Конспект урока «Губительная власть денег» (по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»).
ГУБИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ДЕНЕГ
Урок по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
Технология деятельностного метода.
Тип урока: открытие новых знаний.
Самоопределение ( целеполагание)
Цель: познакомить учащихся с образами и художественными особенностями повести «Пиковая дама», с произведением П.И.Чайковского; раскрыть учащимся основную идею повести через ее анализ, показать, что делают с людьми деньги; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учащихся.
Задачи:
Образовательная – формировать полноту, осознанность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы, музыки, живописи; учить анализировать, выделять главное; развивать память, внимание.Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к художественной литературе и музыке.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод.
Оборудование: текст произведения А.С.Пушкина «Пиковая дама»; запись арии Германна «Что наша жизнь? Игра» из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»; кассета с записью телевизионного фильма Л. Парфенова «Живой Пушкин»; презентация к уроку.
Формирование УУД:
- Личностные УУД: формирование нравственных качеств личности; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Средства обучения: текст произведения, тетрадь, слайды презентации, аудиофайлы, запись телевизионного фильма Л. Парфенова «Живой Пушкин».
Планируемые результаты:
– предметные – научить выявлять нравственный смысл произведения через музыку и средства художественной выразительности; сопоставлять литературное произведение и музыкальное;
– метапредметные – создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции;
– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе анализа произведения.
Основные понятия: средства художественной выразительности, портрет, литературный герой.
Межпредметные связи: литература, музыка, живопись.
Виды учебной деятельности:
репродуктивная: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий и характеров;
продуктивная: характеристика героев, выразительное чтение отрывков;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; поиск художественных средств;
исследовательская: сопоставление образов.
Предварительная подготовка к уроку:
чтение повести;
работа над выразительным чтением по ролям;
работа над исторической справкой.
Ход урока
Слайд №1
1.Мотивация
Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А. С. Пушкина,
и вначале я хочу предложить вам послушать одно музыкальное
произведение.
(Звучит ария Германна «Что наша жизнь? Игра». Из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».)
Слайд №2
-Знакомо ли вам это музыкальное произведение? Это ария Германна из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Что вы знаете о жизни и творчестве великого русского композитора?
Слайд №3
Ученик: П.И.Чайковский - тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Композитор создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Всемирно известны его балеты «Лебединое озеро», Спящая красавица», «Щелкунчик»; фортепианный цикл «Времена года»; концерты, симфонии. Его талант был по достоинству оценен современниками: Чайковский занимал должность профессора консерватории, выступал в печати в качестве музыкального критика, занимался активной музыкально-общественной деятельностью, концертировал не только в России, но и за рубежом (Германия ,Австро-Венгрия, Франция, Англия, Швейцария).
В своем творчестве этот композитор не раз обращался к произведениям Пушкина. Им были написаны оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» (по поэме «Полтава»). А опера «Пиковая дама» по праву является вершиной трагедийного творчества Чайковского.
Учитель: И это не удивительно: «Пиковая дама» - одна из самых загадочных и притягательных повестей русской литературы, и именно ей посвящен наш сегодняшний урок.
2. Целеполагание
Тема урока – «Губительная власть денег» (По повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»).
Цель нашего урока заключается в том, чтобы на основе анализа повести (ее художественных особенностей) и ее героев понять, что делают с людьми деньги, как губительна их власть.
3.Актуализация
Слайд №4,5
Прежде чем приступить к анализу произведения – небольшой комментарий.
Карточная игра «в банк», о которой идет речь в повести, была очень популярна во времена Пушкина.
Л. Парфенов в своем телевизионном фильме «живой Пушкин» рассказывает о ней…( Показ эпизода телевизионного фильма.)
Последние слова Парфенова в этом эпизоде – это цитата записи в дневнике поэта от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде – игроки понтируют на тройку, семерку и туза…»И я продолжу эту цитату: « При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Н[атальей] П [етровной] Голицыной и, кажется, не сердятся».
Историческая справка ученика.
Слайд №6
Княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная графиня Чернышева (1741-1837), фрейлина при дворе пяти императоров, женщина независимая, властного характера, умная, образованная. Читала и знала произведения Пушкина еще до встречи с ним. Она стала одним из прототипов старой графини в «Пиковой даме».
