Интегрированный тренинг по психологии и самопознанию: Учимся уважать себя и уважать других 10-11 классы.


Тренинг для старшеклассников
по интеграции психологии и самопознания:
«Учимся уважать себя и уважать других»
«Хорошими людьми становятся
больше от упражнений,
чем от природы».
Демокрит.
Цель тренинга:
- развитие коммуникативных навыков;
- развивать адекватную самооценку, умение работать в группах;
- воспитывать наблюдательность, активность, внимательность к другим людям;
- содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния;
- формировать позитивный образ «Я»,чувство уникальности и неповторимости не только за себя, но и других людей;- гармонизация отношений внутри коллектива, создание позитивного настроения, формирование атмосферы взаимной поддержки и доверия.
Задачи:
1.Помочь учащимся лучше понять себя и окружающихся, разобраться в своих чувствах, взглядах.
2.Развитие доброго, внимательного отношения друг другу, тактичного восприятия, подъём эмоционального фона.
3.Воспитывать чувство ответственности за слова и поступки.
4.Создание тёплой дружественной обстановки на доверии и понимании.
5.Развивать коммуникативные способности, культуру речи, поведенческие навыки.
Ожидаемые результаты:
- ученики смогут толковать значение ключевых терминов: вежливость, доброта, уважение, человечность, толерантность;
- ученики смогут достигать компромисса в конфликтных ситуациях.
Форма проведения: беседа-тренинг.
Категория участников: обучающиеся 10-11 классов . Каждый человек большую часть своей жизни проводит в общении с другими людьми: в классе или на работе, дома или в магазине ...
Поэтому очень важным является вопрос об уровне культуры межличностных отношений, об умении и желании быть толерантными, компромиссными. Ведь культура общения, этика - обязательный элемент повседневных отношений, поэтому они должны войти в законы жизни, стать реально действующими нормами. Именно от них зависит восприятие нас окружающими.
Подростковый возраст - это период значительных изменений в становлении личности. Одним из важнейших моментов в личности подростка в это время - это тяга к самоутверждению, желание быть признанным окружающими.
Конфликты с родителями, способы самовыражения подростков, часто непонятные и даже шокируют взрослых, а также рост количества негативных поступков в этом возрасте в значительной мере спровоцированы тем, что большинство юношей и девушек еще не владеют способами продуктивного, эффективного общения со взрослыми и сверстниками.
В ходе работы по данной теме участники познакомятся с такими понятиями:
- Признаки толерантного человека;
- Правила эффективного общения;
- Ориентировочная схема «Я - сообщение».
Мы живем среди людей и должны дружелюбно относиться друг к другу.
Надо научиться учитывать мнения и поступки других, уметь понять человека и простить его, быть дружелюбными; не делать другим того, чего бы ты не хотел для себя.
А для этого необходимо искоренить из своих сердец превосходство, безразличие, предвзятость. И тогда всех нас - истинных, добрых, сердечных - все будут любить и уважать. И мир станет лучше!
Поэтому теоретический и практический материал тренингового занятия нацелен именно на то, чтобы научить подростков навыкам эффективной коммуникации, что, в свою очередь, должно стать основой предупреждения негативного поведения молодых людей.

Ход тренинга.
Здравствуйте, ребята! Вы вместе уже более десяти лет. За это время вы многое узнали друг о друге. Вам легко общаться? Не всегда! А совсем скоро каждый из вас попадёт в совершенно незнакомое окружение. Это будет студенческая группа, соседи в общежитии или рабочий коллектив. Тому как научиться успешно общаться с другими людьми и будет посвящено наше занятие. Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила поведения в тренинге:
- Активное участие в работе группы.
- Общение по принципу «здесь и сейчас».
- Не критиковать, признавать право каждого на выражение своего мнения.
- Высказывание своих мнений и чувств по поводу происходящего в группе, а не оценивание по принципу «хорошо-плохо» или «правильно-неправильно» .Конфиденциальность. Всё, что происходит на тренинге, не выносится за пределы группы. ( слайд№3)
«Улыбка - это поцелуй души» ( слайд№4)
- Сейчас я улыбнусь, а вы поймайте мою улыбку и украсьте ею свое лицо. Запомните себя таким. А теперь подарите улыбку своему соседу.
Доброта, вежливость, человечность, как и другие качества, более или менее присущи каждому человеку. Различия, которые существуют между людьми, является предметом личностного обогащения каждого из нас. Качество общества зависит от того, как уживаются друг с другом люди, которые его составляют, от того, насколько они воспринимают друг друга, учатся друг у друга и поддерживают друг друга ради общей цели.
Упражнение №1. «Мы картина» ( слайд№5 музыка)
Цель: создать эмоциональное единство группы.
Инструкция: Группе предлагается создать «картину» из самих себя. Каждый участник решает, кем он будет на этой «картине». Он выходит, и, называя себя, занимает место, затем следующий участник должен дополнить сюжет «картины», выбрав себе роль и т. д., пока «картина» не будет закончена.Когда вы работаете в группе, очень важно уметь слушать друг друга и чувствовать друг друга. Этому учит данное упражнение.
