РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ 2 КЛАССА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ № 625»
117449 г. Москва, ул. Шверника, дом 17, корп. 2. Телефон 8(499) 126-48-20. Email:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОГРН 1027739050866, ИНН 7727028555, КПП 772701001. Сайт гимназии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом
протокол № от г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Управляющим советом
протокол № от г.
Введено приказом № от г.
Директор ________________ Алябушева Г.В.
подпись
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК
ДЛЯ 2 КЛАССА
(4 часа в неделю, 136 часов в год)
Составители: А.В.Драпайло, Л.Б. Косорукова, А.В. Серикова, С.А.Цветкова
(учителя начальных классов)
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР______________________ _____________2016 г.
подпись Ф.И.О.
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО, протокол № _____от _____________ 2016 г.
Председатель МО _______________________ _________________
подпись Ф.И.О.
Москва, 2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык. 2 класс» разработана:
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
на основе авторской программы «Русский язык», автор С. И. Иванов, приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и возможностями УМК «Начальная школа XXI века»;
с положениями Основной образовательной программой ГБОУ гимназии № 625 (далее Образовательной программой);
с возможностями учебно-методического комплектав разработанного на основе авторской издательской программы С.В. Иванов и А.О. Евдокимова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011).
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение Следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому „языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 уч. недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в 2 классе выделяется 136 часов (4ч в неделю, 34 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами изучения русского языка являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть „слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2 класс (4 ч в неделю; 136 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
1. Фонетика и графика
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
2. Орфоэпия.( изучается во всех разделах курса)Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
3. Слово и предложение
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением имена существительные. Слова, называющие признаки имена прилагательные. Слова, обозначающие действия глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
4. Состав слова (морфемика)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
5. Лексика
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
· перенос слов;
· проверяемые безударные гласные в корнях слов;
· парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
· непроизносимые согласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
· разделительные твердый и мягкий знаки;
· правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
· правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
· правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
· раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи»
1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение
Резервные уроки
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2-ОМ КЛАССЕ
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
· парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
· изменяемые и неизменяемые слова;
· формы слова и однокоренные слова;
· однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
· предложения по цели высказывания;
· предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:
· в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
· лексическое значение слова в толковом словаре;
· основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:
· делить слова на слоги;
· использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
· подбирать однокоренные слова;
· определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
· безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;
· проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
· подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
· исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
· перенос слов;
· проверяемые безударные гласные в корнях слов;
· парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
· непроизносимые согласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
· разделительные твердый и мягкий знаки;
· правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
· раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
· устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
· определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
· различать однозначные и многозначные слова;
· наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
· подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
· наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
· применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
· применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
· подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
· определять по предложенным заголовкам содержание текста;
· составлять план текста;
· определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
· соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1. Учебник «Русский язык», 2 класс в двух частях. Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.
2. Рабочие тетради №1, №2. «Пишем грамотно»
Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.
3. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
4. Русский язык. Комментарии к урокам. Пособие для учителя Авторы Иванов С.В., А.О.Евдокимова.
Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Дата
1
Звуки речи и буквы
2
Гласные и согласные звуки и их буквы.
3
Обозначение звуков речи на письме.
4
Ударные и безударные гласные звуки в слове.
5
Согласные звуки.
6
Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
7
Звонкие согласные звуки в конце слова.
8
Сочетания жи-ши.
9
Сочетания ча-ща.
10
Сочетания чу-щу.
Разделительный мяг-кий знак (ь).
11
Слог.
12
Перенос слова.
13
Контрольная работа
14
Слоги ударные и безударные.
15
Роль ударения
16
Слово.
17
Слова, которые называют предмет.
18
Слова, которые называют признаки и действия предметов.
19
Слово и предложение.
20
Восклицательные и невосклицательные предложения.
21
Восклицательные и невосклицательные предложения
22
Окончание как часть слова.
23
Изменение формы слова с помощью окончания.
24
Неизменяемые слова.
25
Контрольная работа
26
Вспоминаем правило написания заглавной буквы.
27
Корень как часть слова.
28
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.
29
Корень как общая часть родственных слов. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.
30
Однокоренные слова.
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.
31
Учимся писать буквы согласных в корне слова.
32
Учимся писать буквы согласных в корне слова.
33
Учимся писать буквы согласных в корне слова.
34
Учимся писать буквы согласных в корне слова.
35
Учимся писать буквы согласных в корне слова.
36
Учимся писать буквы согласных в корне слова.
37
Учимся писать буквы согласных в корне слова.
38
Учимся писать буквы согласных в корне слова.
39
Корень слова с чередованием согласных
40
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
41
Суффикс как часть слова
42
Значение суффиксов.
43
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными звуками.
44
Учимся писать суффиксы –ёнок-,
-онок-.
45
Учимся писать суффиксы –ик, -ек.
46
Учимся писать суф-фикс –ость-
47
Образование слов при помощи суффиксов.
48
Учимся писать суф-фиксы имен прилага-тельных.
