Конспект урока по русскому языку на тему Роль языка в жизни общества (6 класс)


Тема урока: «Роль языка в жизни общества».
Цели и задачи:
Дать понятие о роли языка в жизни общества и человека, о функциях языка, о происхождении языков, их распространении, сфере употребления, численности.
Развитие творческих и исследовательских навыков учащихся.
Воспитание уважительного отношения к родному языку.
Воспитание культуры общения.
Формирование у учащихся собственной точки зрения на основе языкового материала.
Эпиграф к уроку:  
Я люблю свой родной язык!Он понятен для всех,Он певуч,Он, как русский народ, многолик,Как держава наша, могуч,Для больших и для малых странОн на дружбу,На братство дан. (А.Яшин)
Ход урока
Орг момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни человека и общества.
- Как вы думаете, язык играет разные роли в жизни человека и общества или одну?
- А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "язык"?
- А теперь рассмотрим ваши ассоциации и сформируем на основе их сходства группы. Вот что у нас получилось:
1 группа: Язык - это система слов.
2 группа: Язык - это стиль.
3 группа: Язык - это речь.
4 группа: Язык - это система знаков.
5 группа: Язык - это орган вкуса.
Изучение нового материала
РАБОТА С КАРТОЧКОЙ
Русский язык неисчерпаемо богат. В нём великое множество слов, и каждое имеет своё неповторимое значение. Послушайте древнюю притчу.
(Читает заранее подготовленный ученик.)
Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжёлую тележку, доверху груженную камнями.
- Что ты делаешь, добрый человек? – спросил у него путник.
- Не видишь, я надрываюсь, толкаю тяжёлую тележку, - неприветливо ответил тот.
Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил:
- Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье.
И третьему путник задал всё тот же вопрос:
- Что ты делаешь, добрый человек?
Третий работник остановился, отёр рукавом пот со лба, лёгкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был уложен фундамент, ответил:
- Я строю этот прекрасный храм.
- Вы, конечно же, обратили внимание, как по-разному можно описать одно и то же действие, значение , благодаря богатству оттенков и красок, существующих в нашем языке. Вот как писал об этом явлении Н.В.Гоголь: “ Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг. И, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи”.
“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной»
- писал С.Я.Маршак. И с этим трудно не согласиться.
Это наши главные помощники в работе со словом. Есть справедливое изречение: “Не тот образованный человек, который всё знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос “.
Словари помогают нам ориентироваться в мире слов, существующих в нашем языке, пополнять свой словарный запас, обогащать свою речь.
Особая роль в этом принадлежит толковым словарям. Часто их называют универсальными, ведь они содержат ряд справок о том или ином слове.
Какие толковые словари вам известны?
(Учащиеся называют “Толковый словарь живого великорусского языка”В.И.Даля, “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д.А.Ушакова, “Словарь русского языка” С.И.Ожегова.
2. СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ на тему: "ЯЗЫКИ МИРА».
- А знаете ли вы, сколько существует языков в мире?
 В мире насчитывается несколько тысяч языков. Согласно Этнологу таковых 6909, а по Реестру Лингвосферы  - 4994. Как вы думаете, почему такая большая разница в подсчетах? Это связано с подсчетом языков малых народностей и включением мертвых языков
Мёртвый язык - язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам, или находящийся в искусственном регламентированном употреблении. Обычно такое происходит, когда один язык заменяется другим языком, как, например, коптский - арабским, латинский - предок современных романских языков, древнерусский язык дал развитие восточнославянским языкам, древнегреческий - новогреческим языкам и диалектам. В некоторых случаях мёртвые языки, перестав служить средством живого общения, сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры,религии: санскрит,латинский, церковнославянский, коптский, авестийский и др.
Есть пример, когда мёртвый язык вновь стал живым, как это произошло с ивритом.
3. СООБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ "ПРИВЕТСТВИЕ". 
- Послушаем небольшое сообщение о приветствиях.
 Приветствовать друг друга - это древнейшая традиция, которая заключается в пожелании друг другу здоровья, удачи, везения. В русском языке для приветствий используются следующие слова:
Здравствуй (те)
Здорово
Здорово живете
Здравия желаю
Добрый день
Доброе утро
Добрый вечер
Привет
Приветствую (вас)
Мое (наше) почтение (устар.)
Наше вам почтение
Наше вам с кисточкой и др.
Не все эти формы являются стилистически нейтральными. Их можно сгруппировать по сфере употребления на разговорные, официально-деловые, книжные, стилистически нейтральные. Например:
Разговорные: привет, здорово, здорово живете, наше вам с кисточкой.Стилистически нейтральные: здравствуй(те), приветствую (вас).
Официально-деловое: здравия желаю.
Книжное (высокое): наше вам почтение, дай боже.
4. ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ. 