Так как наш тренинг это тренинг понимать себя и уважать других, то давайте выясним, что же для каждого из вас означает слово «общение».
А теперь посмотрите, как  понятие «общение» трактуется в психологии:
Общение – это процесс, имеющий три составляющие: перцептивную (восприятие человека человеком), коммуникативную (передачу и обмен информацией) и интерактивную (взаимодействие, взаимовлияние).
Упражнение №2. «Волшебный стул» ( слайд№6 )
Цель: развитие наблюдательности в общении, способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.
Инструкция: Один из ребят по желанию садится на «волшебный стул» в центре класса. Так как стул волшебный, человек «превращается» в растение, время года, музыкальный инструмент. Каждый участник, глядя на сидящего на «волшебном стуле», называет с каким растением, временем года, музыкальным инструментом он его ассоциирует.
Участники обсуждают впечатления. Легко или трудно было подбирать ассоциации? В чем были трудности восприятия человека?
Итак. В первые минуты общения мы воспринимаем друг друга, обращаем внимание на внешность человека, его выражение лица, позу, жесты. Мы ещё ни слова не сказали друг другу, а так называемое, первое впечатление, уже сложилось! Обмен информацией может проходить при помощи слов, вербально, так и без них. Большую часть информации в процессе общения мы получаем именно невербально.
Упражнение №3 «Памятка на «черный день» ( слайд№7 музыка)
Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества» для индивидуальной работы.
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Раздаточный материал:
Мои лучшие качества ! Мои способности и таланты ! Мои достижения !У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.
Задание. Заполните таблицу самостоятельно следующим образом.
«Мои лучшие качества »: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области. Можно предложить детям обозначить только свои лучшие качества.
Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)
Упражнение на расслабление. ( спокойная музыка) ( слайд№7 )
Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш класс наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, класс наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!
Упражнение №4 «Последний билет». ( слайд№8 )
Цель: отработка навыков просьбы и отказа в общении, эффективной самопрезентации.
Инструкция: Набирается группа, которая будет играть роль очереди в кассу автовокзала. Остальные ребята станут зрителями. Выбирается также 1 участник на роль кассира. Задача каждого человека убедить кассира продать именно ему единственный оставшийся билет. Можно использовать любые средства и приемы общения. Задача кассира, выслушав просьбу, отказать любым способом.
В конечном счете, кассир всё же отдает последний билет одному из участников.
Почему билет достался именно этому человеку?
Кто не согласен с решением кассира?
Известно, что люди, вступая в отношения с другими людьми, занимают определенную позицию. Английский психолог Эрик Берн определил 4 позиции по отношению к себе и к другим:
Я - хороший, ты - хороший. (Человек не ругает себя, не зацикливается, оптимист, творческая личность, в ладу с самим собой и с окружающими.)
Я - хороший, ты - плохой. (Человек смотрит на других сверху вниз. Самооценка завышена, способности других им явно занижаются)Я - плохой, ты - хороший. (Человек себя считает менее удачливым, менее способным; заниженная самооценка.)
Я - плохой, ты – плохой. (Человек думает, что всё плохо, полный пессимист.)
Узнал ли кто-нибудь из вас, какую позицию по отношению к нашему кассиру занимал победитель? В общении с окружающими мы должны стремиться к взаимодействию на равных, «я-хороший и ты-хороший»!
Упражнение №5 «Мой автопортрет». ( слайд№9 музыка)
Цель: обратить внимание участников на уникальность каждой личности.
Материалы: Бумага, мелки (фломастеры, ручки, карандаши), скотч или липучка.
Правила проведения: Каждый игрок рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преувеличиваются. На выполнение этой части задания отводится 5 минут.
Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины не подписываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое. При выполнении задания многие участники будут испытывать затруднения. Объяснить, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется.
Собрать все рисунки в большую коробку. Предложите игрокам не глядя вынуть один лист. Каждый игрок должен угадать, чей автопортрет он достал.
Все по очереди показывают рисунки и высказывают предположения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.
Интерпретация результатов: Обсуждение почти всегда проходит оживленно. Большую симпатию обычно вызывают те «художники», кто изображал себя, не приукрашивая.
Рекомендации: Картины можно развесить по стенам. Это будет означать, что здесь каждого члена группы принимают во всей его самобытности.
Тест «Вы умеете быть счастливыми?» ( слайд№9 музыка )(Лучшие психологические тесты. А.И.Андрианов.) У каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые — по крайней мере внешне — всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски. А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым? Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет наш тест.
Стать более счастливыми помогает всем нам ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ! МЫСЛЬ – это то, чем человек может свободно управлять!!! ( слайд№ 10 )Позитивное мышление - это ожидание счастья, радости, здоровья, успешного завершения любой ситуации и принимаемых решений.
