Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка














«Дифференцированный подход
в обучении на уроках русского языка
как один из способов развития индивидуальных способностей младших школьников»

















Театр начинается с вешалки, а первые школьные годы – с начальной школы. Первые кирпичики фундамента знаний закладываем именно мы, учителя начальных классов. Насколько осознанно и прочно усваиваются знания учащимися, зависит успех обучения в среднем и старшем звене.
Школа для ребенка – большой, каждодневный, изнуряющий труд. Возможность достижения учебного успеха у ребенка, независимо от уровня его подготовки, интеллектуальных способностей, семейного и социального положения во многом зависит от учителя.
Современная школа должна быть развивающей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. обращаться к индивидуальным его особенностям. Поэтому одной из важнейших проблем в современной начальной школе является дифференцированный подход к каждому ученику.
Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможности и способности.
Плюсы такой дифференциации налицо:
Исключаются уравниловка и усреднение детей;
Повышается уровень « Я – концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, а слабые получают возможность испытывать учебный успех;
Повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
Уменьшаются нагрузки на детей;
Практически отпадает проблема неуспеваемости – каждый учится так, как может;
Становится реальным усвоение каждым ребенком образовательного минимума;
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
В разноуровневом классе на интерес учащихся к изучению нового материала оказывают влияния различные условия: наполнение познавательных потребностей новым содержанием, включение элементов занимательности, новизны, творческих заданий, заданий с элементами поиска, создание проблемных ситуаций.
Учебный процесс я стараюсь строить так, чтобы у детей формировалась положительная мотивация учения, чтобы ученик с разными способностями и подготовкой мог испытывать на уроке успех.
С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я поняла, что дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Поэтому, для меня выбранная тема по самообразованию, очень актуальна.
Изучив психологические особенности своих учащихся совместно с психологом, я пришла к выводу, что дети моего класса отличаются разными способностями, интересами, особенностями темперамента, свойствами мышления и памяти, многие имеют ослабленное здоровье.Часть детей требует обучения в быстром темпе, на высоком уровне, а часть в замедленном темпе.
Перед изучением большой темы проводится диагностика по выявлению уровня обучаемости и, по завершению темы уровня обученности.
Методика определения уровня обучаемости
Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут работы.
Учитель перед изучением нового повторяет изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний.
Учитель объясняет новый материал.
Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях.
Учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся.

