Конспект урока Дни воинской Славы России

Дни воинской Славы России


Русский язык - 10 класс
Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Подготовка к ЕГЭ».
Цели урока: 1) активизация познавательной деятельности учащихся; 2) закрепить и углубить знания учащихся об имени существительном как части речи; 3) дать понятие о лексико-грамматических разрядах имён существительных; 4) повторить сведения по орфографии, морфологии, лексике, изученные в 5-9 классах; 5) коррекция знаний учащихся по орфографии и пунктуации; 6) подготовка к ЕГЭ; 7) использование межпредметных связей; 8) развитие речи учащихся; 9) воспитание чувства патриотизма, гордости за Отечество на основе текстов, посвящённых Дням воинской Славы России; 10) профессиональная ориентация учащихся.

Оборудование: 1) учебник Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина «Русский язык 10-11 классы»; 2) книга «Непобедимая и легендарная»; 3) «История Брянского края»; 4) тесты; 5) толковый словарь С.И.Ожегова; 6) иллюстрации; портрет Н.А.Некрасова, А.Н.Головачёва, Д.А.Драгунского, П.М.Камозина; 7) проектор, компьютер.

Ход урока

I.Орг. момент:
Эпиграф:
Ты не вставала на колени
Ни перед кем и никогда!

В.Фирсов

- Прочитайте эпиграф нашего урока.
- О чём идёт речь в этих строках? (о Родине, об Отечестве).
- К каким Дням воинской Славы России можно отнести слова, которые являются эпиграфом нашего урока?

II. Актуализация знаний учащихся:

1) Диктант – эстафета: «от А до Я»
Задание: выбрать из учебника русского языка слова, связанные с армией. (Приложение: учебник, «Пиши правильно» стр.447.)

Артиллерия, адъюнкт, батальон, баллада, бескозырка, бомбардировщик, блокпост, бумеранг, во всеоружии, военачальник, в упор, канонада, оккупация, операция*.

- Какая основная часть речи в данном диктанте – эстафете? (Имя существительное)
- Что вы знаете об имени существительном?


2) Тест

Выполните лексический анализ выделенного слова (операция*) по схеме:


Задание
Эталон (ответ)


Определить лексическое значение слова в контексте.



Укажите другие значения, если слово многозначное.



Установите тип лексического значения в данном тексте:
а) прямое б) переносное



Охарактеризовать вид переносного значения, если оно переносное.




Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.



Подберите синонимическую пару к данному слову.




Определите, является ли слово исконно русским или заимствованным из другого языка.




Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.



Определите, является ли слово устаревшим:
а) да б) нет



Входит ли слово в состав фразеологизмов:
а) да б) нет




3) Запись предложения: уч-ся в тетради и 1 уч-ся у доски

Операции* сопровождались серьёзными потерями4.

- В каком значении употреблено слово «операции*» в данном предложении? (Операция* - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боёв (воен. проф.))
- Какова же тема нашего урока?

III. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных

Итак, самостоятельная работа: учебник §33.

Ваша задача:
- выяснить, уточнить, что для себя нового узнали об имени существительном как части речи из §33?
- Что включает в себя понятие «лексико-грамматические» разряды имён существительных»?
- Обратите внимание на исключения.

Беседа по содержанию §33

- Какие существительные являются одушевлёнными и неодушевлёнными?

- Являются ли неодушевленными: 1) собирательные существительные: народ, толпа, войско, стая и другие? 2) Слово «персонаж» и др.?

- В современном русском языке наблюдаются ли колебания одуш./неодуш. ? (стр.111)

(Общелитер. Уничтожать (что?) войско, армию - уничтожать (кого?) солдат)

- Как определить род несклоняемых существительных?

- Какие выделяют существительные по значению?

СХЕМА (проецируется на доске)

Конкретные
Отвлечённые (абстрактные)
Собирательные
Вещественные


Ед.ч и мн.ч
офицер – офицеры
Только ед.ч
бег, глухота, дрожь
Только ед.ч
братва – брат
(вещество или однородная масса)
или только ед.ч или только мн.ч:
молоко, песок, щи


- Что означает адъективный тип склонения существительных?

- Приведите примеры слов адъективного типа склонения, связанных с военной профессией. (Военный, кормчий и др.)


