Урок-семинар «Язык как развивающееся явление» в 10 классе

Урок-семинар «Язык как развивающееся явление» в 10 классе


Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Язык как развивающееся
явление», рассмотреть и проанализировать процессы, проходящие
в современном русском языке.

Задачи: 1) обучение самостоятельному разрешению поставленных проблем путем
наблюдения за языковыми фактами; обучение монологическому высказыванию
на лингвистическую тему; формирование навыка работы со специальной и
справочной литературой, Интернет-ресурсами;
2) активизация познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к
учению, усиление творческого начала; обучение применению знаний и умений в
новых ситуациях;
3) воспитание чувства любви к родному языку, бережного отношения к нему,
правильного понимания тех процессов, которые проходят в новейшем русском
языке.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

- Продолжая тему предыдущего урока о роли языка в жизни общества, сегодня мы поговорим о языке как развивающемся явлении. Писатель и педагог К.Д.Ушинский писал:

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная
связь, соединяющая отжившие, живущие и буду-
щие поколения народа в одно великое, истори-
ческое живое целое
К.Д.Ушинский

- Язык – важнейшее средство человеческого общения. Он тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке.

(Показ слайдов: чередование эпох – Древняя Русь, Московское княжество, Петр Первый, современная Москва, Картина И.Глазунова «Великая Россия»)


- Много веков отделяет современный язык от речи наших далеких предков. Многое изменилось за это время. Ушли в небытие одни слова, появились другие, преобразовалась грамматика, многие слова произносились раньше не так, как сейчас, иными были их значения. И все-таки смогли ли бы, встретившись, наши пращуры понять своих правнуков? И наоборот, поняли бы мы без переводчика их речь?
Такую ситуацию попытались представить авторы фильма «Иван Васильевич меняет профессию», поставленного по мотивам пьесы Михаила Булгакова.
(просмотр фрагмента)
Забавная ситуация. Но это, конечно, шутка. Теперь всерьез.
Послушайте отрывок из древнего литературного памятника «Похвалы книгам» Ярослава Мудрого.
(Чтение отрывка ученицей)

- Конечно, необыкновенно изменилась быстротекущая жизнь. А с нею и наш язык. Однако многое, и к тому же весьма важное, в нем оказалось устойчивым и, пережив века, позволяет нам, хотя и не в полной мере, понимать речь наших предков.
Мы можем говорить о языке Древней Руси как о языке богатом, высокоразвитом, обладающем значительным лексическим запасом. Ученые, сопоставив «Словарь русского языка 11 – 17 вв.» и «Словарь» Ожегова, подсчитали, что более 1/3 высокочастотных и среднечастотных слов совпадают. А следовательно, устойчивый лексический фонд слагается их слов, обозначающих жизненно важные понятия, что обеспечивает преемственность культуры и литературного языка.

- Сегодня мы рассмотрим некоторые процессы, которые проходили в языке и привели к изменениям в лексике, фонетике, грамматике русского языка. А также посмотрим, что происходит в языке современном. В этом нам поможет Интернет.
Изменения в языке происходят постоянно. Но они не всегда заметны в течение жизни одного поколения.
Наиболее чуток к изменениям в жизни общества словарный состав языка – лексика.

II. Выступления учащихся .
«Из истории лексики» ( сопровождается показом
Презентации).

Выполнение учащимися заданий. Для объяснения значений устаревших слов ученики обращаются к Интернету (сайт pribautka.ru, gramma.ru )

1). Найдите архаизмы в тексте, объясните причины их употреблений.
«Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный.
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»-
Так Курбский писал Иоанну.
А.К.Толстой «Василий Шибанов»

Восстань, пророк, и виждь и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А.С.Пушкин «Пророк»

2). В современной речи мы не используем устаревшие слова, но встречаем их в устойчивых сочетаниях – фразеологизмах.
Объясните значение фразеологизмов, в которых есть устаревшие слова.
Бить челом –
Один как перст –
Гой еси –
Аки тать в нощи –


3). Подберите русские соответствия заимствованным словам. Обратите внимание на изменение смысла предложения и его стилистической окраски.

