Сценарий урока по теме «Среды жизни планеты Земля»
Урок биологии в 5 классе
Учитель Копылихина Ольга Петровна
Тема урока: «Среды жизни планеты Земля»УМК: Учебник Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2012
Рабочие программы «ФГОС БИОЛОГИЯ. Программа5-9 классы» Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012
Цели урока для учителя:
образовательные:- организовать учебную деятельность по освоению знания понятия «среда жизни», понимания особенностей водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред жизни;
- по формированию умения характеризовать особенности различных сред жизни организмов
- по развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать выводы
развивающие: - создать условия для отработки способов действий по целеполаганию, планированию путей достижения целей, осуществлению контроля по результату и по способу действия
воспитательные: создать условия для воспитания у учащихся умения работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Цели урока для учащихся:
освоить знания о «средах жизни» , особенностях о различных сред обитания организмов;
выработать умение сравнивать особенности условий разных сред жизни, называть обитателей разных сред жизни на Земле
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, рисунки, тексты, фломастеры, таблицы «Характеристика сред обитания» ( для каждой группы на парте) на листе А-3
На данном уроке будут организованы действия по отработки способов действий по целеполаганию, планированию путей достижения целей, осуществлению контроля по результату и по способу действия .
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
Этапы
урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
ОРГМотивация учебной деятельности учащихся Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Давным-давно случилась такая история (видеофрагмент из истории возникновения жизни) . Никто сегодня точно не знает, когда это было, как это было… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный Путь произошло чудо. В огромном океане зародились живые существа. До сегодняшнего дня живут они на планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних времен, некоторые недожили до настоящего. Но и сегодня их немало – 5 миллионов видов! И разные они- и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные и безобидные, неподвижные и быстрые.
Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?
В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутренне строение, особенности поведения существ. Что же такое среда обитания?
Тема урока: ««Среды жизни планеты Земля» Наверное, потому что живут в различных условиях обитания.
Постановка цели урока
Вспомните алгоритм постановки целей, сформулируйте цели своей учебной деятельности
Как можно проверить достижение этих целей?
Спланируйте учебную деятельность по достижению целей. В какой последовательности действий вы будете достигать поставленные цели?
Читаю тему: «Среды жизни планеты Земля»
Впервые встречаюсь со словосочетанием « среда жизни»
Точно не знаю
Необходимо усвоить значение понятия среда жизни
Необходимо усвоить умение отличать среды жизни, их условия друг от друга
Не знаю признаков, особенностей для сравнения различных сред жизни. Не знаю, как и по каким признакам можно сравнивать среды жизни
Надо усвоить знание сравнения сред жизни на Земле
Сформировать умение сравнивать условий жизни различных сред жизни
Цели моей учебной деятельности:1) усвоить значение понятия « среды жизни»;
2) освоить знания об условиях, особенностях различных сред жизни
3) выработать умение отличать среды жизни на Земле; сравнивать условия различных сред жизни на Земле, называть их обитателей
Первую цель можно считать достигнутой, если на уровне знакомства я смогу правильно воспроизвести определение понятия «среда жизни», а на уровне понимания смогу ответить на следующие вопросы: к какому роду принадлежит данный класс объектов – среда жизни? какие видовые признаки отличают ее? и как они должны учитываться?
Вторая цель может считаться достигнутой, если на уровне знакомства я смогу назвать особенности, условия разных сред жизни, а на уровне понимания смогу объяснить почему не все организмы могут обитать в этих условиях. Третья цель будет достигнута, если я смогу правильно отличить одну среду жизни от другой, если я смогу правильно сравнить условия жизни в различных средах и смогу правильно назвать обитателей этих сред.
Освоим определение понятия «среда жизни», работая с текстом, определим условия жизни организмов в разных средах, анализируя текст учебника и дополнительную информацию, назовём примеры обитателей всех сред, используя рисунки в учебнике Целеполагание
Планирование путей достижения целей
Первичное усвоение новых знаний Вспомните алгоритм работы с текстами, содержащими определение понятий,
Учащимся предоставляются на экране слайды с различными животными разных сред обитания
Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. Важнейшие факторы неживой природы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства нам знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья !»
Каково же влияние каждого из них на живые организмы?
Деление учеников класса на группы-среды: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная.
У каждой группы на парте имеется раздаточный материал: текст, рисунки, таблица «характеристика среды жизни» (у каждой группы своя среда)
- Ребята, рассмотрите таблицу. Вы видите, что она заполнена не полностью. Используя текстовый материал, внесите примеры обитателей сред в колонку 2 и подчеркните фломастером в третьей колонке факторы, которые на ваш взгляд, имеют первостепенное значение.
