Конспект урока на тему Роль языка в жизни общества (5 класс)


Роль языка в жизни общества
(конспект вводного урока по русскому языку в 5 классе)
Автор: Пых Н.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Андреевская СОШ»
УМК под редакцией В.В. БабайцевойЦель, направленная на реализацию предметных результатов: обеспечить формирование представления у учащихся о том, что язык – универсальное средство общения, что владение родным языком – признак культуры человека, залог успешности его общения с другими людьми.
Цель, направленная на реализацию метапредметных результатов: способствовать развитию аналитического и критического мышления учащихся, их коммуникативных умений средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;
Цель, направленная на реализацию личностных результатов: через работу с текстом создать условия для воспитания в учащихся бережного отношения к родному языку.
Ход урока
Приветствие.
Знакомство с темой урока, которая записана на доске следующим образом: «Роль … в жизни общества».
Ребята, я прошу вас помочь мне отыскать спрятавшееся слово. Что объединяет все иллюстрации? (Язык колокола, язык как орган вкуса, язык пламени, язык жестов) Почему такие разные понятия названы одинаково?
1701165166370
397764086995
22479097155

2377440222250
Запись темы урока. Как вы думаете, с каким из понятий мы будем работать на нашем уроке? Если предложенная информация недостаточна, обратитесь к толковому словарю. (Язык как средство общения)
Словарная работа (упражнение № 2). Докажите, что слова «общение», «общительный», «общающийся» однокоренные. Запишите следующее предложение, вставив в него глагол того же корня.
Без языка люди не могли бы … друг с другом.
Согласны ли вы с этим утверждением или считаете, что можно общаться без языка? (В ходе ответов класс делится на две группы)
Погружение в эксперимент. Я предлагаю вам сейчас провести небольшой эксперимент: попробовать пообщаться вербальным и невербальным способами.
Игра «Толкалки»: учащиеся движутся по классу, наталкиваются друг на друга, но не произносят при этом ни слова.
Попробуйте только при помощи жестов, мимики передать нам какое-либо сообщение, рассказать о своём настроении.
33134304953043688038735
Работа со словарём В.И. Даля (упражнение № 5). Выпишите из словарной статьи «Язык» понравившиеся вам пословицы, объясните их смысл вначале при помощи жестов, мимики, а затем при помощи слов.
Выводы. Понравилось ли вам общаться невербальным способом? Какой способ общения, на ваш взгляд, удобнее? Дополните и запишите предложение (упражнение № 7):
Основным средством общения между людьми, передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому является …
Работа с текстом (Текст даётся в виде 4 фрагментов, которые надо собрать. Работа выполняется в парах) При чтении получившегося текста используйте маркировку: «v» - уже знаю, «+» - новая информация, «?» - вопросы, возникшие в ходе чтения. В настоящее время на Земле существует около 5000 языков (реестр Лингвосферы). Их можно разделить на живые и мертвые.
Живые языки — это языки, которые служат для общения в настоящее время. Они подразделяются на языки, имеющие письменность, и языки бесписьменные. Большинство языков (русский, английский, французский, испанский, немецкий, китайский и другие) имеет две формы общения: устную и письменную. Некоторые языки Африки, Азии до сих пор письменности не имеют.
Мертвые языки — это языки, которые сохранились лишь в литературных памятниках. К таким относится, например, латинский язык, на котором говорили жители Римской империи; это язык научных трактатов, ораторских выступлений, художественных произведений. В настоящее время латинский язык используется в биологии, медицине, изучается филологами.
Количество живых языков сокращается со средней скоростью один язык в две недели. В настоящее время около 400 языков считаются исчезающими.

(В ходе обсуждения прочитанного приходим к мысли о том, как важно, чтобы наш родной язык остался живым языком.)
Прослушайте текст (текст читается дважды, задание даётся перед вторым прочтением). Определите главную мысль текста. Сформулируйте и запишите несколько советов для своих одноклассников, следуя которым, на ваш взгляд, можно научиться хорошей речи. Сравните свой ответ с точкой зрения Д.С.Лихачёва.
Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком…
Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Бывает так, что человек не говорит, а „плюется словами“. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – … (прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.)
Д.С.Лихачёв
Предполагаемые выводы. Необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком. Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья, любить свой родной язык и охранять чистоту русского слова!
Синквейн на тему «Родной язык»
Домашнее задание.
Упражнение № 3: Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Ответьте на вопрос: почему важно грамотно писать?
Упражнение № 6: Со словами, данными на полях (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста), составьте и запишите предложения. Ответьте на вопрос: как эти слова помогают в общении?
Упражнение № 10: Запишите отрывок из стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык» и поразмышляйте, о каких чудесах говорит писатель.