Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме Русский язык как развивающееся явление
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Урусовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Учитель русского языка и литературы
Родькина Н.Н.
2017 год
Русский язык как развивающееся явление
Цели деятельности педагога Дать понятие о русском языке как развивающемся явлении; создать эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к русскому языку и его изучению
Тип урока Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о группах славянских языков, вхождении русского языка в группу восточнославянских языков, о совпадениях с другими славянскими языками в фонетике, лексике, грамматике; уметь доказывать родственные связи языков, развивающий характер русского языка (на примере устаревших слов и неологизмов).
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: знание истории, языка, культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы обучения Наблюдение над языком; проблемный метод; лекция с элементами беседы; анализ языковых фактов; работа со словарем, с географической картой; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы Баранов, М. Т. Русский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / М. Т. Баранов [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.intergu.ru http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Ддемонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся
Основные понятия Русский язык – развивающееся явление
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Вступительное слово – Каждый из вас, наверное, не раз задавался вопросом о том, почему нужно изучать русский язык. Зачем запоминать и соблюдать сложные правила, когда и «без них все понятно». Как же ответить на этот вопрос, чтобы ответ оказался убедительным? Человека, желающего вместо русского языка говорить на его подобии, разбавленном жаргонизмами и неуместными заимствованиями, изобилующем несогласованными между собой частями речи, переубедить можно, например, записав его же собственную речь, а затем дав послушать ему же. То, что он услышит, со стороны будет звучать совершенно по-иному. Сразу после этого можно дать ему послушать отрывок классического произведения в исполнении профессионального чтеца. Огромный контраст между этими записями произведет на него значительное впечатление. Некоторые сомневаются: зачем учить грамоту, если есть системы проверки орфографии? Сегодня трудно найти браузер или текстовый редактор, в котором бы такой системы не было. Но нынешнее молодое поколение привыкло пользоваться интернетом не только на компьютере, но и на мобильном телефоне. Там при наличии сенсорного экрана или алфавитной клавиатуры орфография не проверяется вообще никак, а система ввода T9, которой оснащены телефоны с цифровой клавиатурой, неправильно введенное слово просто не распознает. Человеку, не знакомому с правописанием того или иного слова, его набор на таком телефоне доставит немало хлопот. То же касается автоматических переводчиков и систем оптического распознавания знаков, которые вовсе не «обучены» «пониманию» слов с опечатками. Современные информационные технологии вовсе не освобождают человека от необходимости быть грамотным, а, скорее, наоборот. У человека возникнут немалые трудности, если появится желание где-либо опубликоваться – от биржи контента до обычного издательства. Не проще ли не создавать себе такие трудности и всего один раз выучить правила? Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность
к уроку Фронтальная Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Листы обратной
связи
2. Актуализация и пробное учебное действие Воспроизведение изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации. Эвристическая беседа – В 6 классе мы говорили о главных самостоятельных частях речи. Какие это части речи? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.) В этом году продолжим изучение такого глобального явления, как русский язык. Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратите внимание на обложку учебника, как вы думаете, что нам предстоит изучить? (Продолжить изучение морфологии, орфографии и культуры речи.)
Организует и сопровождает деятельность учащихся.
– Прочитайте высказывание великого русского педагога К. Д. Ушинского о языке (текст на слайде): «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое... Через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной, формирует собственное мировоззрение, изучает особенности и исторический опыт своего народа. Когда исчезает народный язык – народа нет более... Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ».
– Как вы думаете, что дает человеку изучение родного языка?
– Почему именно через родной язык человек ощущает особую связь со своим народом?
Выслушивает возможные варианты ответов учащихся Обдумывают от-
веты на вопросы, участвуют в диалоге, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Знакомятся с содержанием и оформлением
учебника, объясняют условные обозначения.
Выполняют уп-ражнения Фронтальная, индивидуальная Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации Уст-ные ответы, вопросы для
уточнения
информации
3. Выявление места и причины затруднения Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка 4. Целеполагание и построение выхода из затруднения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности – Родной язык объясняет человеку природу, знакомит с характером окружающих его людей, c историей народа и его стремлениями; вводит человека в народную культуру.
Организует выполнение задания.
– Давайте попробуем обобщить наши идеи и схематически изобразить общий ответ на поставленные проблемные вопросы.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем Фронтальная Вопросы для уточнения информации
5. Творческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Обсуждение результатов проекта, подготовленного учащимися. Работа с информационным текстом. Задание по группам Образец схемы на слайде.
