Статья на тему: Индивидуализация и дифференцированный подход в обучении младших школьников.

Индивидуализация и дифференцированный подход в обучении младших школьников.

«Ребёнок по своим особенностям способен к тому, чтобы усвоить какой – то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой –то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой».
Л. С. Выготский.

Развитие личности ученика – одна из основных целей, которые ставит перед собой педагог. Дети приходят в школу, уже имея свой определённый «багаж» знаний, умений и навыков. Все они одного и того же возраста, но с разными характерами, темпераментами, разными особенностями памяти, внимания, с разной подготовкой к школе, отношением к учению. Одна из основных задач современного учителя помочь проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Каждый учитель знает, что при обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности и личностных качеств. Учёт индивидуальных особенностей детей – один из ведущих принципов дидактики. Педагог должен хорошо изучить психофизиологические особенности детей своего класса и проявить большую осмотрительность, прежде чем отнести ребёнка к той или иной группе. Наблюдая за учениками во время урока, мы видим, как по-разному они воспринимают информацию, по-разному анализируют её: один очень быстро реагирует на вопрос учителя и быстро переключается на иной вид деятельности, другому необходимо время для того, чтобы подумать и всё взвесить. От индивидуальных особенностей зависит их работоспособность, внимание, память и т. д. Не стоит забывать и о различиях биологического характера – генетическая наследственность, условия протекания беременности, родов и др. В результате этих различий дети появляются на свет с разными анатомо-физиологическими задатками к будущему психическому развитию. Существует ещё и так называемая культурно-педагогическая наследственность, т. е. Различия в культурном уровне семьи и в условиях воспитания ребёнка. При этом обе группы факторов находятся в постоянном взаимодействии и оказывают друг на друга существенное влияние.
Индивидуализация это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе. Основным путём индивидуализации обучения является дифференцированный подход.
Дифференцированный подход- это форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности детей, интересы и проявляющиеся способности.
По мнению Довгалёвой О. А. «Задача дифференциации – увидеть индивидуальность ученика и сохранит её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие».
Понятие «дифференцированное обучение» возникло давно и представляло собой разделение учебных планов и программ в старших классах. Эта форма дифференцированного обучения получила название внешней дифференциации.
В начальной школе понятие «дифференцированное обучение» существует тоже давно, но в ином смысле. Это так называемая внутренняя дифференциация.
Внутренняя дифференциация обучения это форма дифференцированного обучения, которая осуществляется через разделение учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала. Эта форма дифференциации предполагает вариативность темпа изучения учебного программного материала, выбор учебных заданий и разных видов педагогической деятельности на уроках, определение характера и степени дозировки, помощи со стороны учителя. Дифференцированное обучение можно применять на любом этапе урока, при выполнении домашних заданий, а также во внеурочной деятельности. Можно использовать различные формы и методы работы: индивидуальная и фронтальная, работа в парах и группах, игра и т. д.
Сейчас на уроках в начальных классах активно используются информационные технологии. Применение ИКТ на уроках даёт широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Появляется время для индивидуальной помощи детям, т. к. те записи и построения, которые учитель должен был выполнять на доске во время урока, уже есть в подготовленной им презентации. Компьютер становится хорошим помощником для детей с теми или иными особенностями развития. Ребёнок, выполняя индивидуальное задание чувствует себя увереннее, а ситуация успеха повышает его самооценку. Отдельные тренажёры, которые мы используем на уроках русского языка и математики, мы можем предложить отдельным учащимся, которые не усвоили материал для работы на дополнительных занятиях или для работы дома. Такие задания мотивируют ученика игровыми сюжетами, возможностью получить от компьютера «подсказку». Но самое важное то, что ребёнок самостоятельно овладевает данным материалом. Ребята с высокой познавательной мотивацией могут выполнять на компьютере индивидуальные задания повышенной трудности. Такие ребята часто сами выступают в роли учителя, готовя презентацию к тому или иному фрагменту урока. Благодаря самообразованию учащихся, а не только за счёт разноуровневых заданий, может осуществляться индивидуальный подход.
Ранее практиковалось деление детей на сильных, средних и слабых, даже группы выделялись открыто. Предполагалось, что соревновательность сыграет решающую роль и слабые перейдут в группу сильных. Слабых учеников подтягивали в выполнении типовых заданий, а остальные работали самостоятельно. Устранить по настоящему причины неуспеваемости таким образом было нельзя. А вот личностному развитию учащихся наносился большой вред.
Учебные группы должны быть мобильными, гибкими, подвижными и подобраны по определенным критериям и признакам в зависимости от цели урока. Дифференциация обучения должна быть направлена не только на учащихся, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.
Сейчас школа даёт широкие возможности для творческой деятельности учителя и ученика: выбор разноуровневых программ, методик преподавания, технологий обучения и т. д.
В ходе внутренней дифференциации используется технология разноуровневого обучения.
Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Чтобы не было отчуждения между учениками и школой, необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, учитывать сложившиеся познавательные способности, потребности и устремления.
Осуществляя дифференцированный подход, учитель должен:
1. Быть хорошо осведомлён о состоянии физического и психического здоровья ребёнка, о его социальном благополучии.
2. Знать преобладающий тип темперамента, уровень развития мышления, памяти, внимания.
3. Составляя план урока, учитывать трудности, с которыми могут столкнуться ученики и продумать пути их преодоления.
4. Соблюдать педагогический такт.


Литература:
1.Довгалёва О. А. Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества младших школьников и выявление одаренности [Текст] / О. А. Довгалёва // Молодой ученый. 2015. №14. С. 459-463.
2. Педагогическая энциклопедия в 2-х томах под ред. Каирова И.А. 1964
3. Российская педагогическая энциклопедия под ред. Давыдова В. В.,М.,
научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
1993.
4. Словарь психологических терминов.
psihotesti.rugloss/tag/individualniy_podhod/











13PAGE 15


13PAGE 14515




15