Учитель: А анекдот (это слово в произведении употреблено в значении «короткий рассказ об историческом лице, происшествии»), который лег в основу повести, был рассказан внуком старой княгини Натальи Петровны Голицыной. [Княгиня в молодости блистала при дворе Людовика XVI в Париже. Там она познакомилась с известным чародеем графом Сен-Жерменом. Однажды внук её проигрался и пришел к ней просить денег, но она ему не дала и взамен назвала три верные карты, якобы сообщенные ей некогда Сен-Жерменом. Внук поставил на эти три карты и отыгрался].
Слайд №7
4. Стадия осмысления.
Анализ поведения главного героя.
-Так что же хотел сказать своей повестью Пушкин, для чего ему понадобился этот известный анекдот (рассказ) о трех картах? Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке…
Итак, главное действующее лицо в повести – Германн. (Обратите внимание – Германн – слово написано у Пушкина с двумя «н». Это фамилия героя, а не имя.).
«Человек очень замечательный» - так отзывается о главном герое повести другой герой – Томский.
-Чем же замечателен Германн? Что это за человек? Каким он представлен в начале повести? Кто он по профессии и социальному происхождению?
(Он немец, инженерный офицер, расчетлив, небогат, «жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти». Ему не хватает на жизнь, но он знает цену деньгам, «никогда не брал он карты в руки», заслуживал насмешки за «излишнюю бережливость», не играет, поскольку «не может жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»).
Слайд №8
Ему не на что рассчитывать, только, как он сам говорит, «расчет, умеренность и трудолюбие – вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!».
Вывод:
Внешне это заурядный, даже скучный человек. Но в нем живут «сильные страсти и огненное воображение» азартного человека, который целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочными трепетом за различными оборотами игры».
Слайд №9
Он игрок. Не картежник, тешащий самолюбие победами за карточным столом, не раб карт, а игрок. Умеющий выждать и сесть за стол только тогда, когда решается судьба, и поставить на карту все, вплоть до жизни.
Создание проблемной ситуации
-Вспомните, как отозвался Германн на историю, рассказанную Томским?
(Германн, отозвавшийся на историю, рассказанную Томским, внешне пренебрежительно («сказка!»), уловивший недоверчивые отзывы других игроков («случай!», «порошковые карты», «однако пора спать»), все же загорелся жаждой узнать тайну и сказочно увеличить скромный капитал отца).
-Что приносится в жертву во имя «пробы» этого «счастья»?
Вспомним еще одну фразу Томского (не менее таинственную): «Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». Эти слова роняет Томский, танцуя на балу у посланника с Лизаветой Ивановной. «Молодая мечтательница», проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает «мазурочную болтовню» кавалера, с ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: «У этого человека по крайней мере три злодейства на душе».
-Какие же три злодейства совершил Германн?
Слайд №10
- Обманута Лизавета Ивановна.
Слайд №11
Работа с текстом
-Прочитайте строки повести, в которых Пушкин рассказывает о жизни Лизы в доме графини (Со слов «В самом деле, Лизавета Ивановна «была пренесчастное создание…» до слов : «Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате»).
-Чем же покорил Лизавету человек с «душою Мефистофеля? Почему Лизавета поверила Германну?
(«В душе игрок», Германн по-немецки педантично играет в любовь, показывая все приметы влюбленного (Л. И. видит молодого инженера, «стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку»; «черные глаза», которые «сверкали из-под шляпы», постоянство офицера, стоящего «на прежнем месте», поселяют в ее душу « трепет неизъяснимый». Письмо же с «признанием в любви» («слово в слово взятое Германном «из немецкого романа»), за которым последовали другие, заставили Лизавету, не искушенную в такого рода делах, поверить в «честные намерения молодого незнакомца).
-И, может быть, трагедия Л. И. в том, что она также не свободна от расчета?
Германн правильно избрал предмет своей наигранной страсти: «Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя; но молодые люди… не удостаивали ее вниманием, хотя Л. И. была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались». Словом,
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала…кого-нибудь,
И дождалась…
И только позднее Лизавета поймет, что за страсть заставляла трепетать Германна, позднее она осознает, что «эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это была не любовь!» а что?
- Давайте прочитаем по ролям отрывок из гл. IV со слов: «Она сидела, сложа крестом голые руки, наклонив на открытую грудь голову, еще убранную цветами…»
Выразительное чтение по ролям (гл. IV)
Несмотря на отчаяние, Лизавета, словно заглянув в его холодную душу, точно определяет суть Германна: «Чудовище!»
-Что для Германа важнее всего в жизни?
(Деньги. Ради денег он увлекает молодую девушку, которую на самом деле не
любит, растаптывает ее чувства.)
