Дифференцированный подход в обучении иностранному языку






Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
















Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. Наблюдения за педагогическим процессом в школе показывают, что в ходе осуществления индивидуального подхода к учащимся учителя, как правило, делят класс на слабых и сильных. Критериями этой дифференциации служат такие показатели, как активность ученика на уроке, добросовестное отношение его к занятиям, внимание, наличие интереса к изучению предмета и уровень успеваемости. Это позволяет учителю варьировать объем заданий, их сложность и характер оказываемой им помощи ученикам при выполнении заданий. Такой подход к дифференцированному обучению, безусловно, является правильным и с общедидактических позиций вполне обоснованным. Имеющиеся в практике преподавания сложности, связанные с реализацией принципа дифференциации, сопряжены с тем, что «деление» учащихся на группы по уровню обученности носит, как правило, субъективный характер, так как на уроке не всегда применяются объективные способы определения уровня владения учащимися речевыми навыками и умениями.
Кроме того, в настоящее время учителя не имеют необходимых методических рекомендаций и учебных материалов, позволяющих последовательно индивидуализировать учебный процесс.
Следует также принять во внимание и то, что современная методика преподавания иностранных языков трактует индивидуализацию обучения не только как « адаптацию» учебного процесса к возможностям обучаемых, т. е. создание таких условий для работы учащихся, которые бы в наибольшей степени отвечали всему комплексу индивидуальных характеристик каждого из них. Речь идет также о наилучшем изменении, целенаправленном формировании индивидуальных особенностей каждого ученика. Это значит, что индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности при групповых формах работы должна предполагать не только знание и учет учителем уровня владения учащимися иностранным языком, но и максимальное использование уровня развития индивидуально- психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к тому или иному виду речевой деятельности. Это дает возможность учителю опереться на сильные свойства компонентов способности к иноязычной речи, развить слабые и в случае необходимости возместить их другими. И не случайно учет индивидуально-психологических особенностей является одним из важных факторов научения иностранным языкам. Подобный подход к решению вопросов индивидуализации обучения основывается на том, что человек обладает определенными врожденными особенностями – задатками, являющимися важным условием сложного процесса развития способностей. Однако эти задатки могут вообще не превратиться в способности, если их соответствующим способом не стимулировать и не развивать.
Таким образом, дифференциация обучения предполагает учет как уровня подготовки учащихся, так и их потенциальных возможностей. Отсюда следует, что та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие индивидуально-психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к иностранному языку. Проиллюстрируем сказанное на примере контроля домашнего чтения на уроке немецкого языка.
Домашнее чтение является составной частью обучения иностранным языкам в школе. Самостоятельная работа с текстом помогает более успешной реализации программных требований. Сложность организации контроля домашнего чтения заключается в том, что количество часов, отводимых на изучение иностранного языка в средней школе, очень ограничено. Дефицит времени может быть компенсирован тщательно продуманными приемами контроля прочитанного дома. Учителю при этом необходимо принимать во внимание то, что главной целью домашнего чтения является получение информации и что только систематический контроль настраивает учащихся на регулярное внеклассное чтение.
Для осуществления дифференцированного подхода к школьникам при контроле домашнего чтения учителю необходимо решить ряд организационных вопросов. Во-первых, исходя из уровня языковой подготовки учащихся, а именно из уровня их навыков и умений чтения на иностранном языке, ему следует разбить класс условно на подгруппы, равные по подготовке. Для этого учитель может использовать широко известные в методике преподавания иностранных языков тесты. Во-вторых, ему необходимо иметь психологическую характеристику класса, в которую должны войти уровень развития тех индивидуально-психологических особенностей учеников, которые обусловливают успешность овладения чтением иноязычных текстов. К таким особенностям относятся память, мышление, внимание, уровень общего развития учеников и сферы их интересов.
