Практико-ориентированные задачи на уроках математики


ФИО: Андреева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: Павловская гимназия
Контактная информация: +7 (916) 362-92-01
e-mail: AndreevaTN@pavlovo-school.ru
Практико-ориентированные задания на уроках математики
(из опыта работы)
В современных условиях возрастает роль таких качеств ученика, как самостоятельность при выполнении учебных действий и принятия решений. Важно также формировать умение использования приобретённых знаний в практической деятельности для решения прикладных задач в повседневной жизни.
Учебники по математики содержат достаточное количество задач на нахождение величин (длины, площади, объема и др.), но в этих заданиях чаще всего определены условия и вопрос. Для нахождения вопроса, ученику лишь следует действовать исходя из известного для него алгоритма, опираясь на решение однотипных заданий.
В заданиях, которые мы предлагаем использовать на уроках математики ставятся учебно-практические задачи. В таких заданиях не определено условие, нет готовых величин, они содержат лишь материал-источник для их получения и проблему-задание. Цель таких заданий – не только проверить сформированность предметного умения, но и разобрать путь решения проблемы, рациональность выбранного пути, умения планировать работу в мини-группах и индивидуально, умения сотрудничать, получать в процессе работы экспериментальные навыки.
Примером такого задания может служить задание «Квартира». В задании ученикам предлагается на макете квартиры обклеить стены двух комнат «обоями» и застелить пол «ковровым покрытием». Все макеты для групп изготовлены по единому образцу. Последовательность изготовления указана и проиллюстрирована в приложении. Для выполнения задания отводится 2-3 урока в 3 или 4 классе.
Для формирования бригад по отделке помещений проводится жеребьёвка. Оптимальное количество – 3 человека в группе.
Дети в группах планируют последовательность выполнения работы. Они могут выбрать отделку стен и пола в одной комнате на первом этапе, а затем полную отделку второй комнаты на следующем этапе. Могут пойти другим путем: сначала обклеить все стены, только потом заняться полом. Важно: учитель не даёт никаких подсказок вариантов планирования работы.
Одна из сложностей задания в том, что пол в основании квартиры – круг. Для того, чтобы справиться с «настилом коврового покрытия» в двух комнатах, необходимо работать с кругом, предварительно узнав радиус. Выполнить эту часть задания тоже можно разными вариантами: выбрав квадратную заготовку и вписав круг, затем разделив его на сектора. Или отдельно изготовить из прямоугольника полукруг для первой комнаты и сектор для другой. Но, несмотря на отсутствие таких заданий в учебнике, дети знакомые с радиусом и диаметром, могут справиться с этой проблемой. Также важно учителю не давать подсказок! Группам разрешено общаться между собой. В случае затруднения, можно обратиться к детям другой группы за советом.
Задания, связанные с оформлением стен, знакомы детям по заданиям учебника. Они сводятся к нахождению площади прямоугольника или разницы площадей.
При выполнении работы важны точность, аккуратность, рациональность выбранного алгоритма. Крайне важно обсуждать в конце каждого урока, что было запланировано, какой путь решения принят, сложности выполнения задуманного, как их преодолевали, какая часть работы оставлена на следующий урок.
Приложение1
Изготовление макета «Квартира»
Необходимые материалы: коробка из-под офисной бумаги А4 (2 шт.), линейка, карандаш, ножницы, циркуль.
Разверстку коробки разметить и вырезать деталь. Из одной коробки получается 1 деталь (рис.1,2)

рис.1 рис.2
Размеры прямоугольной стороны 30 см х 24,5радиус закруглённой части 15 см.

Рис.3 рис.4
Одну из деталей разметить по образцу. Сделать прорезь от края фигуры до центра. Для удобного сгиба прямоугольной части сделать легкий надрез по линии (рис.3)

Вторую деталь разметить по чертежу (рис.4), вырезать «окно».
Скрепить две детали монтажным скотчем так, чтобы стены первой комнаты (без окна) были под углом 180 градусов; угол между стенами другой -120 градусов (рис.5)

Рис.5 рис.6 Решение таких прикладных задач – небольшие предметные проекты, которые раскрывают тесную связь между математическими законами и жизненными ситуациями, повышают интерес к предмету, способствуют более глубокому усвоению материала.