Программа профилактических бесед с подростками : Алкоголь и подросток


Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОШ№40г. Липецка
Программа профилактическая бесед с подростками на тему:

Разработал:
педагог-психолог МБОУ СОШ №40
Кровопускова О.В.
Содержание
TOC \h \z \t "Стиль1;1" Введение PAGEREF _Toc259347674 \h 31.Теоретические особенности алкоголизма PAGEREF _Toc259347675 \h 52.Влияние алкоголя на здоровье в подростковом возрасте PAGEREF _Toc259347676 \h 113.Причины и последствия подросткового алкоголизма PAGEREF _Toc259347677 \h 174.Профилактика подросткового алкоголизма PAGEREF _Toc259347678 \h 22Заключение PAGEREF _Toc259347679 \h 31Литература PAGEREF _Toc259347680 \h 32ПРИЛОЖЕНИЯ PAGEREF _Toc259347681 \h 34

Введение
Сегодня страшная статистика заполонила электронные и печатные СМИ, общественные и политические деятели бьют тревогу: подростковый алкоголизм в нашей стране молодеет. Об алкоголизме мы говорим уже применительно не к 16-18- летним, а к 13-14 летним. Впору ужаснуться, не так ли? И это еще не все. В России, оказывается, сегодня регулярно употребляют алкогольные напитки 11,5 тысяч детей, из них более 160 в возрасте от 10 до 14 лет поставлен диагноз «алкоголизм».
Приведенные показатели рассчитывались исходя из числа обратившихся в медицинские учреждения. Понятно, что истинные цифры значительно выше.
Проблема подросткового алкоголизма носит угрожающий характер. По последним данным социологических исследований 82% молодых людей в возрасте 12-22 года употребляют алкогольные напитки.Алкоголь – самый распространенный и доступный наркотик для подростков. Первая проба алкоголя приходится на возраст от 10 до 13 лет, затем формируется в течение 2-х лет регулярное употребление с целью расслабления, приятного времяпрепровождения, чувства взрослости. Употребление алкоголя в подростковом возрасте часто характеризуется ранней стадией алкоголизма, которая проявляется такими признаками как регулярное употребление алкоголя 2-3 раза в неделю с утратой рвотного рефлекса, возможностью выпивать большие дозы спиртного и частичной утратой воспоминаний об опьянении. Столь ранняя алкоголизация приводит к формированию хронического алкоголизма к возрасту двадцати двух лет. Результаты опросов, проводившихся в школах Москвы, показали, что большая часть учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя.
Таким образом, оценивая современное состояние проблемы ранней алкоголизации и алкоголизма, можно сделать следующие предварительные выводы.
1) Современные подростки предпочитают легкие алкогольные напитки, которые они могут сочетать с "легкими" наркотиками и транквилизаторами. Это является важной особенностью аддиктивного поведения на современном этапе.
2) Соотношение юношей и девушек среди злоупотребляющих легкими спиртными напитками снижается, что свидетельствует о вероятном росте женского алкоголизма в будущем.
3) Среднесуточное количество употребляемых легких алкогольных напитков
достаточно велико (более 200 мл чистого алкоголя), и превышает таковое у
злоупотребляющих крепкими напитками (100-150 мл). Это может способствовать быстрому переходу аддиктивного поведения в алкоголизм или иной вид зависимости (при сочетанном употреблении алкоголя и наркотиков).
4) Полная анозогнозия, отмечающаяся у подростков, употребляющих легкие виды спиртного, требует разработки современных подходов профилактики и
психотерапии этой формы ранней алкоголизации.
Теоретические особенности алкоголизма Алкоголизм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности.
В повседневной жизни и исторически алкоголизмом называют состояние, которое приводит к постоянному употреблению алкогольных напитков, несмотря на проблемы со здоровьем и негативные социальные последствия.
Современное определение в медицине описывает алкоголизм как болезнь и наркотическую зависимость, которая приводит к систематическому потреблению алкоголя, несмотря на негативные последствия.
Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведёт к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин. Развитие алкоголизма происходит под влиянием внешних факторов.
