Материал для родительского собрания и для бесед с подростками Что такое суицид
Жизнь – война.
Суицид – дезертирство. Кто победит?
Проблема суицида как никогда остра именно в наше время.
Ф.М. Достоевскомий писал, что самоубийство это - следствие потери идеи о бессмертии. На примере России убедиться в справедливости этих слов несложно. Статистика свидетельствует - до 1917 года Россия занимала одно из последних мест в Европе по числу самоубийств. Возьмём, для примера такие цифры по России. Уровень самоубийств на 100 000 жителей составлял в 1803 году - 1,7; 1829- 2,6; 1838 - 2,9 случаев .В Российской Империи в 1915 году 3,4 случая. Согласно официальным данным, начиная с 1990 по 2010 гг.,самостоятельно из жизни ушли порядка 800 тысяч россиян, таким образом, наша страна вышла на второе место в мире по частоте самоубийств.
До нас жили сотни поколений, которые испытывали те же жизненные трудности - предательство, неразделённую любовь, потерю средств к существованию, бедность, болезни, смерть близких, унижение .Но наши предки в основном умели преодолевать невзгоды, находясь внутри традиционной религиозной системы верований.
Думается, что дело не в реальных жизненных трудностях, которые были во все времена, а в отношении к ним. И в представлении о целях и смысле жизни, а также о дозволенном. Смысл жизни остается «за кадром» - в прямом и переносном смысле. Святитель Николай Сербский писал: "Первые люди не много знали и все понимали, потом стали знать больше, но меньше понимать. Наконец люди могут почти все знать, но ничего не понимать".
Кризисное состояние, ведущее к суициду, принято рассматривать как форму
«религиозной болезни».
При этом надо отметить, что 20% потенциальных суицидентов — психически больны, в основном шизофренией, поэтому им необходима диагностика и квалифицированная врачебная помощь, в т.ч. медикаментозная. Но остальные 80% - теоретически здоровы, они заканчивают жизнь самоубийством, потому что просто не могут выйти из кризиса, переосмыслить и преодолеть жизненные трудности.
Посколько проблема самоубийства очень остра, нам необходимо
разобраться в том, что такое самоубийство? Поскольку самоубийство (по-научному «суицид») каждый год угрожает многим тысячам россиянам, все должны представлять себе, что такое «суицид» и как с ним бороться. Самоубийство совершают люди неверующие, не живущие церковной жизнью, либо еще неукрепившиеся в Православной вере. Поэтому сложно удержать человека от суицида, если сказать только то, что самоубийство – страшный смертный грех, который ведет к вечной гибели души. Если человек не верит в бессмертие души и вечную жизнь, вышесказанное будет для него не убедительно. Но отношение Православия к самоубийцам однозначно- это тяжкий и непопровимый грех. По мнению святых Отцов Церкви – самоубийцы получают ту же участь, что и убивший себя Иуда Искариотский – предатель Христа Спасителя.
В грехе самоубийства заключается несколько грехов: грех убийства, смертный грех отчаяния, грех ропота на Бога, грех восстания против Промысла Божия. Самое главное преступление самоубийцы состоит в том, что он у самого себя отнимает возможность спасти свою душу. Пока человек живет, жива и надежда на его покаяние, обращение к Богу, последующее прощение и соединение с Богом, Господь до последней минуты жизни человека ожидает со стороны его раскаяния. Тот, кто накладывает руки на себя, тот сам вершит над собою суд, и действием самоуничтожения восстает своею гордостью против благой Воли Божией . Он – самоубийца, тем самым презирает Бога, возводит хулу на Бога, на Его Святость, Промыслительность, Премудрость и Милосердность.
Души усопших, даже самых великих грешников, имеют надежду на снисхождение в день страшного суда. А души самоубийц такой надежды не имеют. Поэтому, зная губительную силу этого страшного греха, ввергающего человека в полную безнадежную бездну вечного, безконечного, адского мучения, демоны стараются как можно большее число людей толкнуть на совершение над собой такого богопротивного преступления.