Так, например, при контроле понимания текста основная группа учеников (со средним уровнем подготовки) может получить вопросы к тексту, ответы на которые подробно передадут содержание текста. Следует заметить, что задания в виде вопросов могут предъявляться как на слух, так и в письменном виде. Вопросы в письменном виде целесообразно задавать ученикам, которые отличаются недостаточным уровнем развития речевого слуха, внимания или слуховой памяти.
Ученикам с более слабой подготовкой вопросы формулируются таким образом, чтобы ответы на них кратко передали основное содержание текста. Ученики со слабой подготовкой получают карточки с предложениями на родном языке, которые передают основную мысль текста, (эквиваленты их на иностранном языке они должны найти в прочитанном тексте). Этим ученикам можно дать такое задание: найдите предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту.
Возможны и другие способы контроля понимания прочитанного текста. Так, например, несколько учеников, которые умеют хорошо рисовать, получают домашнее задание: проиллюстрировать текст двумя – тремя рисунками, другие – передать одним рисунком основное содержание текста. На уроке ученикам с высоким уровнем подготовки можно предложить описать эти рисунки, высказать свое мнение, удачно ли они передают содержание текста. Практика показывает, что такие нетрадиционные способы контроля вызывают большой интерес учеников, кроме того они позволяют использовать материал прочитанного для развития устной речи учащихся. Эффективным является также следующий способ контроля прочитанного: для «сильной» группы даётся задание составить подробный план к тексту, для более «слабой» - пронумеровать данные учителем в неправильной последовательности пункты плана.
Опираясь на психологические характеристики учеников, учитель развивает их недостаточно развитые психические функции. Так, для развития внимания можно рекомендовать такие задания: Скажи, сколько действующих лиц в рассказе; перечисли последовательно места, в которых происходит действие рассказа. Задания такого типа направляют внимание учеников на содержательную сторону читаемого. Возможны также задания: Прочтите предложения и назовите элементы (слова), отличающие их друг от друга.
Для развития памяти учащихся им можно предложить следующие задания: Прочтите текст. Расположите предметы (картинки) в порядке, указанном в тексте. Расставьте предложения в последовательности, в какой они находятся в тексте; прочтите их.
Для развития языковой догадки, прогностических умений учащихся следует составлять задания, направленные на догадку о значении того или иного сложного производного слова, на догадку о значении слова с помощью контекста, на понимание текста, в котором есть незнакомые ученикам интернациональные слова и т. д. Например, учитель предлагает внимательно прочитать начало рассказа и сказать, каким одним сложным словом можно назвать заплечный мешок. Для общего развития он может назвать еще несколько слов, заимствованных из немецкого языка, или попросить сделать это ребят. Развитию прогностических умений способствуют задания типа: Прочтите начало предложений и закончите их; составьте из приведенных ниже предложений связный рассказ.
Самым главным при изучении иностранного языка в школе является, безусловно, развитие навыков устной речи, навыков аудирования. Но нельзя упускать из виду и такой важный аспект изучения иностранного языка, как письмо. Программами отводится очень мало времени на изучение грамматики и орфографии. Что может сделать в таких условиях учитель? Применить метод индивидуальных заданий, который имеет немаловажное значение для эффективного усвоения нового материала разными группами учащихся. С помощью индивидуальных заданий учитель может восполнить пробелы в знаниях учащихся, проводя более тщательный контроль усвоения изучаемого.
Учащиеся выполняют индивидуальные задания на уроке. Как правило, 3-4 ученика получают задания, написанные на карточках, и работают над ними в течение 5-10 минут. Ученик, выполнивший задание, сдает учителю тетрадь и тут же получает оценку. Задания могут быть одинаковыми для всех учащихся или совершенно разными.
Разумеется, вопрос о том, применять ли индивидуальные задания и на каком уроке, решает учитель. Характер заданий зависит от того материала, который учащиеся изучали на предыдущих уроках.