Называют последовательность шагов алгоритма.
1. Прочитаем текст определения понятия.
2. Найдём в тексте термин
3. Найдём в тексте часть, которая относится к определению.
4. Найдём указание на то, к какому роду принадлежит определяемый класс объектов. Ответим на вопрос: что это указание означает?
5. Найдём в тексте описание видовых признаков.
6. Ответим на вопросы: а) Какие именно признаки указаны? б) Что означают эти признаки? в) Сколько здесь выделено признаков?
Работают с определением понятия «Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ»
Определяют четыре основные среды жизни (водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную)
Работа в группах. Каждая группа работает с характеристикой одной среды обитания табл. «Характеристика сред обитания» (приложение 1). Учащиеся самостоятельно распределяют роли в процессе работы. Знакомятся с новой информацией, анализируют ее и находят ответы на вопросы. Совещаются в группе и распределяют роли: кто записывает, кто информатор, кто выполняет техническую работу, кто помощник, кто будет представлять информацию, кто будет задавать вопросы другим группам.
Умение находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, давать определение понятиям
Интегрироваться в группу сверстников
Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Первичная проверка понимания и закрепление Слово представляется выступающим от групп
Выступление представителей групп. Каждая группа вывешивает свою таблицу на магнитную доску. Называют обитателей среды, факторы, оказывающие первостепенное значение на жизнь организмов, т.е. указывают особенности данной среды жизни.
Представители других групп задают интересующие их вопросы. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанной логической операций
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Заполните таблицу в тетради
Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Среда обитания Организмы
Почвенная Наземно-воздушная Водная Организменная Дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, комар, корень дерева, крот, медуза, дождевой червь, бабочка, червь-паразит, щука, человек, клещ собачий, гриб-паразит, бактерии-симбионты.Какие ошибки были допущены? Почему? Заполняют таблицу.
Самопроверка по эталону (на экране)
Среда обитания
Организмы
Почвенная
Корень дерева, крот, дождевой червь
Наземно-воздушная Чайка, страус, берёза, орёл, ворона, комар, бабочка
Водная
Дельфин, акула, карась, медуза, щука
Организменная
Червь-паразит, клещ собачий, гриб-паразит, бактерии-симбионты
Фиксируют на шкале
0-10 свой уровень Контроль, коррекция, самооценка
Рефлексия
- Вспомните цели урока и ответьте на вопрос: «Удалось ли вам достичь их»?
-Как это можно проверить?
-Какие цели не были достигнуты, какие возникли вопросы? - Мы ставили цель освоить знание понятия « среды жизни»; знания об условиях, особенностях различных сред жизни .
И выработать умение отличать среды жизни на Земле; сравнивать условия различных сред жизни на Земле, называть их обитателей
Мы достигли этих целей.
- Мы смогли правильно отличить одну среду жизни от другой по перечисленным условиям, распределить организмы по средам жизни
Если возникли вопросы по теме, то это и будет дополнительным заданием на дом Рефлексия способов действия и результатов деятельности
Домашнее задание П. 17 вопр. 1-5 *Провести наблюдение в природе: выбрать растение, животное и описать его среду обитания Приложения
1.Характеристика сред обитания
Среда обитания Представители среды Особенности среды
Водная Заполнятся 1-й группой Не очень большое содержание кислорода
Сильные перепады давления (глубина, толща, поверхностный слой)
Незначительные перепады температур
Большая плотность воды
Неравномерное распределение солнечных лучей (глубина, толща, поверхностный слой)
Концентрация солей (особенно в морях и океанах)
Скорость течения
Наземно-воздушная Заполнятся 2-й группой Газообразная среда с низкой плотностью
Высокое содержание кислорода
Неравномерное распределение влаги (пустыни-болота)
Значительные перепады температур (даже в течение суток)
Достаточное количество солнечного света
Почвенная Заполнятся 3-й группой Незначительные колебания температур
Недостаточное количество солнечного света
Недостаточное количество кислорода (в зависимости от глубины)
Структура почвы
Влажность почвы
Химический состав почвы
Высокая плотность среды
Организменная Заполнятся 4-й группой Обилие пищи
Относительная стабильность условий
Защищённость от неблагоприятных внешних факторов
Активное сопротивление организма хозяина
Затруднено осуществление жизненного цикла
Приложение 2
Наземно-воздушная среда обитания (2 группа)
Наземно-воздушная среда обитания самая сложная по условиям. Жизнь на суше потребовала от обитающих здесь организмов особых приспособлений к таким важнейшим факторам, как воздух, свет, влажность, температура и другим.
