Конспект урока по математике для 1класса по теме Составная задача


Тема: "Составная задача"
Урок № 89 (94) с. 62 уч., П(3) с. 18,19
Цель: сформировать понятие "составная задача".
Задачи:
развивать способность к использованию терминов, связанных с понятием "составная задача"
сформировать умение - выполнять построение схемы к составной задаче
тренировать вычислительные навыки, основанные на знании состава чисел, умении использовать вычислительный прием сложения с переходом через десяток для чисел 11-13
развивать логическое мышление, память, математически грамотную речь
воспитывать чувство патриотизма и любви к родной стране, любознательность, интерес к предмету.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста).
2. Понимать информацию, представленную в виде текста, схем.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» в виде презентации.
Коммуникативные УУД:
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищам об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оборудование:
учителю: конспект, презентация, числовой отрезок "Спектра", схемы задач(раздатка), эталон к с/р( раздатка), листы с примерами для групповой работы, макбук.
обучающимся: учебник математики Моро и Учебник Петерсон, тетрадь, письменные принадлежности, файл с задачами, макбуки с наушниками.
Литература:
Л.Г. Петерсон "Математика" 1класс
Л.Г. Петерсон, И.Г. Липатникова "Устные упражнения на уроках математики 1класс"
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко "Поурочные разработки по математике" к УМК М.И. Моро и др. "Школа России", 1класс
Сборник " Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг"
Антонова и др. " Тетрадь для летних заданий" 2класс
5. Г.В. Трофимова "Секреты и диковинки окружающего мира"
Большая энциклопедия для детей. Том "География"
Советский энциклопедический словарь.
Ход урока:
I. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности
Приветствие гостей.
Слайд 2

-Сегодня на нашем уроке гости. Давайте с ними поздороваемся. Садитесь.
-Сегодня к нам в гости приехал житель далекой солнечной страны -Бразилии. Зовут его- Джо.
Слайд 3

-Давайте познакомимся с самыми красивыми местами Родины Джо (видео).
Слайд 4

-Но наша страна ничуть не хуже любой другой. Она самая красивая и самая дорогая для каждого из нас. Почему?
Слайд 5

-В столице нашей Родине- г. Москве -учатся такие замечательные и умные дети, как Вы. Поэтому многие туристы хотят побывать в России.
Слайд 6
-387359153525
И Джо тоже скоро будет у нас в гостях. Но вот беда, он нигде не учился. Но, я уверена, что дети 1А класса станут Джо настоящими помощниками.
-Согласны?(да)
-А какие знания и умения, полученные на прошлых уроках сегодня будем использовать для открытия нового? ( умение решать задачи, считать до 20 и решать примеры на сложение и вычитание, знание состава чисел....)Сегодня вместе будем совершенствовать умение решать большие трудные ЗАДАЧИ.
II.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности
1. Первая трудность настигла Джо в аэропорту.
Слайд 7

Нужно было найти свой чемодан среди других вещей, если он был 12-м.
-Какого цвета был чемодан? (жёлтый) Почему? (закономерность- красный чемодан, 2 синие сумки, желтый чемодан...)
-На какие группы и по какому признаку можно разбить все вещи? (сумки и чемоданы; красные, синие, желтые; с ручками и без)
Составьте выражения.(6+6, 3+3+6, 6+6)
-Обратите внимание на красивые фигурные ручки сумок.
-Давайте их перевернем и запишем по образцу учебника П(3) с. 19 клетки 3раза (образец на доске).
Обратите внимание на посадку.
2. Вторая трудность случилась в самолёте. Джо никак не мог найти своё место, к.к. некоторые цифры на креслах стерлись.
-Давайте вместе с ним посчитаем 1-20, 20-1 по цепочке (ч/пр "Спектра")
-Его место №13. Назовите предыдущее и последующее мечта. (12 и 14)
-Какое место будет за 18, перед 10? (19, 9)
- № какого места на 1дальше, чем 15? на 1десяток меньше 18-го? (16, 8)
-Перелет из Бразилии долгий ,он длится больше, чем 16часов, но меньше, чем 20часов. Сколько длится полёт? ((17 - 19 часов)3. Третья трудность, чем заняться в полете. Джо решил познакомиться с русскими народными сказками. Но сначала капитан корабля предложил выполнить его задание- тренажер "Колобок"по теме "Сложение с переходом через разряд" на инт. доске по командам.
Слайд 8(гиперссылка)