Задания для самостоятельной работы учащихся
Напишите, что вы узнали нового.
Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
Выполните задание по образцу.
Выполните задание в измененной ситуации.
Примените полученные знания в новой ситуации.
Как только несколько учащихся из класса выполняют все задания, необходимо их проверить. Если они выполнены верно, то можно говорить о высоком уровне обучаемости этих детей. Если справились с четырьмя заданиями – то это второй высокий уровень обучаемости. Если выполнены три и менее заданий – первый уровень.
Уже в первом полугодии второго класса я стала давать детям уровневые задания. Это очень сложная работа и для ребенка, и для учителя. Дети не сразу могут выбрать для себя нужный уровень, многие старались взять более высокий уровень и не справлялись. Нужно осторожно объяснить каждому, что важно правильно справиться с выбранным заданием, доказать свою точку зрения, верно оценить себя. Чтобы ребенок не потерял интерес к учению, нужно с первых минут урока его замотивировать. Создание благоприятных условий, своевременное стимулирование учащихся, грамотно подобранные методы и приемы – необходимое условие для мотивации учения. С этой целью на своих уроках включаю задания на развитие логического мышления, классификацию, создаю проблемные ситуации, ситуации «с затруднением», которые выводят детей на учебную дискуссию.
Педагог при этом выступает в роли участника дискуссии. Метод групповой дискуссии дает большой эффект на уроке так как позволяет учащимся высказать собственную точку зрения, уметь ее обосновывать, обогащаться новой информацией, получать опыт участия в поиске решения проблемы в группе. В речи детей постоянно звучат фразы: «Я согласен», «Я полагаю», «Я считаю», «По моему мнению», «Я думаю что прав, потому что» и т.д.
В основе проблемной ситуации лежит противоречие между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью этого сделать.
Например : при изучении имени существительного во втором классе предлагаю детям следующие задания
- измените по родам следующие слова : снег, молоко, ворона ;
- поставьте слова во множественное число : парта, игра, окно, очки, книга, пальто ;
При изучении наречия :
- определите какой частью речи являются слова в предложении : Издалека доносился раскат грома. ( наречие еще не знают).
Свой урок стараюсь построить так, чтобы дети сами вышли на целеполагание, то есть сами поставили цели на урок и могли их реализовывать. На протяжении урока дети отмечают свое место по достижении цели урока на «волшебной дорожке», что создает условия для самонаблюдения и самоанализа.
Ощущение успеха на уроке, свое продвижение по «волшебной дорожке», формирует положительные познавательные мотивы и потребности, что в свою очередь дает положительные результаты в развитии и обучении детей. При выполнении уровневых заданий ребята выставляют самооценку в листах контроля (рефлексивный лист), при помощи которых я имею возможность проверить объективность оценивания.
Учитель должен глубоко понимать не только содержание урока, т.е. что нужно усвоить детям, но и осознавать выбор методов и приемов обучения – как помочь с наибольшей пользой сильным и слабым детям овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, как сохранить у ребят эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию.
Постановка задач на каждом этапе урока, перед каждым видом упражнений, позволяет мне, уже при подготовке к уроку, четко определить конечный результат деятельности учащихся, предвидеть трудности, которые могут возникнуть у тех или иных детей, подобрать определенные задания, которые помогают одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным, третьим – утвердиться в чем-то.
Основная постановка учебно-познавательных и воспитательных целей и задач перед каждым уроком необходима учителю как первый шаг к педагогическому мастерству.
Вот некоторые виды и формы учебно-познавательных задач, которые я ставлю перед детьми.
- проверим, все ли из вас правильно выполнили домашнее задание
- давайте посмотрим, кто лучше других научился (находить безударную гласную в корне, определять место имени существительного в предложении и т.д.)
- давайте определим, у кого из вас получился более интересный рассказ.
Детям нравятся и такие обращения:
- встаньте все мальчики и хором прочитайте свой ответ.
- выйдут к доске только те, у которых имя начинается с буквы «С».
Такие обращения активизируют познавательную деятельность детей. Если перед определенным этапом урока или видом упражнения ставится учебно-познавательная задача, то в конце проведения данной работы обязательно нужно подвести микроитог, проанализировать и оценить результаты ее выполнения.
Среди дидактических целей урока обязательно выделяется ведущая цель, определяющая логику всего урока.
Основой организации уровневой дифференциации является самостоятельная работа. Ученики выполняют задание различного уровня сложности. Слабоуспевающим учащимся предлагаются задания, в которые включаются алгоритм действия или образец выполнения работы. Обучение детей с низким уровнем развития происходит не со снижением объема материала, а за счет усложненных заданий из пройденного материала. Это дает им возможность повысить степень самостоятельности, находить способы решений, сравнивать, обобщать, контролировать себя. Проблема обучения хорошо успевающих школьников включает формирование устойчивого интереса как мотива учебной деятельности.
