Конспект урока Дни воинской Славы России 
Дни воинской Славы России
Русский язык - 10 класс
Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Подготовка к ЕГЭ».
Цели урока: 1) активизация познавательной деятельности учащихся; 2) закрепить и углубить знания учащихся об  имени существительном как части речи; 3) дать понятие о лексико-грамматических разрядах имён существительных; 4) повторить сведения по орфографии,  морфологии, лексике, изученные в 5-9 классах; 5) коррекция знаний учащихся по орфографии и пунктуации; 6) подготовка к ЕГЭ; 7)  использование межпредметных связей; 8) развитие речи учащихся; 9) воспитание чувства патриотизма, гордости за Отечество на основе текстов, посвящённых Дням воинской Славы России; 10) профессиональная ориентация учащихся.
Оборудование: 1) учебник Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина «Русский язык 10-11 классы»;  2) книга «Непобедимая и легендарная»; 3) «История Брянского края»; 4) тесты; 5) толковый словарь С.И.Ожегова; 6) иллюстрации; портрет Н.А.Некрасова, А.Н.Головачёва, Д.А.Драгунского, П.М.Камозина; 7) проектор, компьютер.
Ход урока
I.Орг. момент:
                                                                                                         Эпиграф:
                                                                                                       Ты не вставала на колени 
                                                                                                         Ни перед кем и никогда!                                                                                                                                
                                                                                                                                     В.Фирсов  
- Прочитайте эпиграф нашего урока.
- О чём идёт речь в этих строках? (о Родине, об Отечестве).
- К каким Дням воинской Славы России можно отнести слова, которые являются эпиграфом нашего урока?
II. Актуализация знаний учащихся:
1) Диктант – эстафета: «от А до Я»
Задание: выбрать из учебника русского языка слова, связанные с армией. (Приложение: учебник, «Пиши правильно» стр.447.)
Артиллерия, адъюнкт, батальон, баллада, бескозырка, бомбардировщик, блокпост, бумеранг, во всеоружии, военачальник, в упор, канонада, оккупация, операция*. 
- Какая основная часть речи в данном диктанте – эстафете? (Имя существительное) 
- Что вы знаете об имени существительном? 
2) Тест
Выполните лексический анализ выделенного слова (операция*) по схеме:
№
Задание
Эталон (ответ)
Определить лексическое значение слова в контексте.
Укажите другие значения, если слово многозначное.
Установите тип лексического значения в данном тексте:
а) прямое        б) переносное
Охарактеризовать вид переносного значения, если  оно переносное.
Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
Подберите синонимическую пару к данному слову.
Определите, является ли слово исконно русским или заимствованным из другого языка.
Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
Определите, является ли слово устаревшим:
а) да                               б) нет
Входит ли слово в состав фразеологизмов:
а) да                               б) нет
3) Запись предложения: уч-ся в тетради и 1 уч-ся у доски
Операции* сопровождались серьёзными потерями4.  
- В каком значении употреблено слово «операции*» в данном предложении? (Операция* - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боёв (воен. проф.))
 - Какова же тема нашего урока?
III. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных
Итак, самостоятельная работа: учебник §33.
Ваша задача: 
- выяснить, уточнить, что для себя  нового узнали об имени существительном как части    речи из §33?
- Что включает в себя  понятие «лексико-грамматические» разряды имён существительных»?
- Обратите внимание на исключения.
Беседа по содержанию §33
- Какие существительные являются одушевлёнными и неодушевлёнными?
- Являются ли неодушевленными: 1) собирательные существительные: народ, толпа, войско, стая и другие? 2) Слово «персонаж» и др.?
- В современном русском языке наблюдаются ли колебания одуш./неодуш. ? (стр.111)
(Общелитер. Уничтожать (что?) войско, армию - уничтожать (кого?) солдат)
- Как определить род несклоняемых существительных?
- Какие выделяют существительные по значению?
СХЕМА (проецируется на доске)	
Конкретные
Отвлечённые (абстрактные)
Собирательные
Вещественные
Ед.ч и мн.ч
офицер – офицеры 
Только ед.ч
бег, глухота, дрожь
Только ед.ч
братва – брат 
(вещество или однородная масса)
или только ед.ч или только мн.ч: 
молоко, песок, щи
- Что означает адъективный тип склонения существительных? 
- Приведите примеры слов адъективного типа склонения, связанных с военной профессией. (Военный, кормчий и др.)