К внешним факторам относятся пропаганда с целью формирования общественного мнения, поощряющего потребление (в том числе и «культурное») алкоголя, реклама, материальная и количественная доступность алкогольных изделий, неразвитость алкогольной политики или государственная незаинтересованность в ней, а также культурные особенности и традиции разных народов. Важное значение имеет воспитание и влияние социальной среды, в которой развивается человек. При окислении алкоголя в организме образуется ядовитое вещество — ацетальдегид, вызывающее развитие хронической интоксикации организма. Особенно сильное токсическое действие ацетальдегид оказывает на стенки сосудов (стимулирует прогрессию атеросклероза), ткани печени (алкогольный гепатит), ткани мозга (алкогольная энцефалопатия).
Помимо этого, этиловый спирт увеличивает слипаемость эритроцитов, что ведёт к образованию микротромбов и значительным нарушениям микроциркуляции во всех органах и тканях организма. Этим объясняется токсическое действие этанола на сердце, почки. Хроническое употребление алкоголя приводит к атрофии слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и развитию авитаминоза.
Алкоголизм характеризуется сильной психической и физической зависимостью от алкоголя (алкогольная зависимость). Алкоголизм, как патология, проходит несколько этапов развития, которые характеризуются постепенным увеличением алкогольной зависимости, уменьшением возможности самоконтроля в отношении употребления спиртных напитков, а также прогрессивным развитием различных соматических нарушений, вызванных хронической интоксикацией алкоголем.
Наиболее простая дифференциация алкоголизма основывается на присутствии клинических и психических признаков алкогольной зависимости, а также частоте и количестве употребляемого алкоголя: Различают следующие группы лиц:
Лица, не употребляющие алкоголь
Лица, умеренно потребляющие алкоголь
Лица, злоупотребляющие алкоголем (развитие алкогольной зависимости)
Без признаков алкоголизма
С начальными признаками алкоголизма (утрата ситуационного и дозового контроля, запои)
С выраженными признаками алкоголизма (регулярные запои, поражение внутренних органов, психические нарушения, свойственные алкоголизму)
Из вышеприведённой классификации можно заметить, что алкогольная зависимость развивается от случайных эпизодов употребления алкоголя до развития тяжелого алкоголизма.
В развитии алкоголизма различают продром и три основные стадии:
«Продром» считается «нулевой» стадией алкоголизма — на этом этапе ещё нет болезни, но присутствует «бытовое пьянство». Человек употребляет спиртные напитки «по ситуации», как правило, с друзьями, но редко напивается до потери памяти или до иных тяжёлых последствий. Пока стадия «продрома» не перешла в алкоголизм, человек сможет без вреда для своей психики прекратить употребление алкогольных напитков на любое время. При продроме человек в большинстве случаев равнодушно относится к тому, будет ли в ближайшее время выпивка, или не будет. Выпив в компании, человек, как правило, не требует продолжения, и не выпивает затем самостоятельно. Однако при ежедневном пьянстве, как правило, стадия продрома законно переходит в первую стадию алкоголизма через 6-12 месяцев. Впрочем, описаны случаи возникновения болезни при очень коротком продроме, что характерно для астеников.
На первой стадии алкоголизма больной часто испытывает труднопреодолимое желание употребить алкоголь. При невозможности употребления спиртного чувство влечения на время проходит, однако в случае употребления алкоголя контроль по отношению к количеству выпитого резко падает. На этой стадии заболевания состояние опьянения нередко сопровождается чрезмерной раздражительностью, агрессивностью, и даже случаями потери памяти в состоянии опьянения. У алкоголика пропадает критическое отношение к пьянству и появляется тенденция оправдать каждый случай потребления алкоголя. Первая стадия алкоголизма постепенно переходит во вторую, в редких случаях, вторая стадия минуется, переходя сразу в третью.
На второй стадии алкоголизма значительно возрастает выносливость (толерантность) к спиртному. Влечение к спиртному становится более сильным, а самоконтроль слабеет. После употребления даже малых доз спиртного больной теряет способность контролировать количество выпитого. В пьяном состоянии он, как правило, ведёт себя непредсказуемо и порой опасно для окружающих. Возникает алкогольный психоз, у человека появляются галлюцинации.
На третьей стадии алкоголизма выносливость к алкоголю падает, а потребление алкоголя становится практически ежедневным. Наблюдается значительная деградация личности больного с необратимыми изменениями психики. Нарушения со стороны внутренних органов нарастают и становятся необратимыми (алкогольный гепатит, алкогольная энцефалопатия и др.). Также возникают необратимые изменения в нервной системе, приводящие к парезам и параличам, к состояниям, когда галлюцинации длятся длительное время (синдром Кандинского-Клерамбо).
