Доклад на тему Дифференцированный подход при обучению иностранному языку


Дифференцированный подход при обучении иностранному языку.
Сегодня вызван большой интерес педагогического общества к идеям личностно-ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности.
Все мы знаем цели и задачи общего образования. И в первую очередь - это развитие полноценной, гармоничной личности студента.
Личностно- ориентированное образование ориентировано на обучающегося, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития обучающихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Дифференцированный подход в процессе обучения означает действенное внимание к каждому студенту, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, а также внеурочной деятельности, т.е. в дополнительном образовании предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого студента.
Цель дифференциации — адаптация обучения к особенностям различных групп обучающихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом обучающемся его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой «потолок» в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей (В.И. Гладких, М.А. Данилов, В.А. Сухомлинский...)
Таким образом, учитель должен ориентироваться на выявление и реализацию индивидуальных особенностей, в частности способностей, каждого обучающегося, должен создавать такую среду, которая была бы наиболее благоприятна для развития способностей ребенка. Одним из способов является дифференциация процесса обучения.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
В чем же состоит суть дифференцированного подхода? Суть его заключается в разделении группы на определенных этапах урока на несколько подвижных групп в зависимости от учебных возможностей обучающихся; каждая группа овладевает знаниями и умениями различными темпами, имеет свой вариант работы. Параллельно создаются благоприятные условия для усвоения учебного материала отдельными обучающимися.
Для более ясного понимания концепции дифференциации важны следующие четыре вопроса:
- характеристики обучающегося или группы: пол, возраст, социальная принадлежность, умственные способности. Для дифференцированного подхода наибольший интерес представляют способности обучающихся.
-части образовательной (под)системы: 1) государственная (национальная) система образования ( “макроуровень”), 2) отдельная школа (“мезоуровень”), 3) группы в техникуме (“микроуровень”).
- направления: 1) образовательные цели, 2) уровень выполнения задания, 3) первоначальный уровень, 4) время обучения (время на выполнение задания), 4) содержание обучения, 5) последовательность учебного материала, 6) структура учебного материала, 7) подход к обучению, 8) виды учебной деятельности, 9) применение знаний, 10) оценка.
Основные задачи дифференцированного подхода в обучении иностранному языку связаны с удовлетворением познавательных потребностей и сильных, и средних, и слабых учеников с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.
Суть дифференцированного подхода в обучении студентов английскому языку заключается в разделении группы на определенных этапах урока на несколько подвижных групп в зависимости от учебных возможностей обучающихся, каждая группа овладевает знаниями и умениями различными темпами, имеет свой вариант работы. В рамках групп создаются благоприятные условия для усвоения учебного материала отдельными обучающимися.
Обучающихся почти каждой группы можно условно разделить на три группы: с высоким, средним и относительно низким уровнем учебных возможностей. В соответствии с этим определяется характер и число выполняемых упражнений на различных этапах урока для каждой группы.
Дифференцированный подход в обучении школьников английскому языку предполагает не только дифференцирование заданий по степени сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий (различная помощь преподавателя сильным и слабым обучающимся, различное время на выполнение задания, для обдумывания ответа и др.), а также форм контроля над их выполнением.
Положительные и отрицательные аспекты уровневой дифференциации обучающихся
Положительные аспекты:
- Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение студентов.
- У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
- Отсутствие в группе отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания.
- Появляется возможность более эффективно работать с трудными обучающимися, которые плохо адаптируются к общественным нормам.
- Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
- Повышается уровень Я-концепции, в результате чего «сильные» утверждаются в своих способностях, «слабые» получают возможность испытать учебный успех, а также избавиться от комплекса неполноценности.
- Повышается уровень мотивации учения в «сильных» группах.
- В группе, где собраны одинаковые студенты, ребенку легче учиться.
Отрицательные аспекты:
- Деление студентов по уровню развития негуманно.
- Высвечивается социально- экономическое неравенство.
- «Слабые» лишаются возможности тянуться за более «сильными», получать от них помощь, соревноваться с ними.
- Перевод в «слабые» группы воспринимается студентами как унижение их достоинства.
- Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд «слабых» переводятся неординарные студенты.
-Понижается уровень Я-концепции: в «элитарных» группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в «слабых» группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
- Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.
- Перекомплектование разрушает групповые коллективы.
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать студентов, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определить тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными студентами будут наиболее важны.
При организации процесса обучения необходимо исходить из достигнутого уровня развития каждого отдельного обучающегося. Следует подчеркнуть, что эта необходимость влечет за собой требование выявления уровня развития у каждого обучающегося.
В психолого-педагогической литературе представлены различные интересные типологии отлично успевающих и слабоуспевающих обучающихся. Однако, дифференцированный подход требует знания и действенного учета особенностей всех учеников, поэтому необходима разработка единой типологии, которая бы включала в себя также наиболее обширную группу обучающихся, а именно: среднеуспевающих.