-Поможем Джо? (выходят дети 1ряда +3человека= 13 учеников)
-Как сложить однозначные числа с переходом через разряд? (дополнить до 10 первое слагаемое, добавить оставшиеся единицы)
-Как найти неизвестное слагаемое? (знать состав чисел, от суммы отнять известное слсгаемое)
После выполнения всех заданий отрывок из сказки "Колобок"
4. После просмотра м/ф стюардесса стала рассказывать о России и Бразилии, используя задачи.
Слайд 9

Приготовьте файл со схемами.
1) Обезьяна и человек соревновались в сборе урожая бананов, которых очень много растет в Бразилии. Обезьяна собрала 8кг, а человек на 5кг меньше. Сколько собрал человек бананов?
-Выберите схему, покажите на пальцах.(3 или 4) Почему? (ищем меньшее).
-Какой тип задачи?(нахождение меньшего, уменьшение на несколько единиц).
Заполнение схемы.
-Какое правило будем использовать? ( меньшее- Б-Р)
-Решите задачу (8-5=3кг)
-Как вы думаете, почему обезьяна выиграла в этом соревновании? (лучше навык сбора бананов, это ее пища)
Слайд 10

Следующая задача стюардессы:
2) Длина крокодила, обитающего в реке Амазонке, протекающей по Бразилии, достигает 7м, а удав в тропических лесах имеет длину- 2м. Какова будет их общая длина, если удав зацепится за хвост крокодила, и решит т.о. искупаться?
-Выберите схему (1).Почему? (ищем целое)
-Как найти целое? (части сложить).
Заполним схему.
Озвучьте решение задачи (7+2=9м)
Слайд 11

Следующая задача стюардессы:
3) Из Бразилии в Москву пешком Джо дойдет за 5месяцев, а на обратный путь он затратит на 2месяца меньше. Сколько всено месяцев он затратит на путь туда и обратно.
-Выберите схему (1,3,4 ,?). Что видим?
III. Постановка проблемы
-Что я просила выбрать? (схему к задаче)
-Почему же не смогли все выбрать схему к такой задаче? (нет схемы, разные мнения, не решали такие задачи...)
-Может быть к одной задаче подходят разные схемы? (нет, у задачи только 1схема)
-Прочитайте условие задачи. Какая схема подходит? (3) Почему? ( ищем меньшее)
-Прочитайте вопрос задачи. Какая схема подходит в вопросу? (1)
-Почему? (ищем целое)
-Посмотрите, эта задача СОСТОИТ как бы из 2-х задач. Как вы ее назовете, придумайте. ( составная, сложная, ...)Математики ее называют- СОСТАВНАЯ ЗАДАЧА.
-Какова тема урока? ("Составная задача")
Слайд 12

-Озвучьте цели урока по данной теме (придумать схему к задаче, научиться решать составные задачи)
IV. Построение путей выхода из затруднения, знаковая фиксация
1.Работаем на файлах.
Слайд 13

-Найдите схему к условию задачи. Подпишите данные.
-Поставьте вопрос в этой схеме, что неизвестно. ( меньшее- сколько будет длиться путь обратно).
Это 1 вопрос в задаче.
-Прочитайте главный вопрос задачи.
-Что мы находим, задавая главный вопрос задачи (целое- сколько всего...)
-Как найти целое? (сложить части)
-Что в данной задаче является частями? (меньший и больший отрезки)
-Придумайте, как их можно объединить? (обсуждение вариантов)
В математике принято объединение- сумму 2-х частей обозначать фигурной скобкой.
-Это и есть 2-ой главный вопрос составной задачи (ставим ?)
-Давайте решим эту задачу в тетрадях.
-Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему, что неизвестно? ( не знаем меньшее- сколько Джо шел месяцев обратно)
-Каким действием можем найти? Почему? (вычитанием, М= Б-Р)
-Запишем решение, обозначив его 1действием.
1) 5-2=3(м.)- шел обратно.
- Как теперь узнать, сколько всего времени был в пути наш гость?
2) 5+3=8(м.) - весь путь.
-Почему выбрали сложение? ( целое, всего)
-Запишем ответ задачи.
Ответ: 8месяцев.
-Это больше или меньше года? Почему? (меньше на 4 месяца, в году 12месяцев)
-Какую задачу решили? (составную)
-В чем ее особенность? ( 2вопроса-2действия, схема)
2. У нас в московских школах, Джо, есть и электронные учебники.
-Давайте послушаем их объяснение. Электронное приложение (теория)
Слайд 14(гиперссылка)