В ней много кислорода, много света, резкие изменения температуры и часто возникает дефицит влаги. В такой малоплотной среде, как воздух, организмам необходима опора. Поэтому у наземных растений развиты механические ткани, а у наземных животных сильнее, чем у водных, выражен скелет. Низкая плотность воздуха облегчает передвижение в нем. Полет освоили около двух третей обитателей суши. Большинство из них – насекомые и птицы. У наземных обитателей очень разнообразны приспособления, связанные с обеспечением себя водой, особенно в засушливых условиях. У растений это мощная корневая система . У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса способствует и соответствующее поведение. Они могут, например, совершать миграции к водопоям или активно избегать особо иссушающих условий. Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме, как, например, тушканчики или всем известная платяная моль. В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие факторы, например состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.
Водная среда обитания. (1-я группа)
Все водные обитатели должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Эти особенности определяются свойствами воды: ее плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы. В ней умеренное количество кислорода. Колебания температуры незначительные.
Плотность воды определяет ее значительную выталкивающую силу. Это значит, что в воде облегчается вес организмов и появляется возможность вести постоянную жизнь в водной толще, не опускаясь на дно. Множество видов, преимущественно мелких, неспособных к быстрому активному плаванию, как бы парят в воде, находясь в ней во взвешенном состоянии. Совокупность таких мелких водных обитателей получила название планктон. В состав планктона входят микроскопические водоросли, мелкие рачки, икра и личинки рыб, медузы и многие другие виды . Планктонные организмы переносятся течениями и не в силах противостоять им. Наличие в воде планктона делает возможным фильтрационный тип питания, т. е. отцеживание при помощи разных приспособлений взвешенных в воде мелких организмов и пищевых частиц. Оно развито и у плавающих, и у сидячих донных животных, таких, как морские лилии, мидии, устрицы и другие.
Плотность воды затрудняет активное передвижение в ней, поэтому быстро плавающие животные, такие, как рыбы, дельфины, кальмары, должны иметь сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела .
Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в верхних горизонтах водной толщи. Даже в самых чистых морях фотосинтез возможен лишь до глубин в 100–200 м. На больших глубинах растений нет, а глубоководные животные обитают в полном мраке.
Почвенная среда обитания (3-я группа)
Почва представляет собой тонкий слой на поверхности суши, переработанный деятельности живых существ. Воздух в почвенных порах всегда насыщен водяными парами, а состав его обогащен углекислым газом и обеднен кислородом. С другой стороны, соотношение воды и воздуха в почвах постоянно меняется в зависимости от погодных условий. Температурные колебания очень резки у поверхности, но быстро сглаживаются с глубиной. Главная особенность почвенной среды – постоянное поступление органического вещества в основном за счет отмирающих корней растений и опадающей листвы. Это ценный источник энергии для бактерий, грибов и многих животных, поэтому почва – самая насыщенная жизнью среда. Ее скрытый от глаз мир очень богат и разнообразен.
Высокая плотность, низкая освещённость, слабые колебания температур, мало кислорода, достаточно влаги.
Организменная среда (4-я группа)
Паразитизм – широко распространенное в природе явление. Нет ни одного вида многоклеточных животных или растений, которые не имели бы своих паразитов. Паразиты могут населять полости тела хозяина, проникать в ткани или внутрь отдельных клеток. Сложный организм хозяина для них – целый мир. Кроме паразитов, виды-хозяева могут иметь полезных сожителей. Например, жвачные животные не смогли бы переваривать пищу без разнообразных бактерий и инфузорий, населяющих их желудок. Пищеварение человека также осуществляется с помощью полезной микрофлоры.
Паразиты, использующие хозяина и в качестве местообитания, и в качестве источника пищи, сами могут служить хозяевами для других паразитов.
В этой среде отсутствует свет, мало кислорода, колебания температуры слабые, достаточно пищи.
Приложение 3
Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Среда обитания
Организмы
Почвенная
Наземно-воздушная
Водная
Организменная
Дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, ворона, карась, комар, корень дерева, крот, медуза, дождевой червь, бабочка, червь-паразит, щука, человек, клещ собачий, гриб-паразит, бактерии-симбионты.
Эталон проверки
Среда обитания
Организмы
Почвенная
Корень дерева, крот, дождевой червь
Наземно-воздушная Чайка, страус, берёза, орёл, ворона, комар, бабочка,человек
Водная
Дельфин, акула, карась, медуза, щука
Организменная
Червь-паразит, клещ собачий, гриб-паразит, бактерии-симбионты