На сегодняшний день наиболее полной и доступной, а также отвечающей требованиям единой типологии, является классификация Е.С. Рабунского, которая рассматривает следующие критерии для дифференциации обучающихся на группы: отношение к учению (познавательный интерес); познавательные способности; успеваемость (уровень знаний).
Представляется целесообразным дать краткую характеристику приведенных критериев:
Уровень познавательного интереса может быть: нулевой (отсутствие интереса к учебному предмету, отрицательное или безразличное отношение к нему, пробуждение положительных эмоций при занимательности, при первых успехах в учении - такие обучающиеся учатся, как правило, по принуждению); потенциальный (положительное отношение к учению, любознательность, желание и отдельные попытки преодолеть трудности в учебной деятельности - у таких обучающихся зачастую не достает прилежания, и тогда возникает конфликт между сравнительно глубоким познавательным интересом и «скучной необходимостью» учить уроки); действенный (осознанная устойчивая познавательная направленность обучающегося, основанная на глубокой потребности самостоятельно добывать знания, овладевать навыками и умениями). Наличие интереса к учению определяется путем опроса обучающегося, бесед с учителем, родителями, соучениками, путем наблюдения на уроках за работой обучающегося.
При условии успешной дифференциации учебной работы слабоуспевающие обучающиеся должны перейти в разряд среднеуспевающих, «средние» - стать хорошо успевающими, а последние сделаться еще более знающими, умеющими, способными.22, 35 Своевременная диагностика успехов обучающегося позволяет гибко менять состав групп.
Рассмотрим этот вопрос, взяв за основу классификацию Рабунского Е.С.
Работа с обучающимися из трех групп имеет свою специфику. При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой участие должен принимать каждый обучающийся на доступном для него уровне. Для этого лучше всего организовывать работу в гомогенных группах. Каждая группа получает задание, «работающее» на тему в целом, но задания не должны дублировать друг друга. Каждая группа, выполнив задание, должна сообщить нечто новое всей группе. Такой подход дает каждому студенту возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для «слабых» обучающихся, так как задания для них должны включать большей частью репродуктивную и отчасти частично-поисковую деятельность. Обучающиеся данной группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Анализируя уровень знаний, умений и навыков обучающихся данной группы, им необходимо предлагать задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового. В заданиях для «средних» обучающихся должна преобладать деятельность частично-поискового характера, направленная на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям необходимо поручать задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Задания для «сильных» обучающихся должны быть проблемными, требующими наибольшей сложности работы мысли. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение учебного материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые задания превосходят по объему задания для других обучающихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы обучающиеся, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы. Благодаря такому построению заданий удается обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у «средних» и «слабых», связанного с ощущением своей «неполноценности» по сравнению с другими детьми.
Как же осуществлять дифференцированный подход в обучении при работе с отдельным классом ?
. Прежде всего необходимо уточнить по каким критериям, способностям, знаниям и умениям будет осуществляться дифференциация обучения. (Обучаемость, обученность, уровень творческих способностей, память)
. Следует разработать и использовать уже готовые задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию обучающихся по избранному критерию.
. Осуществлять педагогическую диагностику обучающихся на основе отобранных заданий, тестов.
. Необходимо использовать дифференцированные задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики обучающихся.
. В случае, если отдельные обучающиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым, следует перевести ученика в более сильную или более слабую группу.
. При успешном выполнении обучающимся заданий, упражнений пониженного уровня сложности, необходимо перевести его в другую группу, отметив при этом его успехи и достижения.
. Необходимо создавать, непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий»
Наиболее широкие возможности для дифференциации обучения предполагает индивидуальная работа. Индивидуальной работой называют выполнение учебного задания каждым обучающимся самостоятельно на уровне его учебных возможностей и без взаимодействия с другими школьниками.
Самостоятельное выполнение обучающимся посильных заданий обеспечивает прочное усвоение ими языковых знаний и приобретение устойчивых речевых навыков. Необходимо также учесть, что успешное выполнение самостоятельной работы вызывает положительные эмоции обучающихся, развивает их интерес к изучению иностранного языка.
Основной целью дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие способностей студента.
Реализуя дифференцированный подход в обучении, преподаватель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
- быть единой для всех групп обучающихся;
- показывать динамику перехода обучающегося из одной группы в другую, т.е. преподаватель должен иметь возможность видеть рост обучающегося и учитывать его;
- наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами обучающихся;
- представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп обучающихся.
Формы дифференцированного обучения разнообразны. Это, например:
использование разных вариантов однотипных заданий;
применение заданий разной степени сложности;
оказание различной помощи обучающимся при выполнении одного и того же задания;
различная длина пауз для выполнения заданий;
различное количество повторений для выполнения одного и того же задания;
различные виды ключей, опор;
чтение текстов разной трудности;
выполнение упражнений по индивидуальным карточкам.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что осуществление дифференцированного подхода при обучении иностранному языку требует от учителя большого искусства. Он должен учитывать реальные условия, складывающиеся в группе, и возможности каждого обучающегося, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересов каждого из них.