Занятие «Памятные места славных героических побед » (8 класс)
Занятие на тему: «Памятные места славных героических побед »
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
Познакомить детей с памятными местами в Москве.
Задачи: Образовательные: - формировать гражданское и патриотическое чувство гордости и ответственности за судьбу своей страны, чувство уважения к истории и традициям нашей Родины; - закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны; - расширить знания о памятниках в Москве напоминающие нам о героях.
- познакомить детей с историческими событиями, связанными с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны.
Воспитательные: - воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества;
- воспитывать информационную культуру на примере фактов поисково-исследовательской работы
Развивающие:
- развивать познавательный интерес
- развивать логическое мышление, расширять кругозор;
Оборудование.
Плакаты: Б.Мухин плакат 1941 года “Защитим родную Москву”; И.Тоидзе плакат “Родина-Мать зовет”; В.Пинжук плакат 1942 года “Смерть немецким оккупантам”.
Мультимедийная установка:
Аудиозапись “Вставай , страна огромная ”.
Аудиозапись “Дорогая моя столица. ”.
Аудиозапись “День Победы”.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами ещё раз вспомним о Великой Отечественной войне (1941-1945г.). Это война – наше прошлое, наша история. ( Слайд 1)
Более 70 лет отделяет нас от тех победных дней, битвой под Москвой. Весь наш народ празднует эту дату. Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех дней, и называется оно «Поклонимся Великим тем годам.» (Слайд 2)
Война: Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, по рассказам ветеранов. Мы знаем, что она еще где-то есть. Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой! Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает - и унижается.
Ради чего? По какому праву?
День, когда для миллионной страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. 22 июня 1941 года земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, прошивалась автоматными очередями.
( Слайд 3-5)
Это была самая тяжелая и самая кровопролитная война в истории нашего народа. 1418 дней и ночей продолжалась великая битва с немецкими захватчиками. Враг рвался к Москве и Ленинграду. ( Слайд 6)
Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину.
Звучит песня "Вставай, страна огромная!" (Слайд 7)
Ученик: Тот самый длинный, день в году, С его безоблачной погодой, Нам выдал общую беду. На всех, на все четыре года.
Такою всё дышало тишиной. Что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной. Всего каких-то пять минут осталось!..
Воспитатель: Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что разработали план "Тайфун" включал в себя взятие города в кольцо и уничтожения Москвы.
Гитлер приказал: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один его житель будь то мужчина, женщина или ребенок не мог его покинуть. Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа».
(Слайд 8)
Он планировал провести 7 ноября парад на Красной площади, перезимовать в Москве. А весной двинуться на восток. А что же наша Москва? Ее сначала хотели взорвать, потом затопить, превратить в гигантский бассейн, но их план не осуществился.
«Велика Россия, а отступать некуда позади Москва!» Эти слова политрука Василия Клочкова стали девизом обороны столицы. (Слайд 9)
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему Москву называют «сердцем» России?
Воспитатель: В великих сражениях решалась судьба войны, судьба Родины, судьба всего мира. Московская битва. В битве за отчий край стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках.
7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого советские солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. (Слайд 10)
Шел парад всего 20 минут, но он поднял дух всего советского народа.
(Слайд 11-12)
Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. С первых же часов войны фашисты столкнулись с упорным сопротивлением. Советские войска вели тяжелые оборонительные бои, но остановить гитлеровцев, рвавшихся к Москве, не удавалось. (Слайд 13)
Тогда командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен полководец Георгий Константинович Жуков. (Слайд 14)
На защиту Москвы он поднял жителей столицы. Из москвичей формировались отряды народного ополчения. В его ряды добровольно вступали те, кто не подлежал призыву в армию: старики, инвалиды, ученые и артисты взяли в руки оружие. (Слайд 15-19)
Сотни тысяч людей, среди которых было много женщин и детей, несмотря на бомбежки и артиллерийские обстрелы, работали на заводах,
рыли окопы и противотанковые рвы, ставили проволочные заграждения и «ежи» - сооружения из скрепленных сваркой стальных брусьев. (Слайд 20-21)
В самой Москве были установлены зенитные пушки и пулеметы для обстрела вражеских бомбардировщиков. Ночное небо столицы освещали прожекторы, над площадями и улицами зависали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные легким газом. Все это делалось для того, чтобы препятствовать самолетам противника приближаться к городу и прицельно сбрасывать на него бомбы. (Слайд 22-23)
В столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды "ежей" и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком. (Слайд 24-25)
Многие памятники культуры были замаскированы под жилые дома. (Слайд 26)
Например: Кремль, Большой театр. На карте изображено как маскировали Кремль. Эти сведенья были засекречены. Темной краской были покрыты золотые купола храмов и соборов, закрыты рубиновые звезды на башнях Кремля. Фашистские самолеты регулярно бомбили город. Как потом подсчитали, из ста самолетов, рвавшихся к Москве, долетали только два или три. Это наши славные зенитчики сбивали их на подлете к городу. (Слайд 27)
Ученик:
Здесь каждый дом стоит как дот, И тянутся во мгле Зенитки с крыши в небосвод, Как шпили на Кремле.
