Внеклассное занятие Тема: Огонь – друг или враг?
Тема: Огонь – друг или враг? Цели: 1.Познакомить с ролью огня в жизни человека, профессиями: сталевар, металлург, кузнец. 2. Закрепить знание, когда огонь – друг, а когда – враг; правила пользованиями спичками. 3. Развивать умение обращаться с огнём в разных его формах.
Ход занятия
1.Организационный момент:
2.Сообщение темы и цели занятия:
- Ребята, на одном из уроков чтения мы с вами читали сказку Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе", которая начинается так: "Это случилось, это произошло в ту далекую пору, когда Ручные Животные были животными Дикими.. Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая, и Овца была дикая, и Свинья была дикая, и все они были дикие-предикие и дико блуждали по Мокрым и Диким лесам. Но самой дикой была Дикая Кошка - она бродила, где вздумается, и гуляла сама по себе". Кто напомнит, что же случилось, что произошло? О чем эта сказка?
(Женщина приручила Дикую Собаку, Дикую Лошадь, Дикую Корову, Дикую Овцу, Дикую Свинью, Дикую Кошку, и все они стали домашними ) - Как, с помощью чего Женщина приручила Диких Животных?
( Женщина нашла для жилья уютную сухую Пещеру, посыпала пол чистым песочком и развела в глубине Пещеры отличный костер). - Давным-давно, в незапамятные времена, человека обогревал костер. Ребята, а вам приходилось когда-нибудь сидеть у костра?
( Ответы детей).
-Давайте представим себе такую картину - теплый летний вечер у костра. Тихонько потрескивают подброшенные в огонь ветки, а вы, не отрываясь, смотрите на пламя, словно пытаетесь в нем что-то разглядеть. Представляя эту картину, что вам вспомнилось? Чем бы вы хотели поделиться со своими товарищами?
(Пламя - оно таинственное и загадочное. Смотреть на него можно бесконечно).-Нам становится так спокойно, хорошо думается и мечтается. Как будто мы находимся наедине со своим лучшим другом.
- Возвратимся в те далекие времена.
"И собрались в Мокром и Диком лесу все Дикие Звери; сбились в одно стадо и, глядя на свет огня, не знали, что это такое. Но вот топнул дикой ногой Дикий Конь и дико сказал:
- О Друзья мои! О мои Недруги! Чует сердце мое: не к добру засветили Мужчина и Женщина в большой Пещере большой огонь. Нет, это не к добру!»
- А как считаете вы: огонь – друг или враг? Это тема, нашего занятия. Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.
Ученики читают стихотворение
"Добрый огонь»
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Да, огонь бывает разный -
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
- Добрый огонь издавна был другом человека.
- Какую помощь он оказывает
(Огонь согревает нас, помогает людям готовить пищу, Освещает наши квартиры, стирает и гладит, позволяет смотреть мультфильмы, слушать музыку и т.д.).
- А кто знает, где еще человек использует полезные свойства огня? (При выплавке чугуна и стали)
- Что такое чугун и сталь? (Это металлы)
- Сегодня я предлагаю вам узнать, как получают металлы. Для этого отправимся в огненную страну - металлургию. Людей, которые занимаются выплавкой металлов, называют металлургами. Труд металлургов нелегкий, потому что у них горячее производство. И сейчас вы в этом убедитесь сами.
( Вот руду привезли на завод. Как ж е превратить ее в железо? )- Тут помогает людям добрый, огонь. В огромных доменных печах, они похожи на башни высотою с З0 - этажный дом, день и ночь бушует пламя. В ней рабочие-доменщики выплавляют из железной руды чугун. Когда чугун готов, его выливают в огромный ковш. Ковшей много, каждый Ковшей много, каждый на колесах. Стоит на рельсах целый поезд - чугуновоз.
( Куда же отправляется огнедышащий поезд?)
- В соседний цех. Чугун выливают в формы. В них жидкий металл застывает, и становится чугун и вагонными колесами, и тяжелыми причальными тумбами, к которым канатами пришвартовывают океанские корабли, и сковородками, и батареями отопления.
