке кистью). По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 43 учебника и на стр. 32–33 рабочей тетради.
Занятия 27–30 (3–4 ч), стр. 36–37 и 50–51 учебника, стр. 18–23 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Выполнение заданий в рабочей тетради.
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Занятия 31–32 (2 ч.), стр. 48–49 учебника.
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради.
а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);
б) дизайнерские проекты:
– настенный календарь на стр. 24–25;
– декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр. 36–39;
в) шрифтовая композиция на стр. 48–49.
Занятия 33-34. Проекты.
III. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области ИЗО
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Функциональная грамотность
Метапредметные результаты. Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные.
Комплексные, компетентностные задания в УМК: коллективные проектные задания (на предметном материале); компетентностные (жизненные) задания (на предметном материале)
Образовательные технологии
1-я линия развития
Технология мотивации работы (деятельный подход).
Технология оценивания
2-я линия развития
Технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом). Задания для групповой работы
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития
Объяснять содержание произведений искусства. Владеть основными техниками и з о б р а з и т е л ь н о г о искусства (тексты и задания)
2-я линия развития
Видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства и уметь выражать своё отношение к ним (тексты и задания)
Личностные результаты
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
-Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
4-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная
перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобра-зительной деятельности. Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобрази- тельного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Количество часов по разделам
№
п/п Тема Количество часов по авторской
программе О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (УМК «Школа 2100) Количество часов в настоящей рабочей программе
1–2 Монументально- декоративное искусство.
Рождениемонументальной живописи.
Чтотакоефреска. Что такоемозаика ивитраж. 2 2
3 Русскаяикона. Звенигородская находка. 1 1
4 Монументальная скульптура. 1 1
5 Новые виды искусств: дизайни фотография. 1 1
6 На пути кмастерству.
Родная природа. Поэтпейзажа. 1 1
№
п/п Тема Количество часов по авторской
программе О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (УМК «Школа 2100) Количество часов в настоящей рабочей программе
Изучаемработу мастера(И. Левитан «Печальная, нодивная пора»). 7 Изучаемработу мастера (Д. Митрохин«Яблоки»). Твоя мастерская: и спользовани е разныхвидов штриховки. 1 1
8–9 Градации светотени.
Рефлекс.Падающаятень.
Твоя мастерская: конструкцияпредмета. 2 2
10–11 Композицияна заданнуютему. Оформление твор-ческихработ. 2 2
12–13 Зарисовки животных.
Твоя мастерская: отзарисовокк иллюстрации. 2 2
14 Для любознательных:отмывка. Твоя мастерская: гризайль. 1 1
№
п/п Тема Количество часов по авторской
программе О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (УМК «Школа 2100) Количество часов в настоящей рабочей программе
15–16 Композиция и её основныезаконы. 2 2
17 Роднаяисторияи искусство. Народныепромыслы:нижегородскаярезьбапо дереву. 1 1
18–19 Линейнаяперспектива. 2 2
20–21 Роднаяисторияи искусство. Изучаемработы мастеров (А. Дейнеко «Оборона Се-вастополя»,П. Оссовский«Салют Победы»,М.Кугач«Дедивнук»).Занятиедолжно быть приуроченокДнюПобеды. 2 2
22–25 Фигурачеловека. Пропорции. 4 4
№
п/п Тема Количество часов по авторской
программе О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (УМК «Школа 2100) Количество часов в настоящей рабочей программе
26 Для любознательных:китайский рисуноккистью. 1 1
27–30 Для любознательных:родная история и искусство-русский народный театр. 4 31–32 Учимсявидеть: Эрмитаж. 2 2
33-34 Проекты. 2 2
Количество часов поавторской программеО.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (УМК «Школа 2100) и в настоящей рабочей программе не изменено.
IV. Календарно - тематическое планирование
(34 часа- 1 час в неделю)
№
п/п Тема Кол-во часов Дата проведения Тип урока Вид самостоятельной работы
План Факт I четверть
(9 часов)
1 М о ну м е нт а л ьн о - декоративное искусство.
Рождение мону- ментальной живо писи.
Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
2 Монументально - декоративное искусство.
Рождение мону- ментальной живописи.
Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. 1 Урок развития умений и навыков. № Тема Кол-во часов Дата проведения Тип урока Вид самостоятельной работы
План Факт 3 Русская икона. З в е н и г о р о д с к а я находка. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
4 Монументальная скульптура. 1 Урок развития умений и навыков. Фронтальная работа.
5 Новые виды ис-кусств: дизайн и фотография. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
6 На пути к мастерству.
Родная природа. Поэт пейзажа. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
№
п/п Тема Кол-во часов Дата проведения Тип урока Вид самостоятельной работы
План Факт Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»). . 7 Изучаем работу мастера (Д. Мит-рохин «Яблоки»). Твоя мастерская: и сп о л ь з о в а н и е разных видов штриховки. 1 Урок развития умений и навыков. Фронтальная работа.
8 Градации светотени.