49
Учимся писать корни и суффиксы.
50
Учимся писать корни и суффиксы.
51
Контрольная работа
52
Приставка как часть слова.
53
Значение приставки.
54
Учимся писать приставки.
55
Различаем приставки с буквами о, а.
56
Образование слов при помощи приставок.
57
Учимся писать разделительный твёрдый знак.
58
Как образуются слова.
59
Основа слова.
60
Учимся различать предлоги и приставки
61
Повторяем состав слова.
62
Повторяем правописание частей слова.
63
Слово и его значение
64
Значение слова.
65
Повторяем правописание частей слова.
66
Текст. Заголовок текста.
67
Как сочетаются слова.
68
Значение слова в словаре и тексте.
69
Один текст – разные заголовки.
70
Учимся озаглавливать текст.
71
Слово в толковом словаре и тексте.
72
Слова однозначные и многозначные.
73
Учимся находить и проверять орфограммы в слове.
74
Как строится текст.
75
Окончание текста.
76
Учимся заканчивать текст.
77
Как появляются многозначные слова.
78
Как определять значение многозначного слова.
79
Слова - синонимы. Как используются синонимы.
80
Сочетание синонимов с другими словами.
81
Синонимы в тексте.
82
Как строится текст.
83
Начало текста.
84
Сочиняем начало текста
85
Учимся применять орфографические правила.
86
Учимся составлять текст.
87
Последовательность предложений в тексте.
88
Слова – антонимы.
89
Сочетания антонимов с другими словами.
90
Учимся применять орфографические правила.
91
Связь предложений в тексте.
92
Слова - омонимы.
93
Слова исконные и заимствованные
Значения заимствованных слов.
94
Учимся применять орфографические правила.
95
Абзац. Учимся выделять абзацы.
96
Учимся применять орфографические правила.
97
Последовательность абзацев
98
Учимся составлять текст из абзацев.
99
Устаревшие слова.
100
Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова.
101
Учимся применять орфографические правила.
102
Учимся применять орфографические правила
103
Учимся составлять текст.
104
Учимся составлять текст.
105
Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам.
106
Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова.
107
План текста.
108
Учимся составлять план текста
109
Фразеологизмы.
110
Учимся применять орфографические правила.
111
Составляем текст по плану.
112
Использование фразеологизмов.
113
Учимся писать письма по плану.
114
Значение фразеологизмов
115
Составление текста по плану
116
Текст – описание.
117
Учимся применять орфографические правила.
118
Особенности текста-описания.
119
Учимся сочинять текст - описание.
120
Учимся применять орфографические правила.
121
Контрольная работа
122
Учимся сочинять яркий текст-описание.
123
Текст-повествование.
124
Особенности текста – повествования
125
Учимся применять орфографические правила.
126
Учимся сочинять текст-повествование
127
Описание и повествование в тексте.
128
Текст-рассуждение.
129
Особенности текста – рассуждения
130
Описание. Повествование. Рассуждение.
131
Контрольная работа
132
Повторение. Развитие речи.
133
Повторение. Развитие речи.
134
Повторение. Развитие речи.
135
Повторение. Развитие речи.
136
Повторение. Развитие речи.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Диктант
Оценки:
«5» - без ошибок.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-5 ошибок.
«2» - более 5 ошибок.
Учёт ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку.
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой. Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик не влияют на оценку, за исключением контрольного списывания. Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивание работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивание работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Грамматическое задание
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1 задания.
«2» - ни одного выполненного задания.
ДИКТАНТ
Вариант 1
Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!
Слово для справки: осветились.
Задания
1. В предложении «Он уходил через поля и леса на юг» подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.2. Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
Вариант 2
Компас
Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.
Слова для справок: компас, к палатке.
Задания
1. Найти и выписать из текста три слова с безударной гласной в корне, приписать к ним проверочные слова.2. Подобрать имена прилагательные, противоположные по смыслу:
тёплое утро – узкая тропа –
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Вариант 1
Утро
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами стали кружить пчёлки. Они пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.
Вариант 2
Задание
Прочитай текст. Опираясь на план, раздели текст устно на части. Спиши только первую часть.
Калина
Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.
План
1. Как калина выглядит?2. Где растёт калина?3. Как к калине относятся люди?
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
1. Обучающее изложение
Спас птицу
Стоял тёплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.Это заметил Алёша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алёша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.
Вопросы по тексту
Какой был день?Кто грелся на крыльце?Кто клевал крошки хлеба?Что чует кот?Что сделал Васька?Кто стал гнать Ваську?Где скрылся воробей?
2. Работа с текстом
Прочитать текст. Выбрать из него предложения, которые будут ответами на вопросы. Записать эти предложения.
Добрая берёза
Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.Всех угостила вкусным соком добрая берёза.
Вопросы по тексту
Как дятлу удалось напиться берёзового сока?Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?
3. Составить небольшой рассказ, используя данные слова:
Апрель; наступил, настал, идёт, пришёл; весёлый, тёплый, солнечный.Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю.Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца.Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.
Заголовок 315