Индивидуальные задания.
Индивидуальные задания при работе над алфавитом
В первой четверти учащиеся изучают алфавит. Если учитель видит, что некоторые учащиеся слабо усваивают материал (не могут правильно писать и различать буквы), он может дать следующие задания: напиши отдельные буквы и слова: Nn; Hh; Rr; Cc; Ww; sind, eins, nein, Hans, Hanna, ich, nicht, wer, was, Wowa.
Индивидуальные задания при работе над глаголами
В 5 классе изучается спряжение следующих глаголов: haben, sein, laufen, fahren, tragen, sehen, helfen, sprechen, geben. Поэтому целесообразно давать задания на подстановку глаголов в нужной форме, например:
1. Вставь глагол geben в нужной форме:
1) Meine Schwester mir einen Kugelschreiber.
2) Ich dem Lehrer mein Heft.
3) Wir dem Vater die Zeitung.
4) mir den Bleistift!
2. Вставь глагол sein в нужной форме:
1) Ich gross.
2) Dein Freund Schuler.
3) Meine Grossmutter und mein Grossvater zu Hause.
4) Du in der Klasse.
Индивидуальные задания при изучении порядка слов в предложении.
При объяснении порядка слов в немецком предложении учитель не всегда стремится привить учащимся навык практического применения ими существующего правила. Поэтому они часто допускают ошибки при составлении предложений. Для предотвращения ошибок целесообразно предложить учащимся выполнить, например, такие индивидуальные задания:
Составь предложения из данных слов:
Ich, der Mutter, Blumen, gebe.
Meine, lernt, Schwester, gut.
Deutsch, wir, sprechen.
Die Lehrerin, in die Klasse, kommt.
Продолжи предложения:
Der Garten
Das Zimmer
Wir
Meine Schwester
Подобные задания не только помогают учащимся практически усвоить порядок слов в предложении, но также развивают фантазию учащихся, их самостоятельное мышление. Замечено, что такого вида упражнения учащиеся любят больше других и выполняют их с большей охотой.
Индивидуальные задания при работе над орфографией
При работе над орфографией рекомендуется использовать упражнения типа:
Вставь пропущенные буквы в словах:
Unser Kla--enzimmer i-t gro-. Im Kla--enzimmer gibt es drei Fen-ter. Auf dem Fen-terbrettern stehen Blumen.
Das Zi--er, die Kla--e, die Mu--er, die Grossmu--er, das Fensterbre--.
В последнем задании количество слов не должно быть больше 5-6.
Возможны и другие индивидуальные задания на уроке в 5 классе:
1) Коротко передать содержание текста, прочитанного дома (на русском языке);
2) составить несколько вопросов к тексту;
3) перевести предложения с русского на немецкий;
4) ответить на вопросы по теме.
Суть дифференцированного подхода в условном разделении класса на несколько подвижных групп в зависимости от учебных возможностей учащихся. Каждая группа овладевает навыками и умениями в различном темпе, имеет свой вариант. Согласно С. Ф. Шатилову, дифференцированный подход трактуется довольно широко. С одной стороны, он выражается, прежде всего, в учёте психологических, лингвистических, методических особенностей каждого вида речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма, в учёте положительного влияния этих видов речевой деятельности друг на друга, а также в правильном выборе приёмов и форм работы. С другой стороны, он требует учёта индивидуальных и групповых особенностей, проявляющихся в понимании, запоминании, усвоении материала разными учащимися.
Дифференцированное обучение строится, в основном, на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений.
Формы дифференцированного обучения разнообразны. Это, например:
использование разных вариантов однотипных заданий;
применение заданий разной степени сложности;
оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания;
различная длина пауз для выполнения заданий;
различное количество повторений для выполнения одного и того же задания;
различные виды ключей, опор;
чтение текстов разной трудности;
выполнение упражнений по индивидуальным карточкам.
Основная задача обучения иностранным языкам в школе – научить учащихся говорить на изучаемом языке. Уровень сформированности речевых умений и навыков своих учеников я оцениваю по отдельным видам речевой деятельности.
Для развития умений монологической речи часто предлагаю выполнить следующие задания: слабо успевающие ученики готовят тему по опорам, хорошо успевающие ученики составляют сообщение по данной теме на заданную ситуацию, выступают в роли экскурсовода (в школе, в музее, по городу), помогают составлять опорные вопросы по теме.