Морфологический разбор имени существительного (проектор)

Порядок разбора
Часть речи.
Начальная форма (им.п. ед.ч)
Постоянные признаки: а) собств./нариц.; б) одуш./неодуш.; в) конкретное отвлечённое собирательное вещественное; г) род (м.р. ж.р. ср.р. общий род); склонение.
4. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число.
5. Функция в предложении.

Текст на интерактивной доске: «Гусары». (Из истории русской армии).
Задание: 1) морфологический разбор существительных по рядам из текста «Гусары»; 2) какие существительные относятся к архаизмам или историзмам в данном тексте? Мотивируйте своё мнение.

Вывод: «Использование архаизмов или историзмов без учёта контекста приводит к стилистическим ошибкам».

Тест№1 (на интерактивной доске)

В огне Гражданской войны рождалась Красная Армия.
«Красная Армия всех сильней».
23 февраля - День Советской Армии и Военно-Морского Флота, День защитника Отечества.
Славься Отечество наше свободное!

Задание: в каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

Тест№2

-Не может сын смотреть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой

- Какому поэту принадлежат данные слова? Из какого произведения эти строки? (Н.А.Некрасов, стих-е «Поэт и гражданин»)

Задание: 1) с какой военной профессией можно соотнести данные слова? (С профессией офицера). 2) Выписать словосочетания с разными видами подчинительной связи: а) согласование; б) управление; в) примыкание.

Тест№3

Писатель Вл.Пикуль пишет: «Я всегда, всю жизнь с особым уважением относился к людям, избравшим делом своей жизни воинскую службу, - к офицерам» Офицер всю жизнь связан с армией, с защитой Отечества. Это его профессиональное дело, его доля и его жизнь. Офицер – это образец человека и поведения человека. Главное – это патриотизм, готовность, не задумываясь, отдать жизнь за Родину».

Задание:1) выписать слова, в которых: а) звуков больше, чем букв; б) звуков меньше, чем букв. 2) Выписать предложение с обособленным обстоятельством.

Тест№4

Текст «Необычный памятник»

Задание: 1) морфемный разбор двух имён существительных; 2) выписать существительные, образованные способом сложения.

- О каких Днях воинской славы России идёт речь в данном тексте?

Тест№5

О нашей армии, о её суровом боевом пути и блистательных победах расскажет книга «Непобедимая и легендарная»*. Авторы её – участники Октября, гражданской войны, герои Хасана и Халхин – Гола, Великой Отечественной войны. Одни – полководцы, другие – рядовые, командиры подразделений и частей. Среди них – 19 Героев Советского Союза, причём семеро удостоены* этого высокого звания дважды. Их рассказ о боевом подвиге русского народа никого не оставите безучастным. Ибо нет ничего прекраснее и выше, чем подвиг во имя Отечества, его славы, его великого будущего*.
Более 150 уроженцев нашего края за подвиги в годы Великой Отечественной войны были удостоены высшего звания - Героя Советского Союза.


Задание: 1) Назовите имена уроженцев Брянщины, которые дважды удостоены звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

(Примечание: Трое уроженцев Брянщины были дважды удостоены звания Героя Советского Союза: комбриг мотострелковой бригады А.Н.Головачёв, комбриг танковой бригады Д.А.Драгунский и легендарный летчик – ас П.М.Камозин, сбивший за годы войны 35 самолётов противника лично и 13 - в составе группы).


Тест№6

Государство и впредь будет всемирно укреплять обороноспособность нашей страны, умножать мощь вооружённых сил России, поддержит такой уровень боевой подготовки войск, который надёжно обеспечивает мирный труд российского народа.

Задание: 1)к какому стилю речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.

IV. Подведение итогов работы (рефлексия):
- Что нового для себя узнали об имени существительном как части речи?
- О каких Днях воинской Славы России вспоминали на уроке? (О 23 февраля – Дне защитника Отечества, о Дне Победы)
- Какая воинская профессия является образцом человека и поведения человека? (Профессия офицера)
- Кто из уроженцев Брянщины дважды удостоен звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?



V. Д/з

1) §33;
2) Упр.180 (орф.)
3) Морфологический разбор двух существительных из упр.179 (по выбору)
15