Урок Русский язык как развивающееся явление

1 Введение. Русский язык как развивающееся явление.
Дата: 2.09.14
Цель: рассказать о русском языке как развивающем явлении.
Задачи: кратко ознакомить учеников с программой 7 класса, с учебником; дать понятие о русском языке как развивающемся явлении; создать эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к русскому языку и его изучению.
Ход урока
I.       Организационный момент
II.     Знакомство с учебником
1. Слово учителя.
В 7 классе мы будем продолжать изучение большой темы -«Морфология и орфография». Нам важно проследить, как связаны части речи, их грамматические особенности с правописанием. В 6 классе мы говорили о главных самостоятельных частях речи. - Какие это части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.) Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, бегло определим, что нам предстоит изучить за год.
2. Знакомство с учебником.
III. Лекция с элементами беседы
Все в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мертвый с виду камень. Другое дело, насколько быстро происходят изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель: зеленые ростки почти у вас на глазах дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик, состоящий из белых крошечных зонтиков, которые один за другим покинут стебелек вместе с ветром. А вот жизнь камня проследить на протяжении человеческой жизни невозможно, хотя и он изменяется, только очень медленно, с нашей точки зрения.
Развивается человек - развиваются его отношения с миром, с окружающими его людьми. Язык - тоже живое, развивающееся явление. Он формируется, живет и даже может умереть, как это случилось с древнегреческим и латинским языками. Их называют мертвыми, или классическими. Но как ничто в природе не исчезает бесследно, так и следы древних языков сохраняются в языках существующих. Многие вполне современные слова таят в себе древнегреческие и латинские корни: магнитофон, телевизор, мобильник, дискета, процессор...
Все эти слова - русские, мы пользуемся ими в повседневной речи, но по происхождению они заимствованные. Русский язык освоил иноязычные корни, приспособил к своей фонетике, оформил по законам своей грамматики. Еще недавно таких слов, как мобильник, компьютер, дисковод, Интернет и т. п., в русском языке не было.
Как называются новые слова? (Неологизмы.)
Что значит это слово? Из какого языка оно пришло в русский? (Слово «неологизм» греческое по происхождению, включает в себя два корня: «нео» - новый», «логос» слово.)
Новые слова часто с трудом приживаются в языке, у них немало противников. Иногда давно знакомые Жизнь меняется, а значит, исчезают понятия, существовавшие прежде. Все ли знают, что такое конка? Что такое ям? Что значит ликбез?
Итак, развивается общество, развивается культура, наука, техника - развивается язык.
Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменениях участвует каждый из говорящих на русском языке. Поэтому и от нас зависит, каким будет наш родной язык.
IV. Работа с учебником
Упр 1, 2-(устно)
Упр 6-развитие речи
Упр 7-самостоятельно

V. Подведение итогов.
VI Оценивание.

Домашнее задание: п1,упр8