Крепок чугун, да гнется плохо, плохо пружинит и от сильных ударов может расколоться. Потому-то из большей части чугуна варят сталь. Как называют людей, которые варят сталь?
Стихотворение «Сталевар» (читают дети).
Он в куртке жёсткой, как броня,
Весь день проводит у огня.
Он варит сталь –
Недаром
Зовётся сталеваром!
В огромной печи сталь кипит
И пышет жаром жгучим.
Она сверкает и слепит,
Как солнце из – за тучи!
А сталевар следит в «глазок»,
В особое оконце:
Когда наступит нужный срок –
Он выпускает солнце!
И вот из печи сталь бежит
Струёй живой и быстрой,
Она пылает и шипит,
И рассыпает искры!
Но мастер огненной реки
Нисколько не боится:
Глядит сквозь тёмные очки
И машет рукавицей –
Рекою управляет,
Сталь в формы направляет.
Когда остынет в формах сталь –
Любую делайте деталь!
Варят сталь в специальных печах - мартенах. Мартеновская печь состоит как бы из двух этажей: верхнего и нижнего. Когда сталь готова, ее выливают в ковш, где металл застывает, отвердевает, а потом его отправляют в прокатку. Разные бывают прокатные станы. С одних сходят готовые рельсы, с других — балки для строительства домов, толстые плиты или стальные листы, из которых потом делают кузова автомобилей, ножи, напильники и другие инструменты.
Давайте подведем мини-итог. Как называется огненная страна, в которой мы сейчас побывали? Людей каких профессий можно» встретить в этой стране? Кто их главный помощник?
- Металл готов! А кто его обрабатывает и мастерит любые предметы, например перочинный ножик?
(Ученик читает стихотворение).
Молоток и слиток стали
Взял кузнец умело,
И по кузне от металла
Пламя полетело.
По болванке молот бьется,
И металл послушно
Разгибается и гнется
Так, как парню нужно.
-Так работал кузнец в старину. А сейчас у них другой молот - молот-самобой.
(Подводится мини-итог).
-Кто знает еще профессии, где людям помогает добрый огонь?
( Пекарь. –Сварщик).
(Ученик читает стихотворение).
Опустил щиток парнишка, Рукавицы натянул, Электрической дугою, Будто солнцем, полыхнул.
Два бруса стальных навечно
Сшил, сварил - не разорвать. Этой балке поперечной Сотни лет теперь лежать. Пляшет пламя, шов ровняя, Брызжут искры вдаль и ввысь... От его работы звезды Восхищением зажглись. Приподняв щиток, мгновенно Заменяет электрод... Деловой, простой, степенный, Добрый сварщики народ!
- Многие из вас любовались украшениями, сделанными из бисера. Оказывается, эти стеклянные бусинки появились на свет тоже благодаря огню. Послушайте легенду.
В давние-давние времена ехали на ярмарку заморские купцы. Путь был неблизкий, застала их в дороге ночь. Решили купцы заночевать на берегу реки. Речка течет, песенку поет, речной песочек под ногами поскрипывает. Развели купцы костер, уху сварили, поели да спать улеглись. Огонь догорел, кострище пеплом покрылось. Лишь один уголек схоронился да в сторону откатился. Скучно ему одному лежать, вот он и завел разговор с речными песчинками. Стали они спорить, кто из них краше. Песчинки скрипят: "Мы водой выточены, ветром высушены, солнышком выкрашены. Мы красивее тебя". А уголек шипит: "Я от дерева рожден, огнем накален. Нет никого на свете меня краше!" Спорили они, спорили. Никто уступать не хочет. Рассердился уголек и обжег песчинки. Проснулись купцы, видят -рядом с потухшим костром уголёк лежит, а вокруг стеклянные бусинки рассыпаны. Назвали эти бусинки бисером, а девушки стали им сарафаны расшивать, пояски, в косы русые вплетать.
Сила у друга-огня большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.
(Ученик читает стихотворение).
Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, Поля черны.
- Самый ужасный, самый опасный огонь - это, конечно, огонь войны. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Какие произведения о войне мы прочитали на уроках чтения?
