«Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка»

Выступление на педсовете: «Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка»

В своей работе я ищу ответ на злободневные педагогические вопросы: как эффективно организовать работу на уроке русского языка, чтобы помочь учащимся сразу включиться в процесс усвоения знаний? Как помочь ученику в его становлении как личности?
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Диагностика, проводимая мною, показала, что в классе, где я работаю, не все учащиеся умели извлекать и перерабатывать учебную информацию, затруднялись выделять главную мысль изучаемого материала.
Учебное занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Чтобы урок «сработал» как здоровьесберегающий, адаптивный, опираюсь на методику профессора П.И.Третьякова «Уровневая дифференциация учебного процесса».
Для обеспечения активности учебно-познавательной деятельности использую активные формы обучения: групповую, парную, индивидуальную.
Особенность организации групповой работы учащихся на уроке:
класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща.
учитывается и оценивается индивидуальный вклад каждого члена группы.
Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый ученик продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Учащиеся начинают с первого уровня, а затем сами решают, стоит ли переходить к заданиям следующего уровня. Главным достоинством заданий является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Такие задания гарантируют каждому ученику положительную отметку. В то же время любой ученик получает возможность двигаться к более высокой отметке, а не просто получать ее за выполнение одинакового задания. Работа завершается по сигналу учителя. Учащиеся самостоятельно оценивают себя (мягкий контроль).
Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:
проблемность (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности);
исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
создание мотивации (активная мыслительная деятельность).
Самостоятельная работа осуществляется при выполнении различных заданий по уровню сложности:
I уровень (сильные учащиеся) – даю карточку, предлагаю самостоятельно вывести правило и подобрать собственный иллюстративный материал, проанализировать, сопоставить, чтобы сделать обобщение, составить таблицу (возможно в парах).
II уровень (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают материал, формируют вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам.
III уровень (наиболее слабые учащиеся) – работают над изучаемым материалом по заданному плану, готовят устные ответы к каждому пункту плана.
Овладеть теоретическим материалом учебника помогают и опорные схемы. Они отражают основное содержание изучаемого и помогут учащимся (особенно I и II уровней) строить монологические высказывания при изложении теоретических сведений.
Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся как работа в парах постоянного и сменного состава. Работу можно провести следующим образом:
- один участник выполняет задание, а второй контролирует выполнение и оценивает правильность, указывает при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.
- или ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся сидящие на одной парте, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Организую обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самым дети учатся, обучаясь и обучая.
Уровень успешности отслеживается по листку контроля, куда выставляются отметки за свою работу, после чего подводятся итоги.
Дифференцированный подход использую и при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
На уроках создаю условия для обучения через совместный анализ ошибок и различные виды контроля.
К - контроль учителя;
СК - самоконтроль;
ВК - взаимный контроль;
ВСК - внутренний самоконтроль (возможен, когда правильные учебные действия сформированы и необходимость во всех видах внешнего контроля отпала).
Постановка задач на каждом этапе урока, перед каждым видом упражнений, позволяет мне, уже при подготовке к уроку, четко определить конечный результат деятельности учащихся, предвидеть трудности, которые могут возникнуть у тех или иных детей, подобрать определённые задания, которые помогают одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным, третьим – утвердиться в чем-то.
Дифференциация на основе выбора уровня способствует формированию у младших школьников прогностической самооценки.
С целью сохранения психо-физического здоровья учащихся использую различные виды поддержки и помощи:
- социальная (стартовые возможности в обучении)
- педагогическая (право выбора уровня обучения)
- валеологическая
- психологическая (комфортность)
Применяя технологию уровневой дифференциации в учебной деятельности, учащиеся стали проявлять больший интерес к изучению русского языка, у многих повысилась грамотность письма, учащиеся стараются преодолевать трудности, научились видеть проблемные ситуации и устанавливать пути ее разрешения, ставить цель к выполняемой работе, выдвигать гипотезы.
В заключении хотелось сказать, что использование новых педагогических технологий, в частности применение уровневой дифференциации позволяет сохранить здоровье учащихся, учитель всегда должен помнить о том, что «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.» ( Т.Картейль )
Именно мы, учителя, должны сберечь это произведение на протяжении обучения в школе. Поэтому весь учебный процесс в нашей школе строится по принципу: «Учёба – ради здоровья, а не за его счёт» (Сократ)



15