- А знаете ли вы, что в Адыгее приветствуют словами: Шъуим'афэ ш1у! – (пусть твоё утро будет добрым!), на Алтае приветствуют словами, звучащими так: "Тякши лар ба" - (все ли хорошо?). Якуты произносят: "Норуон норгуй" (привет).
В Казани при встрече произносят: "Исэнмесез" (Здоровы ли вы?). Эрзя и мокша приветствуют друг друга словом "Шумбрат" (крепкий, здоровый). Официальное приветствие чувашей "Ыра кун" переводится как "добрый день". Марийцы приветствуют друг друга словами: "Салам лийже" (здравствуйте). Башкиры при встрече говорят "Хаумыгыгыз?" (здоровы ли вы?). "Мендвт!" - говорят при встрече калмыки. И еще многие- многие другие народности, населяющие территорию Российской Федерации, имеют свои языки, свои формы приветствия. Получается, надо выучить все-все языки и диалекты, чтобы с ними общаться? Это немного: чуть больше 100 языков!
5. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА.
- Удивились? Испугались? А ведь есть универсальное средство общения. Не подскажите, какое? Русский язык изучают во всех школах России. Учитель из Адыгеи может преспокойно дать урок математики детям Якутии и они его поймут, потому что он будет с ними общаться на понятном всем им русском языке. Вот почему так важно хорошо знать русский язык всем, кто живет в России. Получается, что общение - это одна из главных функций языка, коммуникативная. Русский язык поистине является одним из самых богатых и развитых языков мира. Это язык нашей культуры.
Ведущая роль русского языка в РФ определяется его социальными функциями – это язык межнационального общения и консолидации 160 народов и национальностей России, родной язык более 80 % ее граждан. Во всем мире, включая Россию, русский язык является родным для 170 млн.человек и 350 млн. его понимают.
- А нужно ли охранять русский язык ? Почему?
Государство осуществляет заботу о сохранении русского языка: работает Совет по русскому языку при Правительстве РФ, с июня 2005 года вошел в действие Закон о русском языке, разработана и действует Федеральная целевая программа “Русский язык”, 2007 год объявлен Годом русского языка. Статус русского языка как государственного определен законом о языке. Поэтому забота об отношении к русскому языку как общенациональной ценности – дело каждого гражданина.
6. СООБЩЕНИЕ "О МЕЖДУНАРОДНОМ ДНЕ ПРИВЕТСТВИЙ".
Известно ли вам, что есть Международный день приветствий? Он отмечается с 1973 года 21 ноября в 140 странах мира. В этот день принято приветствовать и знакомых, и незнакомых. Вот когда можно блеснуть своими знаниями и поприветствовать друзей на разных языках, например, на английском или так, как иорданцы приветствуют друг друга - marhaba (привет). Норвежцы произносят "гуддаг" (добрый день). Румыны говорят Alo. Финский "привет" - terve.
Молдавский "привет" - норок, это приветствие с пожеланием удачи. Но есть совсем экзотические приветствия, о которых тоже надо знать, чтоб не попасть в глупую ситуацию, если вдруг вам придется приветствовать кого-то в такой стране. Например, в Замбези люди при встрече хлопают в ладоши и делают реверанс, в некоторых африканских племенах трутся кончиками носов, а в африканском племени акамба в Кении плюют друг в друга.
Закрепление нового материала
7. ИГРА "УГАДАЙ".
Определите, в какой стране люди приветствуют так друг друга.
"Мярхаба" (Здравствуй), но в последние 10 лет - "Салам" - Турция.
"Барев дзез" (добро вам) - Армения.
"Гамарджоба" = Грузия.
"Бзяраш бай"- Абхазия.
Доброе утро - охаё годзаимас, добрый день - коннитива, добрый вечер - комбанва = Япония.
Добрый день -гУтен тАк, доброе утро - гутен морген, добрый вечер - гутен Абент = Германия.
Хай (Хелло), добрый день - Юна пОт = Венгрия.
Здравствуйте, доброе утро, добрый день- это все бонжУр, привет - салЮ, а добрый вечер - бонсуА = Франция.
Привет - олА, здравствуйте, доброе утро - буЭнас дИас, добрый день - буЭнас тАрдес, добрый вечер, спокойной ночи - буЭнас нОчес = Испания.
Привет - Ясу, доброе утро - калимЭра, добрый вечер - калиспЭра = Греция.
Привет - ni hao (ни хао), доброе утро - zao-цзао - цзао Ань. А вот форм добрый день и вечер, как таковых, вовсе нет = Китай.
РЕФЛЕКСИЯ
ИТОГИ УРОКА. 
1. Что же такое язык как явление?
2. Какие функции выполняет язык в жизни человека?
3. Какова роль русского языка в нашей стране и в мире?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать мини-сочинение на тему: «Роль языка в жизни общества».