Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в реализации ФГОС. Технология проблемного обучения.


Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в реализации ФГОС. Технология проблемного обучения.
Современное общество и стандарты второго поколения выдвигают новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Среди требований, предъявляемых Федеральным государственным стандартом к выпускнику, обращают на себя внимание «…Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение». Что это значит?
Ученик - выпускник основной школы – должен уметь принимать решения, организовывать свою деятельность, знать, где найти нужную информацию, как её обработать, представить аудитории, при этом уметь договариваться, избегая конфликтных ситуаций, или легко их разрешая. Речь идет о трех группах результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результатах. Получить эти результаты можно, если вся образовательная деятельность строится на системно-деятельностном подходе. 
И так, мы с вами видим, что современная школа – это школа развития, школа деятельности. Сегодня не только современное общество и Федеральные стандарты хотят видеть выпускников успешными людьми, но и родители хотят видеть детей успешными: умеющими ставить цель и добиваться её, умеющими общаться и адаптироваться к ситуации, умеющими ориентироваться в мире и самостоятельно добывать и применять знания, умеющими заботиться о других. Во всем этом нам поможет системно-деятельностный подход.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Ученики «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учащихся, чтобы они сами могли раскрыть решения проблемы урока и сами объяснили, как необходимо действовать в новых условиях. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. 
При всей очевидной значимости русского языка и литературы, работая в школе, я столкнулась с такими проблемами как потеря интереса к предметам, низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий. Причина, на мой взгляд, заключается в том, что возник разрыв между целью образования по формированию разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития и традиционной системой обучения.
Ситемно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию.
При реализации этого подхода у учащихся сформируются способности к деятельности, включающей следующие аспекты:
-готовность к целеполаганию;
-готовность к планированию собственной деятельности;
-готовность к оценке действий;
-готовность к рефлексии;
-готовность к самовоспитанию и самообразованию.
Требования к метапредметным, личностным и предметным результатам, переход на содержательную оценку образовательных достижений ученика стимулируют меня к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе.
Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.
Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя совершенствования урока - основной формы организации обучения. Реализовать системно-деятельностный подход в образовательном процессе возможно через применение современных технологий. 
Применяя системно-деятельностный подход на уроках, я пришла к выводу о необходимости перемен по основным направлениям деятельности при подготовке к уроку. При разработке уроков я использую технологию проблемного обучения. 
Передо мной встал вопрос: «Как организовать такое обучение?» Курсы повышения квалификации, изучение методической литературы помогли найти ответ на поставленный вопрос. Методически грамотно организованные учителем на уроке проблемные ситуации, «затруднения в деятельности» - все это дает учителю возможность: учить детей учиться.
Технология проблемного обучения ключ к успеху. Технология отвечает на вопрос: КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.
В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» 
Cущность проблемного обучения
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Из методов проблемного обучения, я предпочла технологию проблемно-диалогического обучения. На уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. 
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?
Регулятивные: умение решать проблемы.
Коммуникативные: умение вести диалог.
Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.
Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. 
Диалоги: побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Сначала учитель создает проблемную ситуацию – противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решений, выстраивает логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие. 
Например: в 5 классе при выполнение задания орфографического практикума, записываются учениками проверочные слова:
К словам с орфограммой «Гласные в корне слова»: ребятишки – ребята; долина –дол; королевский дворец - король и дворец; оглянулся – взгляд;
К словам с орфограммой «Согласные в корне слова»: дружба – дружить;
К словам с орфограммой «Правописание суффиксов»: рыбацкая – рыбак, рыбачить; воробьишка – воробьевый.
Задаю вопросы: как знание о составе слова помогает правильно написать слова? (мы используем эти знания при подборе проверочных слов, где глас и согл находятся в сильной позиции в корне); Что общего в словах каждой группы? (корень); Как можно по-другому назвать проверочные слова?(однокоренные, родственные);Сформулируйте тему урока (Корень слова. Родственные слова) Итак, на уроке проблемного обучения учитель побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивается интерес к новому материалу, да и вообще к предмету. Затем учитель организует поиск решения. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам. А затем на уроке закрепляется новое знание с использованием различных методов, форм и средств обучения. 
Сейчас я вам продемонстрирую как уроки с проблемными ситуациями выглядят у меня.
Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"
Цели урока:
познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник для 6 класса под ред. Л. М. Рыбченковой,О.М. Александровой, карточки с текстом.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Актуализация знаний по теме «Имя существительное»
-Какую часть речи вы сейчас изучаете на уроках русского языка? (сущ.)
-Приведите примеры существительных.
-Из каких морфем может состоять существительное?
-Что мы называем суффиксом?
-Для чего он нужен в русском языке?
( часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов) - Приведите примеры сущ, образованного с помощью суффикса.
3.Изучение нового материала
А сегодня мы узнаем, какие еще бывают суффиксы существительных. Попробуем их найти в повести - сказке «В стране невыученных уроков», отрывок из которого мы прочитаем в учебнике на стр.138, упр.271. Главный герой Витя Перестукин пытается преодолеть трудности в этой волшебной стране.
Внимание! Какие два слова заставили задуматься Витю? 
( ключик, замочек) Выпишем их в тетрадь вместе со мной.
Посмотрите на эти слова.
С какими суффиксами мы будем сегодня работать. (ек, ик). Выделите их в наших словах.
-Какая проблема встала перед нашим героем? Чего он не знает( е или и). Подчеркните эти буквы в суффиксах.
-Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока. Как будет звучать тема урока? Ваши гипотезы…
Запись темы в тетради : Гласные в суффиксах существительных –ек, -ик-Ребят, а вы знаете, как помочь Вите?
Наша задача сегодня узнать это правило, учиться делать правильный выбор гласной в этих суффиксах, понять, от чего зависит выбор гласной, уметь отличать эти суффиксы от других в слове и увидеть их значение в слове.
Попробуйте сами вывести правило.
Рассмотрите запись на доске
Перед вами два столбика со словами.
И. п.Замочек И.п. ключик
Р.п. замочка Р.п. ключика
Д.п. замочку Д.п. ключику
П.п. о замочке П.п. о ключике
Что мы сделали с этими словами?
Сравите эти два столбика и придите к выводу, когда пишется е, когда и.? Ваши гипотезы….Какой суффикс изменяется?
Что произошло с гласной? Как в русском языке называем такую гласную, которая выпадает при изменении слова?
-Сформулируйте правило: когда пишется е, когда и. Что нужно сделать со словом, чтобы понять какой суффикс выбрать ек или ик.
Проверим себя по учебнику. Рассмотрим схему упр. 272. Мы справились? 4.Закрепление:
А теперь решаем задачи по этой теме. Решая их, вы будете повторять правило и открывать новые знания.
Запишем слова: Дождь, комок, клубок, звонок, глаз, пирожок, овраг, калач, молоток, перец
Попробуйте сами сформулировать задание. Что нужно сделать со словами, чтобы прозвучала наша тема урока?
От данных слов образуйте существительные с помощью суффиксов ек и ик. Запишите полученные слова в два столбика. Выделите нашу орфограмму. ПРИДУМАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНИМ ИЗ СЛОВ.
 Проговариваем правило.
Дождь, комок, клубок, звонок, глаз, пирожок, овраг, калач, молоток, перец
Ребят, вы не заметили ничего необычного? Что происходит с некоторыми согласными в наших словах, когда мы присоединяем к ним суффиксы?
Чередование: выпишем их: к/ч, г/ж, ц/ч
Творческое задание
Работа с текстом. На доске набор предложений. Задание. Составить текст.
1)Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка.
2)Через овражек был перекинут мостик .3)В нем плескался полосатый мячик.
4)Из фонтана била тоненькая струйка воды.
5)В саду цвёл душистый горошек.
6)Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.
Раздаю листочки.
Почему это текст? Озаглавьте его.
Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка. Из фонтана била тоненькая струйка воды. В нем плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.
Выпишите слова с нашей орфограммой. Выделите орфограмму. Объясните, почему так пишется слово.
Проверка.
- О ГЕРОЯХ КАКОЙ СКАЗКИ ЭТОТ ТЕКСТ? Как вы думаете, для чего в этом тексте слова с нашими суффиксами? Какое значение придают эти суффиксы словам?
(Буратино, Мальвина – это куклы, в куклы играют дети. Игрушки для малышей имеют всегда ласковые названия. Суффиксы ек ик- уменьшительно-ласкательные. Предмет приобретает значение маленький и звучит ласково.)Работа с художественным словом. (Зачитываю строчки) 
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!
Узнали эти строчки? откуда они? Кто и кому их говорит. Кто автор этой басни?