Алкоголь обладает токсическим воздействием на мембраны клеток, нарушает деятельность нейромедиаторных систем, расширяет сосуды и увеличивает теплоотдачу, повышает выделение мочи и секрецию соляной кислоты в желудке. Патологическое состояние, возникающее вследствие воздействия этанола на центральную нервную систему. Общее действие алкоголя характеризуется угнетением функции центральной нервной системы, а возникающие на начальных этапах эйфория и возбуждение являются признаками ослабления тормозных механизмов ЦНС. В процессе алкогольного опьянения угнетается не только функция коры головного мозга, но и подкорковых структур (мозжечок, базальные ядра, ствол мозга). Различают три степени алкогольного опьянения: легкую, среднюю и тяжёлую, которые характеризуются прогрессивным нарастанием психических и неврологических симптомов, вызванных наркотическим и токсическим действием этанола. Степень алкогольного опьянения зависит от восприимчивости организма к этанолу и от дозы выпитого алкоголя. Симптоматика варьирует от снижения критического отношения к собственным действиям, поверхностного мышления, неточности движений и расторможенностью поведения (при легкой степени опьянения) до утраты контакта с окружающими, грубой атаксии (нарушения движений) и наступлением сопора и комы при тяжёлых отравлениях.
При лёгкой степени опьянения выпивший испытывает небольшой подъём сил, снижается критика к собственным действиям, движения становятся менее точными, а поведение — более расторможенным.
При средней степени опьянения начинается атаксия, начинаются психические нарушения, речь становится невнятной, значительно снижается болевая и температурная чувствительность.
При тяжёлой степени опьянения выпивший вообще неспособен понимать, что происходит вокруг и что говорят окружающие, может обмочиться. Память обычно полностью нарушается на период опьянения.
Психические расстройства, обусловленные хронической алкогольной интоксикацией. Известно несколько типов алкогольных психозов: алкогольный делирий (белая горячка, delirium tremens), алкогольная депрессия, алкогольный галлюциноз, алкогольные бредовые психозы, алкогольная эпилепсия. Алкогольный делирий — один из наиболее часто встречаемых алкогольных психозов, развивающийся на фоне метаболических расстройств вызванных хроническим алкоголизмом. Симптомы психоза развиваются спустя несколько часов или дней после прекращения потребления алкоголя. На начальных стадиях больной возбуждён, неадекватно реагирует на происходящее, тревожен, боязлив. В дальнейшем развиваются вегетативные нарушения такие как: колебания артериального давления, учащение сердцебиения, отёчность лица, желтушность склер. Психические нарушения представлены галлюцинациями чаще функциональными (мнимый предмет или явление воспринимается на фоне реально существующего, действующего на тот же анализатор (например, в шорохе листвы, журчании воды человек слышит человеческую речь); с устрашающим алкогольным или сексуальным содержанием, бредом, агрессивностью. Длительность типичных случаев алкогольного делирия составляет 2-5 дней. Выздоровление наступает медленно и может сопровождаться остаточным бредом и депрессией. Однако в некоторых случаях алкогольный делирий приобретает более тяжёлое течение, при котором больные, впадая в кому, могут умереть.
Длительное злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям внутренних органов. На фоне хронического алкоголизма развиваются такие заболевания как: алкогольная кардиомиопатия, алкогольный гастрит, алкогольный панкреатит, алкогольный гепатит, алкогольная нефропатия, алкогольная энцефалопатия, различные типы анемии, нарушения иммунной системы, риск развития субарахнодального кровоизлияния и кровоизлияния в мозг.
Влияние алкоголя на здоровье в подростковом возрастеАлкоголь влияет на подростков не так, как на взрослого человека. Характерным для подросткового возраста является то, что молодой мозг в возрасте до 20 лет отличается от мозга взрослого человека реакцией на полученную информацию. Молодой мозг создан для того, чтобы учиться. Он находится в стадии установления настоящих связей между нервными клетками. Алкоголь может нарушить эту функцию.
Мозг обладает свойством изменяться и становиться более устойчивым к алкоголю при повторяющемся его употреблении. У подростков же эта устойчивость может быть очень низкой, поэтому и алкогольное воздействие иное, чем у взрослых. Проведенные на животных опыты показывают, что у молодых особей алкоголь разрушает химические соединения в мозге отвечающие за обучение, более резко, чем у взрослых животных. Это происходит при минимальных дозах алкоголя, даже после однократного приема.