ФИЗМИНУТКА "Футбол" (двигательная+ зрительная)
Джо очень благодарен нам бразилец Джо и предлагает отдохнуть. Бразилия- очень спортивная страна. Ее жители очень любят играть в футбол, и неоднократно становились чемпионами мира.
-Отдохнули, что же теперь нужно делать? (закреплять)
V. Первичное закрепление
Слайд 15

Джо пришел в 1 из лучших московских школ №2034 на урок математики в 1А класс. Там решают составную задачу №2 с. 62 уч.
-Расскажем нашему герою, как решить эту задачу.
-Чтение задачи.
В одном ящике 8кг яблок, а в другом - на 2кг больше. Сколько всего кг в этих ящиках?
-Выбор схемы.
-Что известно в условии? Обозначьте на схеме.( В одном ящике 8кг яблок, а в другом - на 2кг больше. )
-Где вопросы задачи? ( 1- над большим, 2- целое). Обозначьте на схеме.
-Зная, что в 1-м ящике -8кг яблок, а в другом- на 2кг больше, что можем узнать? (большее)
-Каким действием? (Б= М+Р)
-Запишем решение в тетрадь:
1) 8+2=10(кг) - во II ящике.
-Зная, что в 1ящике- 8кг, а во втором-...10кг, что можем узнать? (сколько всего)
-Каким действием? Почему? (Ч+Ч=Ц)
-Запишем 2-е действие.
2) 10+8=18(кг)- всего.
Ответ: 18кг .-Чем необычны составные задачи? (решаются в 2 д., 2вопроса)
-Что узнаем вначале? (Б или М). Что потом? (целое -+).-Хотите каждый проверить, сможете ли сами решить составную задачу?
VI. Самостоятельная работа
Джо отправился в Московский цирк. Представление было очень интересным, выступали цирковые артисты и дрессированные животные.
Слайд 16

-О них задача П(3) №4 с. 18.
Джо решил эту задачу, а вы?
Вспомним:- как найти большее число?
- как найти целое?
Самостоятельное решение задачи. Проверка по эталону поэтапно (схема, решение и ответ), исправление ошибок.
Слайд 17-18
12954006667500
-Самооценка. (+, ?)-Кто допустил ошибки? Где? Почему? Ставят "?"
-Кто решил составную задачу верно? Ставят "+"
VII. Включение нового знания в систему и повторение
Поучим Джо работать на макбуках.
1.Электронное приложение (з.1)- выбор решения составной задачи ( в паре)
2.Электронное приложение (з.2)- выбор решения задачи, работа с величинами (индивидуально)
3. Групповая работа. Эстафета.
Слайд 19

А теперь Джо приготовил для вас задание об обитателях Атлантического океана, омывающего Бразилию.
Вам нужно решить примеры №4 с. 62 уч. и по ответам найти этих животных на слайде.
Решаем примеры в 6-и командах, решив пример, пересаживаешься назад.
-Каких же животных можно увидеть в Атлантическом океане? (дельфин-17, черепаха-3, сельдь-16, осьминог-2, медуза-19, , рак-3, остальные: тунец, треска, морской конек тоже обитают в этом океане)
IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
-С какими задачами познакомились сегодня на уроке?
-Вспомните, чему мы были должны научиться на уроке? (схема, решение составных задач)
-Сколько нужно выполнить действий, чтобы решить составную задачу? (2)
-Что на уроке было необычным? интересным?
-Какие трудности встретились на уроке? Смогли ли их преодолеть?
-Нужны ли Вам полученные знания в жизни? Приведите примеры.
Самооценка:
Поднимите руку:
- если ты все понял и сможешь объяснить другу
-если ты разобрался пока только для себя
-если тебе еще нужно дома разобраться в решении составных задач
-А вот какое впечатление произвел этот урок на нашего гостя Джо ( письмо от Джо)
Слайд 20

Творческое домашнее задание: придумать составную задачу о Бразилии для своего соседа, р/т с. 33, П(3) №2,3 с. 18
Слайд 21

Спасибо за урок.