Какое слово нас интересует? Какое значение придает суффикс в слове светик? Можно ли сказать, что в этом суффиксе выражается отношение автора к хитрой лисе. (Она подлиза. ЛЬСТИТ ВОРОНЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК.)В русской литературе множество интересных примеров, когда уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают выразить автору свое отношение к героям, событиям.
Итог: -Интересные суффиксы мы сегодня изучили?
Все ли мы сделали на уроке?
Проверим себя.
Тест.  1.В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
2.В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
3.В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
4.В каком слове есть суффикс –ИК 1)огурчик 2) диванчик 3)карманчик 4)грузчик
Проверка. Выставление оценок.
Подведем итог: с какими суффиксами мы познакомились? - Какое значение придают словам суффиксы -ЕК-, -ИК-, как правильно выбрать суффикс?
7. Ваше домашнее задание. Упр.274. (Прочитайте текст, определите его тему. Какие типы речи использованы в нем? Какие речевые задачи решаются каждым из них? Переписать текст. Найти и подчеркнуть сущ. С суфф ик, ек. Объяснить их правописание. Найти в тексте сущ. С уменьш-ласк суфф. Выписать их и провести словообразовательный анализ.
Для развития интереса к языку, повышения мотивации к его изучению я использую какой-то познавательный, увлекательный материал в виде игр, загадок, стихотворных фрагментов, который так или иначе связан с изучаемыми явлениями или единицами языка. На мой взгляд это задает особый тон урока, «держит» его эмоциональную составляющую, что поддерживает «вкус» и интерес к слову, формирует любовь к родному языку как ценности гармонии и красоты, общения и культуры.
Опять же на основе увлекательных занятий я перехожу на технологию проблемного диалога.
Например, 5 класс. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников: М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать информацию (схема, таблица, алгоритм).
Знания о языке: правильно писать НЕ с именами существительными, объяснять условия выбора написаний и обозначать их графически.
Определяем проблему урока 
Прочитайте пословицы
Недруг поддакивает, друг спорит.
Дружба верна не лестью, а правдой и честью.
Друг в беде не бросит.
Обратите внимание на правописание слов с НЕ.
Что вы уже знаете о правописании НЕ?
А что нового вам предстоит узнать?
Сформулируйте проблему урока.
Когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно? 
Решаем проблему, открываем новые знания
Какой смысл вносит не в эти предложения?
Не печь кормит, а руки. (противопоставление)
Это не галка, не сорока, не ворона. (отрицание)
Сделайте вывод, когда не с существительными пишется раздельно. 
Наиболее распространенными и действенными являются игры- упражнения. Опять же, после игры начинается проблемный диалог учителя и учеников. 
Игра под названием «Эстафета»: в игре принимает участие весь класс в составе трёх команд (по рядам). Каждый ряд получает карточку со словами или словосочетаниями по числу учащихся. Каждый ученик должен определить часть речи у данных слов и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю, который проверяет работы и обращает свое внимание, что возможно задания у каждого ряда выполнены неверно. Если это новая тема «Причастие как часть речи», то ученики напишут часть речи прилагательное. И здесь возникает проблемный вопрос: А как определить часть речи у данных слов? Как не спутать их с прилагательными? Что необходимо при этом знать?
Материал: краснеющее яблоко, поющие птицы, осыпанные цветами, лопнувшие почки, бегущие ручьи, подтаявший снег, тающий снег, изменившаяся природа, посыпанные песком дорожки, приезжавшие знакомые, закатившийся мяч, сверкающие капли, плывущие облака, крутящиеся шары.  Материал в виде стихотворного фрагмента, который можно использовать на уроках русского языка по теме: Местоимения
Как-то кто-то у кого-то
Попросил зачем-то что-то,
Сам не зная для чего,
Беспокоил кой-кого.
Он хотел лишь что-нибудь
Раздобыть и умыкнуть,
Чтобы некто нечто взял
И кому-нибудь отдал.
-Выпишите все известные вам местоимения. Что обобщает большинство местоимений? (это неопределенные местоимения) 
Материал, который можно использовать на уроках русского языка по теме: Текст. (введение в тему)
На доске записаны слова: устный, блестеть, Кремль, рассвет, лестница.
-Подчеркните в этих словах орфограммы. И у вас получится слово, которое будет ключевым на уроке. 
Важной особенностью моей работы является создание психологически комфортной атмосферы, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их проявлению и развитию. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.