1. Примадонна согласна с мнением, что «главное, что дает этот конкурс, - это промоушн». 2. «Школа выживания» обучает поведению в экстремальных условиях. 3. В «Огоньке» поместили эксклюзивные фотографии президента. 4. Реши, наконец, этот вопрос, что за инфальтивность! 5. Ничего интересного: развлечение для тинейджеров. 6. Вот такой он Бельмондо а ля рюсс.

Слова для справки: подросток, исключительный (редкий, уникальный), по-русски (на русский манер, лад), продвижение (раскрутка(жарг.)), крайне сложный, ребячество.



- Менее активно меняются и некоторые орфоэпические нормы.

«Изменения в орфоэпии»

Задания для учащихся.

1). О каком языковом явлении свидетельствуют фамилии: Рукавишников, Свешников; названия московских улиц: ул. Прянишникова, переулок Калашный? Откуда пошло выражение: Со свиным рылом в калашный ряд?

2). На чем основана рифма в стихотворении А.Ахматовой?
Господь немилостив к жнецам и садоводам,
Звеня, косые падают дожди,
И прежде небо отражавшим водам
Пестрят широкие плащи.

3). Как звучала во времена М.Ю.Лермонтова первая строчка известного стихотворения? (обратите внимание на рифму)
Белеет парус одинок
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Приведите известные вам примеры с подобными окончаниями.

- Рассмотрим изменения некоторых грамматических норм.

«Изменения некоторых грамматических норм»

Выводы:
Понять современное состояние русского языка и уловить тенденции его развития
невозможно без исследования и установления внутренних и внешних причин,
воздействующих на его структуру. Не случайно замечательный российский
философ XIX века А.А.Потебня как-то заметил: «Основной вопрос всякого знания:
о т к у д а и, поскольку можно судить по этому, к у д а мы идем»

III. Закрепление.

- Что же происходит с языком сегодня? Каково его современное состояние и какие тенденции наметились в его развитии? Разобраться в этом нам поможет урок Телешколы «Активные процессы в современном русском языке». Ключевой вопрос, на который мы должны ответить, следующий: Портится ли русский язык? Процессы в современном языке ведут к его совершенствованию или деградации?

(Учащиеся ищут ответ на сайте internet-school.ru)
Выступления учащихся от каждой группы:

1 – изменения в условиях функционирования языка;

2 - изменения в построении текста;

3 – изменения в системе языка.

IV. Итог урока.
Изменения в языке – неизбежный спутник языковой истории. В современном русском литературном языке отложились незаметные накопления и сдвиги, проходившие в течение многих веков. Изменения языка неотвратимы. Но неблагоразумно было бы не считаться с прошлым, не уважать и не беречь добрые литературно-языковые традиции. Политические катаклизмы порубежной поры изменили условия функционирования русского языка. Возросшая роль средств массовой информации в современном нам мире и их установка на непринужденное общение обусловили либерализацию языка, изменили отношение к нему людей. В наши дни мы повсеместно наблюдаем расшатывание литературных норм, расширение неформального общения. Результатом этих процессов стало перемещение периферийных элементов языка (жаргона, сленга, просторечья)  в центр системы. Свобода форм выражения породила тенденцию к словотворчеству, не всегда удачному. Наблюдается ослабление официальности в сфере публичной коммуникации. Лексическая система нашего языка никогда еще не была так открыта, активна и, как бы парадоксально это не звучало, жизнеспособна. Все явления, о которых мы говорили на этом уроке, независимо от их  оценки специалистами-русистами и нашего мнения, создали яркую, неоднозначную, но вполне объективную картину жизни новейшего русского языка, языка динамичного, развивающегося.
Объявление и комментирование оценок.
Домашнее задание. Найдите и прокомментируйте устаревшие слова и историзмы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».