На окнах белые кресты Мелькают второпях, - Такой же крест поставишь ты, Москва, на всех врагах.
И чертят небо над Москвой Прожекторов лучи. И от застав шагают в бой Родные москвичи.
Воспитатель: Сегодня мы выражаем глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых и склоняем головы перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице - Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними! ( Слайд28)
Ученик: Неугасима память поколений. И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновение, И в скорби постоим и помолчим.
Объявляется Минута Молчания.
Воспитатель: Сегодня на земле Москвы и Подмосковья находятся более двух миллионов памятников воинской славы, действуют несколько сотен городских, районных и школьных военно-исторических музеев. (Слайд 29-30)
Москва чтит и помнит своих героев. Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие по памятным местам Москвы.
Первая остановка. Могила неизвестного солдата у Кремлевской стены.
Ученик: (Слайд 31)
ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ символ памяти о павших героях, их подвигах, жертвах фашизма. Впервые Вечный огонь зажжен в 1920 на могиле Неизвестного солдата в Париже, в СССР в 1957 в Ленинграде на Марсовом поле у памятника “Борцам революции”. На могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены в Москве Вечный огонь зажжен в1967 году. (Слайд 32)
Ученик:
У Могилы Неизвестного солдатаЗадержись и поклонись, постой!Там, под каменной плитойВечно спит солдат – герой.И горит вечный огонь.“Нашу Родину не тронь”!Памятник и горд, и скромен.Складки знамени лежат,Каска, лавра ветвь венчаетСлаву победителей – солдат.И всегда – зимой, веснойТысяча живых цветов,У подножия алеют.Ты, солдат, всегда живой.“Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.
Воспитатель:
Следующая остановка. Обелиск “Москва – город – герой”. (Слайд 33)
Ученик:
В мае 1965 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы СССР в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне городу Москве было присвоено почетное звание “Город-герой ”, с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.
Ученик: Заслуги перед Родиной безмерны.За мужество и подвиг трудовой,Присвоено почетнейшее званиеМоскве – столице “Москва – герой”!И обелиск построен молодой.Он в светло-серый цвет наряжен, Увенчан золотой звездой,И в памяти застыл навечно.
Воспитатель:
И наконец, последняя остановка – Поклонная гора. Поклонная гора – самая памятная в истории Москвы. Путники, въезжавшие в город и покидавшие его, с почтением снимали шапки и низко кланялись Москве-матушке. За что и прозвали гору “Поклонной”. (Слайд 34)
К сожалению, Поклонная гора больше не возвышается, как прежде, над окрестностями. В последние 100 лет в этой местности много строили, в конце концов, гору срыли. Но название ее сохранилось. На Поклонной горе находятся Парк Победы и Мемориал победы в Великой Отечественной войне. (Слайд 35)
Воспитатель:
В главном здании Мемориала на Поклонной горе на стенах зала Славы записаны имена всех воинов, получивших звание Героя Советского Союза. Среди них можно встретить бойцов многих народностей. В героической Панфиловской дивизии, защищая Москву, бок о бок сражались русские, украинцы, белорусы, казахи, киргизы. (Слайд 36)
Солдаты разных национальностей освобождали нашу страну и всю Европу. Все вместе защищали от общего врага Родину каждого и одну огромную страну. И это единство всех народов помогло одолеть врага.
Воспитатель:
8 мая 1945 год фашисты сдались, прекратили сопротивление. Был подписан документ о полной победе Советского союза над фашистской Германией. (Слайд 37)
Незабываемым был салют 9 мая 1945 года. Тысячи прожекторов скрестили разноцветные лучи и образовали над городом громадный световой шатёр. (Слайд 38)
С тех пор мы уже 68 лет празднуем 9 мая как День Победы. Мы склоняем головы перед павшими и перед выжившими героями.
Праздник всеми любимый и дорогой. Мы не хотим, чтобы война повторилась.
(Слайд 39-40)
Звучит песня “День Победы” слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.
Воспитатель: (Слайд 41)
Прошло время. Отстроились заново разрушенные войной города, затянулись землей окопы и воронки от взрывов бомб. Но не забывается та война. Память о ней переходит от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам.
Ученик: Давно закончилась война.Давно с войны пришли солдаты.И на груди их ордена.Горят, как памятные даты.Вам всем, кто вынес ту войну В тылу иль на полях сражений, Принес победную весну, Поклон и память поколений.
3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Как мирные жители обороняли Москву?
- Почему бомбардировщики фашистов не смогли разбомбить Кремль?
- Что нового вы узнали с этого занятия? ( Ответы учащихся)
Воспитатель: (Слайд 42-45)
Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников Москвы будет вечно жить в памяти народов мира как образец мужества и героизма. Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро! Желаем всем крепкого здоровья, оптимизма и большого человеческого счастья! (Слайд 46)
Спасибо за внимание.
Презентация 2 с песней « Дорогая моя столица»
15