(Ответы детей).
- Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить целый город или деревню. Когда это происходит?
(Когда начинается пожар).
- 2 мая 1917 года - в этот весенний, солнечный, но очень ветреный день в Барнауле случился пожар. Выгорело полгорода. В чем причина этого пожара?
( Неосторожное обращение с огнем).
- Чтобы этого никогда не случилось, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.
(Ученики читают стихотворение).
На даче в ТрехгоркеЖил маленький Жора,
Лишь чиркнул он спичкой -
И вспыхнула штора.
Хотел он в пожар
Поиграть понарошку -
Осталась от дома
Одна головешка.
У многих привычка -
Зажженные спички,
Шагая, бросать тут и там.
Кто делает это,
Тому два-три шага
До самой страшнейшей из драм.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
(Далее дети разыгрывают сценку).
Спичка 1.
Спичкой все зовут меня,
А без спичек нет огня...
И без нас, как без воды,
И ни туды, и ни сюды.
Спичка 2.
Я зажечь сумею газ!
Разожгу костер для вас...
Если только захочу,
Любое дело по плечу!
Спичка 3.
Людям мы всегда нужны,
Это помнить мы должны.
Всем готовы угодить,
Но просим с нами не шалить!Спички (хором). Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.Ученик!.Всем известно, что у елки
Есть зеленые иголки.
Но не всем ребятам ясно,
Что они горят опасно!
Дети (хором). Нельзя украшать елку свечами.
Ученик 2.
Бензин - может, кто-то со мной не согласен?
-Не только опасен,
он взрывоопасен.
Дети (хором). Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
Ученик 3.
Бывает, семья уезжает на юг,
Забыв, что не выключен
в доме утюг.
А вслед - телеграмма,
подобная грому:
"Пожар - ничего не осталось
от дома!"
Ученик 4.
В квартире оставлять нельзя
Прибор, включенный в сеть.
В противном случае, друзья,
Вам синим пламенем гореть!
Дети (хором). Не оставляйте без присмотра включенный утюг или чайник.
Ученик 5.
- Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена
-Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол.
Дети (хором).Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме - не пытайтесь растопить печь.
Ученик 6.
А теперь скажу я проще,
Я на слово не остер.
Вдруг увидели вы в роще
Непогашенный костер.
Лесу он грозит бедою,
Вспыхнет - не остановить...
Вы правы! Скорей водою
Надо тот костер залить!
Дети (хором). В лесу не разжигайте костер без взрослых.
- По какой бы причине не возник пожар, вы должны немедленно позвонить в пожарную службу по телефону 01 или сообщить о пожаре взрослым. А по мере сил принять участие в тушении пожара.
- Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнем?
( Пожарные).
Ученик читает стихотворение "Пожарные".
В нашей трудной службе важно
Быть умелым и отважным.
Поверьте! Не хочу себя
Хвалить
-Но струсишь и огонь не победить.
Знает весь честной народ,Что пожар - такой же фронт...Против огненной лавиныВместе с нами в свой чередВ бой - пожарные машины,Катера и вертолет...Вы не верьте анекдотам:Мол, легко пожарным жить,Дескать, вся-то их работаНа пожаре воду лить.Шутка есть и будет шуткой,Спор решится сам собой -Посмотреть бы вам минутку,Как ведет с огнем он бой.Как горит, но не сгорает,Задыхается в дыму.И как пламя умирает,Покоряется ему.И тогда вам ясно станет,Как опасен этот труд!- В нашей стране много героев - пожарных. Рискуя своей жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни других людей.Героев награждают медалями "За отвагу на пожаре".
Объявляю конкурс "Отгадай загадку".
1.Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... ( Водой!)
2. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те... ( Отнять).
3. Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли,
Быстро все... ( Убрали),
4. Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? ( Пожар).
5. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. ( Огонь).
- Вы хорошо потрудились. Сейчас настало время ответить на вопрос, поставленный в начале занятия: огонь - друг или враг?
(Все зависит от того, как мы обращаемся с огнем).
- Пусть огонь всегда будет только нашим другом!