Доклад-выступление на методическом объядинении классных руководителей на тему: «Мир переживаний подростков или как разрешить проблему самоопределения». 
Выступление на заседании МО классных руководителей на тему: « Мир переживаний подростков или как разрешить проблему самоопределения».
Подростковый возраст   согласно системе периодизации возрастных периодов жизни человека  определяется по периодизации Выготского  как «пубертатный возраст»  -от 13до 17 лет, а по периодизации Эльконина этапом отрочества как «Ранняя юность» - с 15 до 17 лет и  рассматривается как  переходный возраст : от детства к взрослости, что непосредственно и является  переживанием подростка.
В психологии подростковый возраст имеет свои  противоречия, которые выражаются в нескольких аспектах.
Во-первых, подростковый возраст – это  переходным возраст.
Уже не ребенок, но еще не взрослый. Подросток часто ощущает себя взрослым, но при  этом стремится только к расширению прав, но не к увеличению количества обязанностей.
Во-вторых, существует неравномерность линий развития подростка.
 Половая, интеллектуальная и социальная зрелости достигаются не одновременно. Разрывы в разных линиях развития могут порождать психологический дискомфорт у подростка.
В-третьих, подростничество является одновременно и возрастом социализации и
возрастом индивидуализации. 
С одной стороны, в подростковом возрасте происходит активное присвоение общественных норм, правил, ценностей, выражено стремление быть похожим на других, чаще всего на значимых сверстников. С другой стороны, процесс индивидуализации выражается в стремлении найти себя и быть не как все.
Следующая общая особенность подросткового возраста - это гормональный взрыв. 
Подростковый возраст – период резких гормональных изменений, которые происходят быстро и часто неожиданно для самого подростка. 
В это время задачами развития являются:
- освоение новой телесности, связанный с процессами полового созревания,
 которая может быть сопряжена с сильными переживаниями, в том числе и негативного характера,
- развитие абстрактного мышления выступает как важная задача процесса  обучения,   которая способствует возможности размышлять о предметах, событиях и процессах в отрыве от их реальности,
- приобретение навыков межличностного общения с представителями своего пола и противоположного, вхождение в группу сверстников,
- становление новых отношений в семье на основе освобождения от родительской опеки, автономии и независимости.  Построение новой системы отношений с собственными родителями, порой через конфликты и напряжение, во многом способствуют возникновению чувства взрослости,
- выработка жизненной философии, социально принятых ценностей и моделей поведения.
Решение этих задач  развития сопряжено с волнениями и переживания, сомнениями и застенчивостью, а также сильной эмоциональной значимостью этих отношений.
Решение задачи по познанию себя открывается ряд сфер жизни, наиболее значимых для подросткового возраста, как с точки зрения  переживаний подростка, так и с точки зрения требований общества.
К сферам жизненного самоопределения относятся - самоопределение в сфере дружбы и любви, самоопределение в сфере идеологии, включая политику и религию. Важно, что в реальной жизни в одних сферах процесс самоопределения оказывается более быстрым и понятным, в других требует большего времени и внимания. 
К такой сфере  относится  и профессиональное самоопределение. Которое начинается еще со школьной скамьи  и до сих пор имеет свои проблемы в системе  профориентации школьников и молодежи.  
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой профессии.
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять.
Активность профессионального самоопределения, самооценок,  общественных оценок связана с глубокими и сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Поэтому от педагогов требуется и такт, и высокий профессионализм. 
Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию помощи подросткам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. 
Суть  педагогической поддержки,  в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные  возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. 
15