Низкие дозы, которые не причиняли вреда взрослым, нарушали возможность обучения у молодых животных.
Проведённые же исследования на молодых людях в возрасте от 20 до 29 лет показали, что при употреблении алкоголя способность обучаться резко снижается. Алкоголь воздействует на мыслительные функции молодежи гораздо сильнее, чем взрослых. Мозг подростков уязвим, высокая концентрация алкоголя не оказывает на него успокаивающего действия, вызывает  меньшую сонливость. Это означает, что подростки могут вы больше, чем взрослые, так как функция мозга излечивающая проявление сонливости, у них не реагирует отсутствие сонливости не означает, что алкоголь не снижает их физической активности, способности оценивать ситуацию и не нарушает координации движений.
 Действие алкоголя на подростка сильнее, чем на взрослого, и может сказаться на работе мозга в будущем.
Подростка влечет к алкоголю не вкус спиртного, а его действие — состояние опьянения. При употреблении алкоголя впервые появляется ощущение прилива сил, возникает чувство довольства, поднимается настроение. При низкой степени опьянения не появляются симптомы алкогольной интоксикации, нет потери самоконтроля. У подростка формируется убеждение, что прием алкоголя является закономерным явлением в жизни, но в неокрепшем организме формируется алкогольная зависимость.
Побудительными мотивами этого являются:
1) алкогольное окружение (родители, сверстники и посторонние лица);
2) усиленное притязание на взрослость (прием алкоголя представляется признаком самостоятельности, взросления, мужества);
3) популяризация алкогольных напитков в кино, на телевидении, в рекламных изданиях; 
4) Примеры сверстников, поиски дворовых компаний с обязательным распитием спиртных напитков;
5) Развитие под влиянием опеки родителей безволия, зависимости, безответственности, неподготовленности к жизни внешне благополучных детей, боящихся преодолевать трудности, быстро поддающихся дурным влияниям;
6) Особенности личности подростка, связанные с мозговой недостаточностью из-за неблагополучно протекавшей беременности, родовыми и черепно-мозговыми травмами с задержкой физического и психического развития.
 Похмельный синдром у подростков развивается через  1-3 года после начала систематического пьянства. Различают начальную фазу адаптации к спиртному, фазу усвоения стереотипов алкогольного поведения, формирования психической зависимости и фазу физической зависимости от алкоголя.
 У подростков алкоголь достаточно быстро становится не обходимым компонентом обменных процессов. В результат появляется похмельный синдром, который проявляется выраженным желанием принять алкоголь, нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы, головными болями, ухудшением сна, понижением настроения.
В подростковом возрасте происходит скачок физического и психического развития.
При неустойчивой нервной системе, несформировавшихся взглядах на жизнь подросток под влиянием алкоголя становится восприимчивым к воздействию негативных примеров. Ранняя алкоголизация создает у подростка иллюзию деятельности, эмоциональности. Употребление спиртного подростками в любой дозе рассматривается как патология и в любом случае приводит к алкогольному отравлению. Факт приема алкоголя должен рассматриваться как злоупотребление. Передозировка алкоголя у подростков приводит к амнезии вследствие повреждения нервных клеток. Если опьянения у подростков неоднократны, а амнезии длительные, это сказывается на уровне интеллекта. У подростков быстро теряется рвотный рефлекс, что повышает переносимость алкоголя, формирует влечение к нему. Изменяются интересы и характер подростка, падает тяга к знаниям, повышается стремление любым способом достать деньги на выпивку.
Он участвует в драках, грабежах, а из-за безнаказанности может формироваться противоправное поведение. Чем раньше подросток начинает злоупотреблять спиртными напитками, тем тяжелее протекает заболевание, может возникнуть злокачественная форма. Она характеризуется стремительным формированием патологического влечения к алкоголю отсутствием количественного контроля потребляемого алкоголя, систематическими передозировками и последующими амнезиями.
 Чаше злокачественное течение алкоголизма отмечается у детей с различными психическими заболеваниями. Если не принять меры, эти подростки пополнят ряды попрошаек, воров, бомжей.
Выделяются различные уровни употребления подростками старших классов спиртных напитков.
Первый (начальный) уровень.