После того, как дети приступают к самостоятельной работе, выясняю испытывает ли кто-то затруднение и оказываю дозированную помощь.
Стимулирующую помощь оказываю ученику, если он не включился в работу (ободрение, повторное разъяснение задания). Направляющая помощь необходима, если стимулирующая оказалась неэффективной (даю подсказку, помогающую облегчить выполнение задания).
Обучающая помощь оказывается слабым ученикам, взявшим первый уровень (беседа, в которой учитель намечает последовательность действий, а ученик осуществляет их на конкретном материале).
Дифференциация на основе выбора уровня способствует формированию у младших школьников прогностической самооценки. Еще до начала работы над заданием ученику нужно оценить свои возможности в его выполнении. В своем классе я предлагаю это сделать так: « Ребята, выберите задание себе по силам и отметьте на полях как вы полагаете справитесь с ним – легко Л, трудно Т, сомневаюсь ? ». Иногда усложняю оценочную ситуацию. Не сообщаю какие задания проще, а какие – труднее. Учащимся необходимо самим оценить уровень сложности заданий и соотнести его со своими возможностями. При проверке работ я вижу, у кого возникли затруднения, над чем ещё необходимо поработать. С помощью «листа контроля» в конце каждого урока дети определяют на сколько ими усвоен материал. Индивидуальные нормы при оценке работы учащимися (каждое достижение ребенка рассматриваю в сопоставлении с его предшествующим результатом) позволяют выявить пробелы и наметить перспективы развития каждого ученика. Такая ситуация выбора влияет на становление у детей положительной учебной мотивации, уменьшает боязнь неуспеха и страх перед опросом у более слабых детей.
Успешно решать проблемы уровневой дифференциации помогают групповые методы работы:
- работа в парах постоянного и сменного состава
- работа в группах
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- организацию совместных действий ведущих к активизации учебно-познавательного процесса
- взаимопонимание
- рефлексию
- распределение «ролей» в группе
- обмен способами действий, ведущих к выполнению заданий
Во время групповой работы учитель выполняет разные функции: контролирует ход работы в группах, регулирует споры, в случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Обязательным требованием групповой работы является выполнение задания всеми учениками. Такая работа эффективна на этапе овладения знаниями, умениями и навыками в сходных ситуациях (10-12 минут), при проверке выполнения классного или домашнего задания (3-5 минут), во время опроса (5-7 минут), при выполнении устных упражнений (3-5 минут). В парах сменного состава дети находят себе партнера по цветовому сигналу, в парах постоянного состава партнеры сидят за одной партой. Разумеется, что выбор групп идет с учетом индивидуальных особенностей ученика.
Задание в группах могут быть разной степени трудности, разные по объему, комплексные.
Продумывая домашнее задание , уделяю внимание развитию творческой деятельности учащихся: написание свободного сочинения, придумывание сказок, игр, кроссвордов, ребусов и т.д.
Например :
Запишите, какими бывают : улыбка
песня
походка
взгляд
С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.
Угадайте о чём я предлагаю написать Вам маленькое сочинение, а) у этого слова есть родственные слова : снежный, снежинка, снежок.
б) такая же приставка как в этих словах : подход, подпись, подъезд, подземелье
в) и суффикс как в словах : грибник, лесник, ученик, школьник.
Предлагаю детям написать сочинение на заданные темы:
- Если бы я сидел на волшебной парте
- Зачем я учусь
- Что такое доброта
- Зачем людям речь
- О чём расскажет осенний лист
- Что меня радует, а что огорчает
- Моё самое заветное желание
Я веду четкое отслеживание, что «берут» мои дети. Без специального отслеживания трудно представить действие учителя и успешность освоения предмета учащимися. Опираясь на технологию мониторинга в системе « ученик – учитель», я наблюдала продвижение своего класса и пытаюсь раскрыть деятельность учителя, контролирующего учебный процесс. Изучаю обученность и обучаемость своих детей, что позволяет мне оценивать результативность и качество обучения и прогнозировать успешность обучения на последующих этапах. Письменные и контрольные работы – один из способов измерения обученности и обучаемости. Отслеживание основных тем в русском языке вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает наметить план коррекции.
По результатам мониторинга делю учащихся на условные группы - высокий, средний, низкий.
Таким образом, мониторинг отслеживания орфографической грамотности позволяет :
- получение объективной и достоверной информации о состоянии грамотности учащихся ;
- большая возможность для коррекции зон для учащихся;
- возможность прогнозировать успешность обучения.
В процессе своей работы я продолжаю заниматься самообразованием, изучать современные педагогические технологии. В своей дальнейшей работе планирую применять технологию уровневой дифференциации в третьем и четвертом классах, а также на уроках математики.



























13PAGE 15


13PAGE 141115








15