Очень многие люди, хотя бы раз в жизни, а большинство неоднократно, бывали искушаемы, по поводу и без повода, помыслами о самовольном уходе из жизни. Иногда эти мысли приходят как некое мечтание, игра воображения, в
отместку за чью-то грубость, невнимание, безответственность. А бывают случаи, когда они, особенно в минуты глубокого уныния, отчаяния, безыиходности, приобретают силу навязчивого, маниакального, болезненного наваждения, от которого невозможно никуда скрыться. Такое состояние приобретает вид страшной, невыносимой для человека духовной борьбы, истощающей духовные и душевные силы человека. Архиепископ Иоанн (Шаховский), подтверждая мнение святых Отцов, говорил по этому поводу, что почти всякое самоубийство есть убийство демоном человека руками самого человека. Мысль покончить с собой приходит от бесов.
В жизни бывают разные ситуации, в том числе очень трудные. Но Господь не даёт человеку креста больше того, который он может понести. Любой наш поступок начинается с мыслей. И мы должны понимать, что помыслы могут к нам приходить от бесов. Ведь любому человеку понятно, что желание покончить жизнь самоубийством неестественно. Если человек не ощущает, что это ненормально, значит, он уже выпал из реальности.
Удивительно, что, даже решив уйти из жизни, человек не хочет задуматься о том, как он сможет решить эту задачу. Ведь люди с суицидальными мыслями жалуются, что болит душа, а не тело. Тогда как же можно избавиться от боли в душе, лишив себя тела? Где логика? Возможность у человека отравиться, удавиться, застрелиться есть всегда. Но после того как он это сделал - возможности вернуться обратно в жизнь уже не будет.
Для меня самый веский аргумент против такого поступка – то, что потом будет ещё хуже. Это грех самый страшный, который не прощается. Даже если человек не верующий, стоит задаться вопросом: «А вдруг ТАМ что-то есть? А вдруг всё так, как говорит об этом религия? Вдруг нет прощения, и самоубийце будет очень плохо?» Ведь это только кажется, что наши страдания так велики, что «хуже уж быть не может». Может. Может быть ещё хуже.
Проблема очень многих людей, которые думают о суициде, – в том, что они потеряли смысл жизни. Вопрос о смысле жизни действительно, трудный. Многие люди в течение всей жизни не могут найти правильный ответ на этот вопрос. А без правильного ответа человек много страдает, мечется впустую… Потерять смысл жизни может только тот, кто никогда его не имел. Или имел
что-то иллюзорное в виде смысла. Многие люди вообще живут, не беспокоясь об этом вопросе и не понимая, о чем этот вопрос Но был ли этот смысл в жизни вообще? Истинный смысл жизни – в Боге.
Много приходит в церковь людей, у которых есть все, о чем может только мечтать человек, и которые не рады своей жизни, у которых тоска. И мы также знаем людей, которые достаточно скромно и скудно живут, но которые пребывают в таком радостном состоянии! Потому что там внутри у них Дух Святой живет, они живут с Богом.
Как вернуть смысл жизни неверующему человеку? Ему можно только пожелать стать верующим человеком. Как стать верующим? Попробуй помолиться: «Господи, если Ты есть, яви мне Себя!» И, как говорят старцы, Господь обязательно себя явит. И Он поможет. Потому что в любой ситуации, которая по-человечески кажется безвыходной, на самом деле есть выход.
Если человек обращается за помощью к Богу, он обязательно её получит. Всё начинается с помыслов. Люди воспринимают помыслы как свои собственные мысли. А это совсем не так. Часто их внушает нам дьявол. Лучше не ждать, пока греховные помыслы – блуда, уныния, отчаяния – перейдут в дело, а исповедовать их на исповеди. Эти помыслы исчезнут. Если потребуется, можно исповедаться часто, пока не пройдёт совсем.
Помощь приходит незамедлительно. Почему люди, особенно с тонкой душевной организацией в момент отпущения грехов плачут? Потому что «камень с души свалился». Это реальность. Каждому человеку я желаю почаще исповедаться и убедиться в РЕАЛЬНОЙ помощи этого поразительного таинства.
Практический совет всем в трудных жизненных ситуациях – прийти в церковь и поговорить со священником. Потому что иногда достаточно маленького поворотика, и человек уже на вещи смотрит иными глазами. Это болезненное внутренние неустройство, может быть, пройдет, или оно уже не будет иметь такой интенсивности. Пусть это будет пока не исповедь. Пусть вы скажете, что «я и в Бога-то не верю». Ничего. Не веришь – не помешает, ведь ты ничего об этом и не знаешь, чтобы верить или не верить. Если так станут поступать люди, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях, я думаю, есть надежда на выздоровление нашего общества.