– Выпишите слово мировоззрение в словари, в тетрадях выполните разбор этого слова по составу, определите его лексическое значение. (Мировоззрение – система взглядов на жизнь, природу, общество.) Мировоззрение – это устоявшаяся раз и навсегда система взглядов или оно может претерпевать изменения?
Подводит к выводу о том, что взгляды человека могут меняться со временем под влиянием жизненного опыта, окружающих людей и пр.
Все в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мертвый с виду камень. Другое дело, насколько быстро происходят изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель: зеленые ростки почти у вас на глазах дадут желтые цветы, что вскоре превратятся в легкий воздушный шарик, состоящий из белых крошечных зонтиков, которые один за другим покинут стебелек вместе с ветром. А вот жизнь камня проследить на протяжении человеческой жизни невозможно, хотя и он изменяется, только очень медленно.
Развивается человек – развиваются его отношения с миром, с окружающими его людьми. Язык – тоже живое, развивающееся явление. Он формируется, живет и даже может умереть, как это случилось с древнегреческим и латинским языками. Их называют мертвыми, или классическими. Но как ничто в природе не исчезает бесследно, так и следы древних языков сохраняются в языках существующих. Многие вполне современные слова таят в себе древнегреческие и латинские корни: магнитофон, телевизор, мобильник, дискета, процессор... Все эти слова – русские, мы пользуемся ими в повседневной речи, но по происхождению они заимствованные. Русский язык освоил иноязычные корни, приспособил к своей фонетике, оформил по законам своей грамматики. Еще недавно таких слов, как мобильник, компьютер, дисковод, Интернет и т. п., в русском языке не было1 Принимают участие в работе, знакомят с результатами работы группы. Формулируют собственные мысли, высказывают и
обосновывают свою точку зрения. Работают
с информационным текстом. Выполняют задание по группам: подготовить небольшое сообщение о языке «Живой,
как жизнь» по материалам информационного текста и учебника (с. 4–5) Групповая, индивидуальная Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Уст-ные сообщения, ответы на вопросы, вопросы для уточнения
информации
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с само-
проверкой
по эталону Обсуждение выступлений представителей групп с сообщениями.
Формирование рациональных способов применения ЗУН
на практике Организует выступление.
– Согласны ли вы с тем, что русский язык продолжает развиваться? Как вы понимаете слово развитие? Каким образом развивается наш язык?
Вывод: жизнь меняется, а значит, исчезают понятия, существовавшие прежде. Развивается общество, развивается культура, наука, техника – развивается язык. Свидетельством того являются устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова, слова в переносном значении. Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменениях участвует каждый из говорящих на русском языке. Поэтому и от нас зависит, каким будет наш родной язык Самостоятельно выполняют уп-ражнения разного уровня сложности; формулируют вывод и записывают Групповая, индивидуальная Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Вопросы для уточнения
информации, выполнение упражнений
в тетрадях
8. Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений, решение чайнворда2,
оценивание за работу на уроке – Сверхметкий стрелок (англ.);
– помещение на верхней палубе (голл.);
– помилование (греч.);
– ежегодный торг для закупки товаров (нем.);
– колпак над лампой (фр.);
– заплечная сумка (нем.);
– большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.);
– деньги, выдаваемые вперед (фр.);
– музыкальная партия для одного голоса (итал.);
– коллектив музыкантов (греч.);
– искусственный человек – символ механического труда (чеш.);
– стадо лошадей (тюрк.);
– поучение (лат.).
с н а й п е р у б к а
м н а с т и я р м а р
к а б а ж у р а н е ц
и с т е р н а в а н с
о л о р к е с т р о б
о т а б у н о т а ц и
я Отвечают на вопросы, ра-ботают
со справочным материалом, оценивают работы одноклассников Фронтальная, индивидуальная Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Практическая работа
в тетрадях, оценивание
учащихся
за работу на уроке
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) Заключительная беседа по вопросам – Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас?
– Выберите одну из предложенных карточек: урок понравился – с улыбающимся лицом, нет – с грустным лицом.
Определяют свое эмоциональное состояние. Заполняют дневники достижений Индивидуальная Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных ЗУН и аналитических умений как интегрированных, сложных умений Листы обратной связи, дневники достижений