Алкоголь употребляется редко, чаще случайно. В этот период при приеме алкоголя возникают неприятные ощущения от запаха, вкуса, а также от опьянения. Эйфории в этот период имеет место низкая переносимость алкоголя. На этом 1 уровне прием алкоголя подростком происходит только тогда, когда отказаться невозможно. В окружении подростка близкие редко употребляют алкоголь.
Второй уровень (эпизодическое употребление алкоголя).
В этот период происходит знакомство с алкоголем. В небольших дозах он хорошо переносится, вызывает эйфорию, которая делает его прием привлекательным. Подросток хочет быть более коммуникабельным, самостоятельным, взрослым, стремится поступать так, как все. На этом уровне меры воспитательного характера могут приостановить процесс алкоголизации.
 Третий уровень (высокий риск развития алкоголизма).
В этих случаях проявляется усиление эйфоризирующего, активизирующего и релаксирующего действия спиртного. При приеме алкоголя у подростка отмечаются приятные ощущения и в очень незначительной степени — неприятные. Алкоголь употребляется более двух раз в месяц. Появляется утренняя астения, отмечается положительное отношение к алкоголю. Алкоголь принимается с целью улучшить настроение, достичь расслабления, весело провести время в компании. Необходимо принимать меры социального контроля, которые предупредят развитие пьянства.
Четвертый уровень (выраженная зависимость от алкоголя).
 Подросток становится инициатором употребления алкоголя. Это происходит систематически, несколько раз в неделю, причем не, только в вечерние часы, но и днем. Эйфория от алкоголя очень яркая, он используется как регулятор поведения и настроения.
Теряются взаимоотношения с внешней средой, появляется пренебрежение интересами семьи, пропадают связи со старыми знакомыми, но возникают новые — с теми употребляет алкоголь в таких, же количествах. На этом уровне подросток уже фактически болен, оказывает активное  сопротивление попыткам ограничить прием алкогольных напитков.
Пятый уровень (физическая зависимость от алкоголя).
В этот период формируется повышенная переносимость спиртного на фоне психической зависимости от алкоголя пропадает рвотная реакция на передозировку. В периоды опьянения нарушается память, появляются симптомы похмелья или абстинентного синдрома. Он сопровождается обидчивостью, тревожностью, ощущением разбитости. Развивается соматовегетативная недостаточность в виде головных болей, потливости, снижения аппетита, утренней тошноты, рвоты, озноба, дрожания конечностей. У подростков похмелье короче — от 24 до 36 ч, а у взрослых — до 8 суток. Признаком пятого уровня является и потеря количественного контроля в процессе приема алкоголя. У подростков в этой стадии первая доза спиртного не вызывает состояния эйфории, а создает ощущение дискомфорта, для ликвидации которого больной принимает все большие дозы алкоголя. Основные мотивы приема алкоголя в этой стадии — устранение плохого самочувствия, уход от реальности, ликвидация неприятностей. Подростки на этой стадии нередко ищут помощи, осознавая свое состояние.
Шестой уровень (конечный уровень распада личности).
Признаки предыдущего этапа алкоголизма усиливаются, а также появляются новые симптомы. Психическая зависимость от алкоголя заменяется физической зависимостью. Форма опьянения меняется, появляются озлобленность, страхи, галлюцинации, снижается настроение, постепенно развивается алкогольное слабоумие. В настоящее время пристрастие подростков к алкоголю по окончании средней школы приближается к средним показателям взрослых.
В последнее время алкоголизации подвержены не только юноши, но и девушки.
Типы приобщения девочек-подростков к алкоголю
 Первый тип. Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола (со сверстниками-мальчиками, пьющими мужчинами) В этих случаях развивается алкоголизм по мужскому типу, который протекает злокачественно.
Второй тип. Алкоголизация по женскому типу происходит во время женского общения. В одних случаях алкоголь периодически употребляется в кругу сверстниц, чаще всего перед какими-нибудь событиями. Происходит легкое опьянение во время дней рождения, девичников. Симптомы в этих случаях не выражены. Больные хорошо оценивают свое состояние. В других случаях алкоголь принимается девушкой под влиянием пьющих женщин. Алкоголь принимается в больших дозах, отмечается выраженная интоксикация. Заболевание приобретает злокачественный характер, если появляются запои и отмечается нравственное падение.
