План кружка по правовым знаниям Я и Закон
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «__31 __» августа 2015 года
Председатель педсовета
____________ Балакирева О.С.
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок по правовым знаниям
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности)
(кружок)
«Я и закон»
(наименование)
2015-2016
(срок реализации программы)
5-11 классы
(возраст обучающихся)
Жупан Галина Александровна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для подростков девиантного поведения. Занятия проводятся с элементами психологического тренинга с обучающимися подросткового возраста по ознакомлению извлечениями из Уголовного, Административного и Гражданского кодекса РФ, по формированию умений и навыков выхода из конфликтных ситуаций.
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остаётся актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, школа, общество. Предупреждение правонарушений – главное направление в борьбе за укрепление законности и правопорядка. Подростки чаще всего сталкиваются с ущемлением их законных прав и интересов, обманом вовлекаются в организованные формы преступности. Именно поэтому в школе организована работа по правовому воспитанию, которая направлена на оказание правовой помощи детям.
Актуальность работы кружка: определяется актуальной тематикой, злободневной, насущной, важной, необходимой.
Цель: воспитывать законопослушных граждан, формирование навыков принятия эффективного решения выхода из конфликтных ситуации, формирование основ правовой культуры.
Наиболее ощутима тесная связь программы «Я и закон» с трудовым правом в охране трудовых и производственных прав граждан, обеспечении безопасных условий труда. Программа кружка «Я и закон» направлена на оказание правовой помощи, социально-психологической поддержки детям. На занятиях дети знакомятся с правами детей, с нормативными документами, практическими советами для тех, кто вступает в самостоятельную жизнь.
Задачи:
познакомить детей с основополагающими правовыми понятиями, опираясь на полученные в школе знания по гуманитарным вопросам;
дать представление о гражданских, политических и социальных правах человека через ознакомление с основными законами Российской Федерации, главным законом государства – Конституцией Российской Федерации;
формировать у обучающихся стремление качественно выполнять свои обязанности школьника, члена кружка, секции.
знакомить обучающихся с Уголовной ответственностью несовершеннолетних, с видами наказаний и с другими статьями УК РФ, по которым наиболее часто привлекаются несовершеннолетние;
-развитие способностей конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
-формирование навыков анализа ситуаций, мотивов, поступков других людей;
-совершенствование навыков понимания себя и отношения к себе, своей жизни с должным уважением, умения быть независимым, отстаивать свои позиции конструктивными способами, - знакомство со статьями Административного кодекса.
Формы работы:
- беседы;
- экскурсии:
- игры-тренинги;
- тестирование, анкетирование;
- практическая работа с использованием раздаточного материала
- ежегодное участие в областном конкурсе «Мои права».
В качестве оценивания эффективности проведения занятий по программе «Я и закон» и определения уровня усвоения программного содержания воспитанниками, используются следующие методы: контрольные срезы; игры; тестирования; опросы.
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка.
В содержании кружка рассматриваемые темы сочетаются таким образом, что полученные обучающимися теоретические знания закрепляются и проверяются экспериментально, на практике. С этой целью в данный курс включены задания, посвященные самодиагностике, а также элементы психологического тренинга, ролевые игры, анализ ситуаций, получение обратной связи.
В данной программе рассматриваются и анализируются конфликтные ситуации, как в повседневном, так и в деловом общении. Обучающиеся знакомятся причинами и последствиями конфликтов, со стилями поведения в конфликте. С помощью предлагаемого для самодиагностики теста, они оценивают собственную конфликтность и свойственные им стратегии поведения в конфликтной ситуации. Изучаются механизмы психологических защит. Школьники получают знания об истинном смысле вербальной агрессии и на практических занятиях отрабатывают приемы конструктивного разрешения конфликтов, руководствуясь знаниями законов.
Сроки реализации кружка: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Учебно-тематический план кружка «Я и закон»
№
Содержание
Дата
Количество часов
теория
практика
всего
1
2
3
4
5
Что такое закон. Какие закої°ны должен знать каждый.
По
плану
Факт
1
2
1
Беседа: «Зачем людям нужны законы». Работа с пословицами: Не в свои сани не садись; семь раз отмерь, один отрежь; в чужой монастырь со своим уставом не ходя и другие.
03.09
17.09
1
1
2
Знакомство с основными законами Российской Федерации: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ. Понятие закона. Гражданский кодекс РФ. Кодекс об административных правонарушениях РФ. Проведение контрольного опроса.
10.09
24.09
1
1
Соблюдение законов – обязанность каждого гражданина.
1
2
3
3
Знакомство с Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка. Рассмотрение разделов Конституции. Основы конституционного строя.
17.
09
01.
10
1
1
4
Права и свободы человека и гражданина.
24.
09
01.
10
1
1
5
Практическое занятие по усвоению материала.
Беседа: Какие права ребенка Вы знаете по Конвенции ООН о правах ребенка?
01.
10
08.
10
1
1
Что такое право?