В позитивном мышлении существуют три основных направления • Позитивный настрой.• Позитивные утверждения.• Собственно позитивное мышление .Позитивный настрой. Представьте себе плохо настроенный музыкальный инструмент. Вам нравится его звучание? А теперь представьте, что этот инструмент настроили. Какие прекрасные звуки он станет издавать! Какое удовольствие получат окружающие! Так и человек. Настроился с утра позитивно, и день прошел ЗДОРОВО! Все получилось! Окружающие тоже довольны, и получают позитив от общения с ним!
Ключевые фразы позитивного настроя: «Я смогу», «Я достоин», «У меня получится» «Я сделаю»
Позитивные утверждения. Это фразы, полные уверенности и силы. Произносите их вслух, и ваша обычная речь также будет полна уверенности и силы. В моей жизни нет ничего хорошего. Моя жизнь с каждым днем становится лучше
Примеры позитивных утверждений: • Сегодня я обретаю эмоциональную свободу. • Я отпускаю прошлое. • Я прощаю себя и других людей.
ПРАКТИКУМ Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в позитивные утверждения. На работе меня никто не ценит (На работе меня любят ) .Многие из моих одноклассников меня раздражают (Меня окружают только позитивные и веселые люди). Я боюсь, что у меня не получится…(У меня всё получается просто Великолепно). Не могу смотреть на себя в зеркало (Мне нравится, как я выгляжу) Я разочарован (а) в жизни ( Я люблю жизнь!)
Советы на каждый день тем, кто хочет понимать себя и других позитивно:1. Каждый раз перед сном прокручивайте в своей памяти все приятные события дня. Радуйтесь каждому прожитому мгновению, благодарите за него судьбу. Так вы постепенно будете учиться мыслить позитивно. 2. Когда у вас хорошее настроение, не забудьте поделиться им с окружающими. 3. Смейтесь, когда вам смешно. Даже если вы смеетесь над собой. Это полезно. 4. Старайтесь чаще улыбаться. Это поможет вам наладить общение с окружающими. Кроме того, улыбчивый человек выглядит более привлекательным. 5. Старайтесь видеть позитивное даже в негативном. Извлекайте уроки из неприятных ситуаций.
Заключительная часть.
Упражнение «Дерево итогов». ( слайд№11)
Раздаю каждому участнику стикер в виде яблока, и предлагаю написать на нем свои впечатления и мысли от проведенного занятия. На выполнение 1 минута.
Затем каждый участник по очереди зачитывает и прикрепляет на «Дерево итогов».
«Яблоки» - наши результаты работы. Спасибо за активную, эффективную работу, проявленную заинтересованность на сегодняшнем занятии. Завершить нашу встречу я хочу легендой «Все в твоих руках».
Когда-то давно на юге Африки жил умный, но очень гордый вождь. Весь день его состоял из облачения в изысканный наряд и разговоров с подданными о своем уме. Так шли дни за днями, годы за годами ... И вот прокатился странный слух, что в пустыне появился мудрец. Очень разозлился вождь: как можно называть какого-то старца самым умным человеком в мире? Но никому своего возмущения не показал, а пригласил мудреца к себе ...
И вот настал день встречи. Собралось все племя, чтобы послушать самых умных людей в мире. Вождь сидел на высоком троне и держал в руках за спиной бабочку. К нему подошел небольшой худощавый мужчина, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой вопрос. И тогда, нехорошо улыбаясь, вождь сказал: «Скажи мне, то, что я держу в руках, живое или мертвое?».
Мудрец подумал, улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках».
Упражнение «Дарю тебе на счастье …». ( слайд№11 муз клип)Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет маленький амулет на счастье и прекрасное настроение. Пусть он несет тепло и радость нашей встречи, а может быть и помогает в какой-то сложный момент.
И напоследок… Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! У каждого из нас есть свои особенности и недостатки, которые делают нашу жизнь интересной и непохожей на другие. Просто нужно каждого человека воспринимать таким, какой он есть, и тогда в вашем коллективе, в семье, дома и в школе всегда будут благоухать цветы добра, взаимопонимания, уважения и любви. В любой ситуации выбор всегда за нами . Мы сами решаем: плакать и страдать или успокоиться и отнестись к ситуации философски, увидев в ней что-то хорошее. Таким образом, мы сохраняем свое душевное равновесие и физическое здоровье.
Мудрый Будда говорил: « Каждый раз, когда кто-то поступает с вами не должным образом, вы просто улыбнитесь. Это улыбка – верный сигнал того, что вы на пути к здоровью и процветанию». ( слайд№11)
Будьте позитивными! ( слайд№12)
Думайте о хорошем,
Делайте хорошее.
Смотрите на хорошее.
Говорите хорошее.
Слушайте хорошее.
Это и есть путь к счастью.
От всей души желаю вам быть счастливыми!
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. ( слайд№13)Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
Педагог-психолог: Шиндина М.А.