Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе Молодёжь в современном обществе

Урок по теме
"Молодежь в современном обществе"
Обществознание - (10-й класс)

Цель урока: определить статус современной молодёжи, её проблемы и особенности.
Задачи:
1) Охарактеризовать молодёжь как социальную группу современного общества.
2) На основе социологического опроса среди старшеклассников школы выявить проблемы, волнующие молодое поколение.
3)Познакомить ребят с разными направлениями молодёжной субкультуры.
4) Способствовать формированию логического мышления
старшеклассников на основе имеющихся знаний и опыта в осмыслении и разрешении обсуждаемой проблемы.
5) Способствовать воспитанию культуры, формированию собственной гражданской позиции, умению правильно расставлять жизненные приоритеты.

Методы:
Диалог, объяснение, обсуждение, работа с таблицей, работа с презентацией
Оборудование: ноутбук, экран, проектор.
Эпиграфы к уроку:
«26 числа этого месяца мне исполняется 56 лет, а я всё ещё не стал взрослым»- Бернард Шоу
«Молодости свойственно грешить поспешностью» - В. Шекспир
«Молодой человек подобен воску» - Д.И.Фонвизин
«Беспредельная надежда и энтузиазм – главное богатство молодёжи» -
Рабиндранат Тагор

Ход урока

I. Организационный момент.
Игра для учащихся “Расскажи мне о себе” – слайд 4

Учащимся предлагается осуществить самооценку – выбрать качества, присущие ему самому:
Открытый, общительный, необщительный, сообразительный, эмоционально устойчивый, спокойный, эмоционально неустойчивый, самоуверенный, склонный к лидерству, впечатлительный, мягкий, послушный, уступчивый, беспечный, жизнерадостный, молчаливый, серьёзный, совестливый, практичный, смелый, дерзкий, застенчивый, несмелый, полагающийся на себя, склонный к подозрительности, доверчивый, мечтательный, прямой, , неуверенный в себе, обидчивый, уверенный в себе, самостоятельный и т.д.

Можно предложить учащимся охарактеризовать друг друга.

II. Знакомство с темой и планом урока.

План урока – слайд 5
1. Кого считать молодым?
2. Проблемы молодежи.
3. Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?
4. Рефлексия

1.Знакомимся с определением «молодёжь» - слайд 6
Молодёжь – социальная группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально - психологических качеств.

Ребята, вам сейчас 15 -16 лет. Много это или мало?

“Много” - так как детство уже прошло, много требований со стороны взрослых, большая ответственность за свои поступки.
“Мало” - так как все жизненные трудности еще впереди, недостаточно знаний для взрослой жизни, материальная зависимость от родителей.

Вопросы классу:
- А вы относите себя к молодёжи?
- Каковы возрастные границы молодёжи?

Существуют разные точки зрения на определение возраста молодёжи
- слайд 7
1) от 14 до 25 лет;
2) от 16 до 30 лет;
3) от 13 до 19 лет;
4) от 18 до 25 лет.

Вопрос классу:
- Как вы думаете, почему так «размыты» возрастные границы молодёжи?
Основная причина заключается в том, что отсутствует объективный критерий в определении возраста молодости.
А критериев этих несколько - слайд 8







Молодость – это период
- определённой физиологической зрелости;
- осознания ответственности за свои поступки;
- приобретения гражданских и политических прав;
- завершения образования, выбора и получения профессии;
- начала самостоятельной трудовой деятельности;
- жизненной и творческой активности;
- создания семьи;
- приобретения материальной независимости.

Вопросы классу:
- Можете вы продолжить список этих критериев?
- Какой из них, на ваш взгляд, является определяющим?
Согласитесь, выделить какой – то один из предложенных критериев невозможно, так как они все в совокупности и определяют молодёжь, как социальную группу.
Наша жизнь, к сожалению, очень сложна, зависит от разных социальных и бытовых условий, обстоятельств, которые заставляют ребят повзрослеть раньше. И бывает наоборот – ИНФАНТИЛИЗМ - сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственным детям ( капризность, эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений и т.д.).
Поэтому сказать, где молодость начинается и где заканчивается сложно. Главное, чтобы каждый из нас ощущал себя молодым, сколько бы лет нам не было.

2. У молодёжи, как и любой другой социальной группы, есть свои проблемы. Мы провели социологический опрос среди старшеклассников нашей школы. В опросе принимали участие учащиеся 9,10, 11 классов.
Знакомство с результатами опроса – слайды 9,10

Ребята, а вы знаете, что с возрастом меняется отношение к одним и тем же проблемам?

Работа с таблицей «Сферы жизни, которые вызывают беспокойство при мысли о будущем»












Сферы жизни, которые вызывают
беспокойство при мысли о будущем
( в % к опрошенным)

СФЕРА
ЖИЗНИ
ВОЗРАСТ



15- 17

18-21

22-25

26-29


Учёба

12,1

6,7

1.1

4,9


Работа

20,3

22

19,5

7,3


Досуг

4,4

2,5

3,5

2,2

Общение со сверстниками

5,1

2,1

2,3

2,5

Отношения с родителями

5,7

4,6

4,6

0


Здоровье

9,7

9,8

10,3

19,5


Семья, брак

12,3

14,2

14,9

12,2


Любовь, секс

5,9

6,5

8,1

10


Религия

2

1,8

3,5

0

Город, среда обитания

5,1

6,5

8,1

9,8

Общество, страна

11,4

14

11,5

19,5

Жизнь в целом

9,3

8,6

10,3

7,3

ЗАДАНИЕ
На примере представленных сфер жизни проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чём вы видите причины этих изменений?






«Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истёкшие семь лет поумнел» - Марк Твен - слайд 11
Вопрос классу:
- Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием Марка Твена?

3. Вступающим во взрослую жизнь молодым людям предстоит освоить то, что было создано предшествующими поколениями, узнать и принять сложившиеся нормы общественной жизни. Однако, это не простой процесс и далеко не все ценности воспринимаются молодыми.
Социально – психологические особенности молодёжи как социальной группы проявляются в существовании специфической молодёжной субкультуры.

Молодёжная субкультура - слайд-12

Основные черты молодёжной субкультуры – слайд 13

Знакомство с видами субкультур – байкеры, готы, сатанисты, скинхэды, панки, эмо, растаманы, граффитеры. Ребятам было дано опережающее домашнее задание – приготовить презентацию о любой субкультуре.

Вопрос классу:
- Ребята, как вы считаете, каковы мотивы, побуждающие молодых людей примыкать к той или иной группе? – слайд 14

Субкультура - это определенный стиль, способ жизни и мышления обособляющихся внутри общества отдельных социальных групп. Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что “история начинается с нас”. Сказывается и то, что молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.

4. Рефлексия
Ребята, какие черты зрелого возраста вы бы хотели приобрести, а какие черты молодости сохранить?
5. Домашнее задание – написать эссе на тему «Молодёжная субкультура: быть похожим или отличаться?»

Литература

учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание»- 10 класс
ресурсы Интернета






















15