Третий тип. Отмечается у девочек-подростков с психопатическим развитием. Обычно пьют в одиночку, алкоголь потребляется в больших дозах. Причина — специфические черты характера, такие как нерешительность, застенчивость. Такой прием алкоголя приобретает постоянный, запойный характер. В настоящее время во всем мире отмечается рост алкоголизации подрастающего поколения. Это показатель социального неблагополучия общества. Взрослый алкоголизм, таким образом, формируется уже в подростковом возрасте.
Причины и последствия подросткового алкоголизмаСуществует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.
Изучение употребления алкоголя среди подростков в России во многом опирается на опыт аналогичных исследований за границей, которые проводились в конце XIX – начале XX в.в. и велись в следующих направлениях:
изучались средняя распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;
определялось наличие закономерностей между успеваемостью и употреблением алкоголя;
исследовалось влияние алкоголя, вред алкоголя, на детский и подростковый организм;
разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения.
В России были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства. По заявлению В. Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения «низшего сословия» было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. По наблюдениям Г. П. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для «укрепления организма», «улучшения» аппетита и сна.
Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» (1902). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.
Таким образом, экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремление подражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об «успокаивающем», «питательном» воздействии спиртсодержащих продуктов.
Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть и понять причины злоупотребления спиртными напитками. М.А. Галагузова и другие авторы отмечают, что причинами приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте являются:
неблагополучие семьи;
позитивная реклама в средствах массовой информации;
незанятость свободного времени;
отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;
уход от проблем;
психологические особенности личности;
самоутверждение.
С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека («потребность саморазрушения», оральная фиксация, латентный гомосексуализм). Важным звеном в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников.
В исследованиях Б.С. Братусь, П.И. Сидорова отмечены следующие виды мотивации в развитии алкогольного поведения подростков:
Атарактическая мотивация – стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения;
Субмиссивная мотивация – нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что отражает выраженную тенденцию к подчинению и зависимости от мнения окружающих;
Гедонистическая мотивация – стремление повысить настроение, получить удовольствие.
Псевдокультурная мотивация – стремление произвести впечатление на окружающих редкими и дорогими алкогольными напитками, продемонстрировать «изысканный вкус».
Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, мода или конфликт с общественными нормами – таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди подростков.
Рассмотрим физиологический характер влияния алкоголя на организм человека, который давно и подробно изучен физиологами и медиками. В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так: кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением, нарастающей сонливостью, вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации.
По данным В. Ф. Матвеева с соавторами (1979), при первых употреблениях алкоголя 53% подростков испытывали отвращение. Со временем, с увеличением «стажа» употребления алкоголя, объективная картина, однако, разительно меняется. Более 90% опрошенных подростков с двухгодичным и большим «стажем» считали мотивами употребления алкоголя является: ощущение прилива сил, чувство довольства, комфорта, повышение настроения, появляются те атрибуты психического состояния, которые обыденное сознание часто приписывает действию.
В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков. И. Л. Злотников и другие авторы отмечают рано появляющиеся у подростков изменения личности, к которым они относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, эмоциональное огрубение, конфликты с родителями. М. А. Чалисов и В. В. Веселовский находят у юношей, страдающих алкоголизмом, изменения характера в виде грубости, эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членам семьи, у некоторых – агрессивности.
Итак, подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в «своем кругу». Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны – бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью [4].
Подведем итог анализу нарушений деятельности и смысловой сферы подростков при алкоголизме: установка на быстрое удовлетворение потребностей при малых затратах усилий; установка на избежание ответственности за совершаемые поступки; установка на пассивные способы защиты при встречах с трудностями; установка довольствоваться временным, не вполне адекватным потребности результатом деятельности.
Итак, в ходе употребления алкоголя перед нами уже фактически новая личность с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их внутренней организацией.
Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Задачей дальнейших социально-психологических исследований будет разработка системы методов вероятностного прогнозирования алкоголизации для тех или иных типов подростков группы риска.
Профилактика подросткового алкоголизма
Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Профилактика включает:
диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;
выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;
проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.
В общеобразовательных школах применяются следующие модели профилактики:
1. Образовательная модель профилактики - основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.
2. Медицинская модель профилактики - основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании - заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.
3. Психосоциальная модель профилактики - основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами, совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ [15].
В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
«Первичная профилактика - это комплекс первичных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Программы первичной профилактики включают антиалкогольную пропаганду, приобщение к посильному труду, вовлечение подростков в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, туризмом, искусством и т.д.» [13].
Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм аддиктивности должны проводить специально подготовленные педагоги и социальные педагоги.
Задачи первичной профилактики:
1. Создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).
2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).
3. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школе).
Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять алкоголь, наркотические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики - раннее выявление подростков, начавших употреблять психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. Главная задача вторичной профилактики - не опоздать с принятием оздоровительных мер.
Задачи вторичной профилактики:
Работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов, создание программ для работы с ними);
Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию;
Работа с родителями данной группы (создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).
Третичная профилактика - это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом. Ее цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления алкоголя и помощь малоэффективна.
Задачи третичной профилактики:
Формирование реабилитационной среды;
Создание групп взаимопомощи;
Взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».
Профилактическая работа может включать в себя три компонента:
1. Образовательный компонент.
Специфический - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.
Неспецифический - помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.
Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.
2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению алкоголя, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.
Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.
3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности [10].
К основным способам профилактики алкоголизма среди детей подросткового возраста специалисты относят:
1. Просвещение родителей в форме лекций, бесед;
2. Формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;
3. Своевременное определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;
4. Ознакомление подростков со специальной литературой о вреде алкоголя.
Все эти способы могут быть использованы педагогами для профилактики подросткового алкоголизма [10].
Основные направления профилактической работы в общеобразовательном учреждении:
1. Здравоохранительное.
Задачи направления:
Формирование здоровой школьной среды.
Обеспечение каждому ребенку физиологического и психологического комфорта в школе.
Содержание работы:
Реализация комплекса мероприятий по профилактике переутомления и учебных перегрузок.
Нормативная регламентация санитарно-гигиенических параметров школьной среды.
Рациональная организация учебной деятельности и режима дня школьников, учитывающая состояние здоровья детей, индивидуальные и возрастные психофизиологические особенности, динамику работоспособности.
Проведение оздоровительных мероприятий на всех уроках: физкультминуток, тренингов для снятия напряжения и активизации резервных возможностей детей и т.д.
Создание условий для активного отдыха и эмоциональной разрядки на переменах.
2. Учебно-методическое (дидактическое) направление работы
Задачи направления:
Формировать эмоционально благоприятную среду обучения.
Предотвратить учебные перегрузки.
Создать условия для реализации развивающей функции образования.
Повысить продуктивность обучения.
Стимулировать учащихся к саморазвитию и самообразованию.
Развивать творческие способности, оказывать помощь в максимальной реализации личностного потенциала.
Содержание работы:
Максимальная индивидуализация образования в соответствии с возможностями, способностями, уровнем развития и состоянием здоровья каждого ребенка.
Валеологическое обоснование и валеологическая экспертиза всех видов педагогической деятельности.
Внедрение научно-обоснованных принципов организации образовательного процесса: положительное эмоциональное подкрепление в ситуации успеха, личностно-ориентированное взаимодействие, межпредметная интеграция, наглядность, групповые, проблемные, игровые, диалоговые и др. прогрессивные формы работы.
Повышение психолого-педагогического мастерства учителя и развитие его личностных качеств.
Разработка моделей психолого-педагогической помощи ученикам по развитию творческих способностей.
Формирование у школьников здорового образа жизни, здорового тела, души и духа.
Становление здоровой личности, развитие добрых чувств, глубокого ума, здорового тела.
Формирование восприятия ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения. Развитие способности рефлексии собственных состояний и действий.
Обучение навыкам поддержания хороших межличностных отношений - навыки эмпатии, понимание других людей, независимо от социального происхождения.
Способствовать возрождению семьи, как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала.
Становление гражданских качеств личности, воссоздание структур детского самоуправления, развитие педагогически организованной деятельности учащихся (трудовой, спортивной, досуговой, культурной и др.).
Сформировать умения предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия своих поступков в отношении собственного здоровья.
Повышение мотивации детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры.
Воспитательная работа по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения среди детей и подростков.
Организация досуговой деятельности по месту жительства.
Разработка и реализация комплексных программ взаимодействия с семьей: консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям.
Методы работы, которые могут быть использованы в ходе антиалкогольной профилактики, следующие:
Групповая работа.
Тренинг поведения.
Когнитивная модификация и терапия.
Личностный тренинг.
Дискуссии.