Морфологический разбор имени существительного (проектор)
Порядок разбора 
Часть речи.
Начальная форма (им.п. ед.ч)
Постоянные признаки: а) собств./нариц.; б) одуш./неодуш.; в) конкретное отвлечённое собирательное вещественное; г) род (м.р. ж.р. ср.р. общий род); склонение.
      4.   Непостоянные признаки: а) падеж; б) число. 
      5.   Функция в предложении.
Текст на интерактивной доске: «Гусары». (Из истории русской армии).
Задание: 1) морфологический разбор существительных по рядам из текста «Гусары»; 2) какие существительные относятся к архаизмам или историзмам в данном тексте? Мотивируйте своё мнение.
Вывод: «Использование  архаизмов или историзмов без учёта контекста приводит к стилистическим ошибкам».
      Тест№1 (на интерактивной доске)
В огне Гражданской войны рождалась Красная Армия.
«Красная Армия всех сильней».
23 февраля  - День Советской Армии и Военно-Морского Флота, День защитника Отечества.
Славься Отечество наше  свободное!
Задание: в каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
      Тест№2 
-Не может сын смотреть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой
- Какому поэту принадлежат данные слова? Из какого произведения эти строки? (Н.А.Некрасов, стих-е «Поэт и гражданин»)
Задание: 1) с какой военной профессией можно соотнести данные слова? (С профессией офицера). 2) Выписать словосочетания с разными видами подчинительной связи: а) согласование; б) управление; в) примыкание.
Тест№3
Писатель Вл.Пикуль пишет: «Я всегда, всю жизнь с особым уважением относился к людям, избравшим делом своей жизни воинскую службу, - к офицерам» Офицер всю жизнь связан с армией, с защитой Отечества. Это его профессиональное дело, его доля и его жизнь. Офицер – это образец человека и поведения человека. Главное – это патриотизм, готовность, не задумываясь, отдать жизнь за Родину».
Задание:1) выписать  слова, в которых: а) звуков больше, чем букв; б) звуков меньше, чем букв. 2) Выписать предложение с обособленным обстоятельством.      
       Тест№4 
Текст «Необычный памятник»
Задание: 1) морфемный разбор двух имён существительных; 2) выписать существительные, образованные способом сложения.
- О каких Днях воинской славы России идёт речь в данном тексте?
        Тест№5
О нашей армии, о её  суровом боевом пути и блистательных победах расскажет книга «Непобедимая и легендарная»*.  Авторы её – участники Октября, гражданской войны, герои Хасана и Халхин – Гола, Великой Отечественной войны. Одни – полководцы, другие – рядовые, командиры подразделений и частей. Среди них – 19 Героев Советского Союза, причём семеро удостоены* этого высокого звания дважды. Их рассказ о боевом подвиге русского народа никого не оставите безучастным. Ибо нет ничего прекраснее и выше, чем подвиг во имя Отечества, его славы, его великого будущего*.
Более 150 уроженцев нашего края за подвиги в годы Великой Отечественной войны       были удостоены высшего звания  - Героя Советского Союза.
Задание: 1) Назовите имена уроженцев Брянщины, которые дважды удостоены звания Героя Советского Союза  в годы Великой Отечественной войны.
(Примечание:  Трое уроженцев Брянщины были дважды удостоены звания Героя Советского Союза: комбриг мотострелковой бригады А.Н.Головачёв, комбриг танковой бригады Д.А.Драгунский и легендарный летчик – ас П.М.Камозин, сбивший за годы войны  35 самолётов противника лично и 13 -  в составе группы).
        Тест№6
        Государство и впредь будет  всемирно укреплять обороноспособность нашей страны, умножать мощь вооружённых сил России, поддержит такой уровень боевой подготовки войск, который надёжно обеспечивает мирный труд  российского народа.
Задание: 1)к какому стилю речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.
IV. Подведение итогов работы (рефлексия):
- Что нового для себя узнали об имени существительном как части речи?
- О каких Днях воинской Славы России вспоминали на уроке? (О 23 февраля – Дне защитника Отечества, о Дне Победы)
- Какая воинская профессия является образцом человека и поведения человека? (Профессия офицера)
-   Кто из уроженцев Брянщины дважды удостоен звания Героя Советского Союза  в годы Великой Отечественной войны?
 V. Д/з     
1) §33;
2) Упр.180 (орф.)
3)  Морфологический разбор двух существительных из упр.179 (по выбору)
15