Например, 6 класс, тема “Моё хобби”

Опорные вопросы по теме:
1.Hast du ein Hobby? Was fur ein Hobby ist das?
2. Seit wann hast du dieses Hobby?
3. Besuchst du eine Arbeitsgemeincshaft? Wo?
4. Beschaftigst du dich viel mit deinem Hobby?
5. Wer interessiert sich fur dein Hobby?
6. Erzahlst du deinen Mitschulern uber dein Hobby?
7. Nimmst du an den Ausstellungen oder Wettbewerben teil?
8. Helfen dir dabei deine Eltern oder deine Freunde?
9. Was mochtest du noch tun? (basteln, nahen, stricken, kochen)
10. Hast du noch andere Hobbys?

Слабо успевающим ученикам эти вопросы помогают при проведении групповой или парной работы.
При обучении говорению я часто организую работу в группах, которая способствует формированию умения учащихся оценивать свои результаты, сопоставлять их с успехами учеников, осуществлять самоконтроль. Это воспитывает учащихся, служит образовательным целям.
Например, при работе над прошедшим разговорным временем Perfekt (6 класс), хорошо успевающим ученикам даётся карточка, они работают самостоятельно.

карточки для самостоятельной работы

Bildet Satze im Perfekt:
1. Die Schuler ... gut ... (antworten).
2. Der Junge ... im Hof ... (spielen).
3. Die Eltern ... dem Sohn Geschenke ... (kaufen).
4. Die Kinder ... im Wald Pilze ... (sammeln).
5. Er ... gern im Sommer ... (arbeiten).
6. Ich ... gestern ... (rodeln).

Выполняющие задания, самостоятельно пишут на листочке только глаголы в форме Perfekt и читают составленные или предложенные на завершающем этапе работы.

Для слабо успевающих учеников предусмотрены следующие виды работы:

Выберите предложения в Perfekt и прочитайте их:
1. Er war in der Stadt Dresden.
2. Peter hat eine Rakete gebastelt.
3. Ich will am Abend zu Gast gehen.
4. Ich habe im Sommer bei meiner Tante gewohnt.
5. Wir haben die Hausaufgaben richtig gemacht.

Прочитайте предложения, употребив глаголы, стоящие в скобках, в форме Partizip II:

Sie haben Geschenke (kaufen).
Mein Freund hat im Fluss (baden).
Die Kinder haben Beere (sammeln).
Du hast die Aufgabe (machen).
Mein Onkel hat Deutsch gut (lernen).

Прочитайте предложения, употребив вспомогательный глагол:

1.Ich
(haben)
gestern gut
geantwortet

2. Er
(haben)
Bucher am Abend
gesucht

3. Wir
(haben)
im Hof
gerodelt

4. Die Lehrer
(haben)
die Schuler
nicht gefragt

5. Du
(haben)
daruber nichts
gemeint



Затем выполняются такие же упражнения с глаголами сильного спряжения (на употребление глаголов передвижения и на выбор вспомогательных глаголов haben или sein).
Индивидуальные особенности учеников учитываются и при определении домашнего задания. Например, хорошо успевающим ученикам даётся задание пересказать текст. слабо успевающим – развёрнутый ответ на вопрос, план текста и т. д. Особенно помогают при дифференцированном подходе рабочие тетради (АВ) к учебнику, так как там есть упражнения разного типа и разной сложности.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что осуществление дифференцированного подхода при обучении иностранному языку требует от учителя большого искусства. Он должен учитывать реальные условия, складывающиеся в классе, и возможности каждого ученика, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересов каждого из них.