Вывод (записывается в тетрадь):
Способность любить – главная мера человека. Германн не только не способен любить, но и позволяет себе надругаться над любовью Лизаветы. Ради денег он увлекает молодую девушку, которую на самом деле не любит, растаптывает ее чувства.
Слайд №12
-Итак, обманутая Лизавета Ивановна – первая жертва злодейства Германна.
Кто вторая жертва?
(Старуха - графиня).
Слайд №13
Расскажите о ней: о ее жизни, особенностях характера, отношении автора.
Пересказ II главы.
И ради денег Германн готов стать любовником этой восьмидесятилетней старухи. Принимая это решение, молодой офицер не слишком колеблется, его смущает лишь одно: «…но на это все требуется время – а ей восемьдесят семь лет, - она может умереть через неделю». И он принимает решение – войти к графине и выведать тайну трех карт.
Просмотр эпизода «Посещение Германном дома графини» (кульминация повести).
-Графиня поклялась, что легенда о трех картах – шутка.
Почему Германн не поверил?
«Этим нечего шутить!» - сердито возражает он графине. Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка. Душа, алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть: «Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе».
Убитая любовь. Убитая жизнь…
Слайд №14
Вывод (записывается в тетрадь):
Душа, алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть. Германн становится виновником смерти старой графини.
Создание проблемной ситуации
Что станет третьим звеном этой страшной цепи «злодейства»? Кто третья жертва Германна?
-Он сам.
Злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут к его саморазрушению. Еще до героя Достоевского Германн мог воскликнуть: «Я себя убил, а не старушонку!»
Слайд №15
5.Получение новых знаний
Анализ художественного мастерства Пушкина.
Анализируя повесть «Капитанская дочка», мы говорили о том, как важны у Пушкина детали, Пушкин – мастер детали.
Обратим внимание на две фразы «Пиковой дамы» и сопоставим их: «Мертвая старуха сидела окаменев» и «он окаменел» (о живом Германне). Но он мертв душой! Алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства: ни сомнений, ни угрызений совести, ни тем белее раскаяния. Но за любым преступлением следует наказание, если человек не раскаивается.
Опера П.И.Чайковского «Пиковая дама», ее отличие от литературного произведения, легшего в основу.
В течение всего периода сочинения «Пиковой дамы» композитор жил только своей работой и настолько слился с образами действующих лиц, вошел в их жизнь, что перестал ощущать их своим творением, а чувствовал в них живых людей.
Литературное произведение, легшее в основу оперы, в очень редких случаях не подвергается никаким изменениям. И в «Пиковой даме» П.И.Чайковский во многом отступает от пушкинской повести.
В опере образ Германна значительно переосмыслен. Композитор оставил от пушкинского героя только темперамент игрока, наделив его к тому же дерзким намерением сразиться с судьбой. Но сущность героя оперы иная, Германн – страстная, неуравновешенная, богато одаренная натура. Он весь отдается своим чувствам и страстям. С первого же его появления на сцене мы видим, что он охвачен всепоглощающей любовью к незнакомой девушке. О расчетливости и рассудительности здесь не может быть речи. Но Чайковский оставил в силе идею Пушкина о развращающей и губящей люде власти золота. Он правдиво раскрыл трагедию человека, решившего пойти на преступление и получившего возмездие.
Слайд №16
6. Рефлексия
-Как наказан Германн?
(Он узнает секрет трех карт, две карты выиграли, на третьей Германн«обдернулся»).
Слово «обдернулся» у Пушкина носит, разумеется, не бытовой, а символический смысл. «Обдернулся» Германн ,не доставая даму – туза, а раньше, когда пошел против себя, против философии жизни немца («Нет! Расчет, умеренность, и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!») ,когда решился достичь «покоя и независимости» путем обмана, угроз, насилия над собой (любовник семидесятилетней старухи!)
Германн сошел с ума. В больнице он повторяет то же заклинание: «тройка, семерка, туз» - формулу выигрыша и обогащения, которая чередуется с другой комбинацией – «тройка, семерка, дама»- символом краха игрока и человека. Тайна действительно «дорого ему стоила».
Вывод в тетрадь:
Злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут к его саморазрушению. Страсть к деньгам погубила Германна, и он сходит с ума – в этом его наказание.
А. С. Пушкин своей повестью осудил корысть, губительную власть денег, которая ведет к преступлению, унижению человеческого достоинства.
Слайд №17
7. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по творчеству А.С.Пушкина.