Мозговые штурмы.
Беседы.
Лекции.
Ролевые игры.
Психогимнастика.
Психодрама.
В общеобразовательных школах необходимо целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с алкоголизмом, распространённой среди подростков. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения, сформировать здоровый образ жизни. В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент новые информационные технологии. Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.
Итак, в общеобразовательных школах необходимо создавать антиалкогольные профилактические программы для подростков группы риска, вести целенаправленную работу среди родителей и педагогов по обучению их разным формам и методам антиалкогольной пропаганды и здорового образа жизни.
ЗаключениеПроблема алкоголизма представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Проблема стара, как мир, но актуальна, как никогда.
Решением этой проблемы наряду с медицинскими и социальными работниками занимается государство в целом, гражданское общество и различные общественные институты. Одним из способов преодоление этой чумы является эффективная профилактика и пропаганда здорового образа жизни, наглядные примеры социальных и медицинских последствий потребления алкоголя также эффективно воздействуют на сознание молодых людей.
Сегодня возрастает роль государства в решении проблем алкоголизма, особенно детского и подросткового алкоголизма, набирающего сейчас обороты, как одной из основных угроз всей нации. Продолжает оставаться нерешенной проблема женского пьянства, несомненно, влияющего на демографическую ситуацию в стране, бытового пьянства и злоупотребления алкоголем в семьях и на работе.
Проблема алкоголизма для нашей страны сверхактуальна. Этиология и механизмы болезни требуют дополнительного изучения. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому кроме лечения болезни, которое на сегодняшний день не эффективно /до 80% рецидивов/, требуется искоренять причины этой проблемы. Относительно простым выходом из данной ситуации было бы стать радикальное повышение цен на спиртные напитки, которое снизило бы их доступность. Но важными социальными мерами на сегодняшний день все же остаются запреты на распитие спирта, высокая профилактико - агитационная работа и др.
Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в России. Сейчас в России насчитывается более 2 миллионов граждан, страдающих алкоголизмом, что выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем. Проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации.
Рассмотренные в данной работе теоретические особенности алкоголизма, социальные и медицинские аспекты, профилактические меры - комплексно уже сейчас работают в помощь всем специалистам, решающим социальную проблему алкоголизма.
Литература1. Бабаян Э.А., Гонопольский М. Ребенок и алкоголь - М.: Весма-Т, 2001. - 168 с.
2. Большая медицинская энциклопедия. / Гл. редактор Б.В. Петровский, Изд. 3-е. Т.1-30. М.:// Советская энциклопедия, 1974. 253 с.
3. Братусь, Б.С. Анатомия личности/ Братусь Б.С. - М. Мысль, 1988. - 304 с.
4. Веко А.В. Алкоголизм: избавление от зависимости, лечение, профилактика с. 4. // Современный литератор. 1999. 16.07.
5. Волкова С.В., Бабенко Л.И. Методическое руководство по обеспечению первичной профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних. М.: Издательство Твое время, 2003. 31 с.
6. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Издательство НПО МОДЭК, 2003. 240 с.
7. Гуавин, Дональд Алкоголизм/ Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2002. - 224 с.
8. Джонсон, Вернон Как заставить наркомана или алкоголика лечиться/ Пер. с англ. - М., 2002. - 193 с.
9. Ерышев, О.Ф. Алкогольная зависимость: Формирование, течение, терапия/ Ерышев О.Ф., Рыбакова Т.Г. и др., - СПб.: Элби-СПб., 2002. - 193 с.
10. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
11. Короленко, Ц.П. Личность и алкоголизм/ Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. - Новосибирск, Наука, 1998. - 165 с.
12. Лекции по наркологии/ Под ред. Н.Н. Иванца. - 3-е изд., перераб. - М.: Мед. Практика, 2001. - 344 с.
13. Лисицын, Ю.П. Алкоголизм: (Медико-социальные аспекты) Руководство для врачей/ Лисицын Ю.П., Свиридов П.И. - М.: Медицина, 1990. - 527 с.
14. Мартыненко А.В. Здоровье молодежи // Светское здравоохранение, 1990. - С. 15-17.
15. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей / Под ред. И.П. Башкатов. М.: Издательство Прометей, 1993. 53 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ109982078740
1544320301625Плакат 1. Под влиянием алкоголя теряется человеческий облик.
Плакат 2. Мы за ЗОЖ.