1
1
2
6
Медиалекция «Что такое право? Отличие правовых норм от иных социальных»
08.
10
15.
10
1
1
7
Источники права
Беседа как найти нужный закон?
15.
10
15.
10
1
1
Семья. Родители. Дети.
1
1
8
Права и обязанности родителей и детей
22.
10
22.
10
1
1
Права ребенка
2
1
3
9
Беседа: Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права и обязанности. На, что люди имеют права и на, что не имеют? Что они обязаны делать и, что не обязаны? В ходе беседы у воспитанников формируется убеждение в необходимости знаний законов и моральных норм и их соблюдение.
29
.10
29.
10
1
1
10
Беседа: Права и обязанности обучающихся. Проведение анкетирования по усвоению пройденного материала.
12.
11
1
1
11
Конвенция о правах ребенка. Оформление плаката из рисунков детей.
19.
11
1
1
Общество и человек.
1
1
12
Общество и человек. Что такое общество. Закрепление пройденного материала. Словарный диктант.
26.
11
1
1
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
2
2
13
«Наркотики – путь в никуда» , ст.150-151 УК РФ,
03.
12
1
1
14
Уголовная ответственность несовершеннолетних»
10.
12
1
1
Административная ответственность.
1
1
15
«Остановись у преступной черты» . Административная ответственность несовершеннолетних
17.
12
1
1
16
Выпуск газеты «Что ты знаешь об административной ответственности для подростков?»
2
2
Профилактическая работа с девочками-подростками.
2
2
1
Женская привлекательность
24.
12
24.
12
1
1
2
Табакокурение
14.
01
14.
01
1
1
Гражданская ответственность.
4
1
5
3
Гражданская ответственность родителей. Табакокурение.
21.
01
21.
01
1
1
4
Психологический практикум
28.
01
28.
01
1
1
5
Проступок, правонарушение и преступление.
04.
02
04.
02
1
1
6
Гражданский кодекс РФ. Извлечения из Уголовного, Административного Гражданского кодекса РФ,
11.
02
11.
02
1
1
7
« Токсикомания» Другие статьи УК РФ, по которым часто привлекаются несовершенно летние.
18.
02
18.
02
1
1
Здоровье школьника.
1
2
8
Режим дня и рациональное питание школьников.
Просмотр фильма «Здоровое питание»
25.
02
04.
03
25.
02
04.
03
1
1
1
Разрешение конфликтов.
3
2
5
9
Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок.
11.
03
11.
03
1
1
10
Урок-конференция «Молодежь против наркотиков»
18.
03
18.
03
1
1
11
Разрешение конфликтов без насилия.
01.
04
01.
04
1
1
12
Причины конфликтов и психологические защиты.
08.
04
08.
04
1
1
13
Игра «Путешествие в страну зеленого змея»
15.
04
15.
04
1
1
14
Тренинговое занятие «Противостоять агрессии»
22.
04
22.
04
Психологическая помощь.
1
4
5
15
Любовь и дружба. Анкетирование «Нравственность и воля человека»
29.
04
29.
04
1
1
16
Создание позитивных дружеских отношений. Арттерапия «Я могу»
06.
05
06.
05
1
1
17
Подведение итогов «Трудности в школе и их преодоление»
13.
05
13.
05
1
1
18
Итоговое занятие. Проект «Зона риска»
21.
05
27.
05
21.
05
27.
05
2
2
Содержание программы:
*Уголовная ответственность несовершеннолетних;
* Права и обязанности обучаемого;
*Административная ответственность;
*Профилактическая работа с девочками-подростками;
*Гражданская ответственность;
*Здоровье школьника;
*Разрешение конфликтов;
*Психологическая помощь.
Основные виды деятельности:
-знакомство с законами РФ;
-решение конфликтных ситуаций;
-работа с текстами;
-решение тестов.
Предполагаемые результаты:
-повышение правовых знаний;
- повышение уровня культуры в общений;
-формирование умения самостоятельно решать проблемы;
-развитие коммуникативной компетентности детей;
-формирование позитивного отношения школьника к ценностям нашего общества и к социальной .реальности в целом.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
/I/ Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1/Семейный кодекс РФ.
2.Уголовно-исполнительный кодекс РФ
3.Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. Издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград, 2006 год
4. Картушина Е.П., Т.В. Романенко «Психологический комфорт в школе. Как его достичь». Издательство «Учитель», 2009 год
5. Кулич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимостей» 8-11 классы. Москва . «Вако». 2008 год
6. Соколов Я.В. «Наш выбор: здоровый образ жизни». Пособие для 7-9 классов, Москва, 2010 год.
7. Соколов Я.В. «Закон и ответственность». Пособие для учащихся. Москва, 2010 год.
Экранно-звуковые пособия.
.Документальные фильмы «Общее дело»:
1. «День рождения».
2. «Большая алкогольная болезнь»
3. «Алкоголь преступление».
4. «В прятки со смертью».
5. « Вкус сыра из мышеловки».
6. «Незримая война».
15