Рефлекс. Пада-ющая тень.
Твоя мастерская: конструкция пред- мета. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
Практическая работа
9 Градации светотени.
Рефлекс. Падающая тень.
Твоя мастерская: конструкция пред- мета. 1 Перенос существующих знаний на новый уровень II четверть
(7 часов)
10 Композиция на заданную тему. Оформление твор-ческих работ. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
11 Композиция на заданную тему. Оформление твор-ческих работ. 1 Урок развития умений и навыков. 12 Зарисовки животных.
Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
13 Зарисовки животных.
Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации 1 Урок развития умений и навыков. Практическая работа
14 Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
№
п/п Тема Кол-во часов Дата проведения Тип урока Вид самостоятельной работы
План Факт 15 Композиция и её основные законы. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
16 Композиция и её основные законы. 1 Урок развития умений и навыков. IIIчетверть
(10 часов)
17 Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
18 Линейная перспектива. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
Практическая работа
19 Линейная перспектива. 1 Урок развития умений и навыков. 20 Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дей-неко «Оборона Се- вастополя», П. Ос- совский«Салют Победы», М. Кугач«Дед и внук»). Занятие должно быть приурочено к Дню Победы. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
Практическая работа
21 Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров (А. Дей-неко «Оборона Се- вастополя», П. Ос- совский«Салют Победы», М. Кугач«Дед и внук»). Занятие должно быть приурочено к Дню Победы. 1 Урок развития умений и навыков. 22 Фигура человека. Пропорции. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
23 Фигура человека. Пропорции. 1 Урок развития умений и навыков. Практическая работа
24 Фигура человека. Пропорции. 1 Урок развития умений и навыков. Практическая работа
25 Фигура человека. Пропорции. 1 Перенос существующих знаний на новый уровень Практическая работа
№
п/п Тема Кол-во часов Дата проведения Тип урока Вид самостоятельной работы
План Факт 26 Для любознательных: китайский рисунок кистью. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
IV четверть
(8 часов)
27 Для любознательных: родная история и искусство русский народный театр. 1 Урок развития умений и навыков. Фронтальная работа
Фронтальная работа
Работа в группах
Работа в группах
28 Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. 1 Урок развития умений и навыков. 29 Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. 1 Урок развития умений и навыков. 30 Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр. 1 Перенос существующих знаний на новый уровень 31 Учимся видеть: Эрмитаж. 1 Открытие новых знаний. Фронтальная работа.
Работа в группах
32 Учимся видеть: Эрмитаж. 1 Урок развития умений и навыков. 33 Проекты. 1 Урок развития умений и навыков. Работа в группах
Работа в группах
34 Проекты. 1 Урок развития умений и навыков. V. Материально-техническое обеспечение
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечания
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: БАЛАСС, 2008. Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ
2 Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству Д 3 Энциклопедии по искусству, справочные пособия Д 4 Книги о художниках Д 2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
3. Цифровые образовательные ресурсы
5 Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций. Д/П 4. Экранно-звуковые пособия (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
6 Слайды:
- по видам изобразительных
( пластических) искусств
- по жанрам изобразительных
искусств
- по памятникам архитектуры
России и мира
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному
искусству
- по творчеству художников Д 5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
7 Альбомы для рисования К 8 Краски акварельные К 9 Краски гуашевые К 10 Бумага А3, А4 К 11 Бумага цветная К 12 Фломастеры К 13 Кисти беличьи № 5, 10, 20 К 14 Емкости для воды К 15 Стеки (набор) К 16 Пластилин / глина К 17 Клей К 18 Ножницы К 6. МОДЕЛИ И НАТУРНЫЙ ФОНД
19 Муляжи грибов (комплект) Д 20 Муляжи овощей (комплект) Д 21 Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) Д 7. ИГРЫ И ИГРУШКИ
8. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
22 Компьютер Д 23 Магнитная доска Д 9. ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА
24 Ученический стол двухместные с комплектом стульев. К В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
25 Стол учительский с тумбой. Д 26 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Д VI. Литература
1. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс 2010
2. Примерные программы начального общего образования - М: Просвещение,2009г.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.- М.Просвещение, 2010г
4. Планируемые результаты начального общего образования.- М: Просвещение, 2010г
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. - М: Просвещение, 2010г
6. ФГОС. Образовательная система « Школа 2100». Примерная основная образовательная программа
7. А.А. Вахрушев. Реализация ФГОС « Пособие для учителя», 4 класс
8. О.А Куревина, Е.Д. Ковалевская Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4 класс. – М.: Баласс, 2013.
9. О.А Куревина, Е.Д. Ковалевская Рабочая тетрадь по изобразительному искусству («Разноцветный мир»). 4 класс. – М.: Баласс, 2013.
Интернет – источники:
http://school.holm.ru - Школьный мир (каталог образовательных ресурсов)
http://www.iro.yar.ru:8101 - Ярославский институт развития образования (много методических материалов, ссылки)
http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
www.ug.ru - «Учительская газета»
www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»
www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов