Урок русского языка в 7 классе на тему: Язык как развивающееся явление

У р о к 1.
ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ
Цели:
1. Создание положительного настроя на изучение русского языка в 7 классе.
2. Знакомство со структурой учебника.
3. Закрепление умения производить орфографическое списывание.
4. Формирование умения создавать лингвистический рассказ.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
– Я рада встрече с вами, рад и наш кабинет: посмотрите, как приветливо зеленеют цветы, а с доски вам улыбается солнышко. Я надеюсь, что именно такое настроение будет на наших уроках. И мы с вами будем друг друга радовать: как вы думаете, чем вас буду радовать я? Интересными заданиями, понятными объяснениями. Чем – вы? Умными вопросами, заинтересованностью в получении знаний, успехами в изучении русского языка. И тогда, действительно, солнышко нам будет улыбаться даже в самый хмурый день.
Знакомство с аппаратом учебника.
Учебник по своей структуре похож на учебники предыдущих лет. Новое – цифра «7» на обложке учебника. А это значит, что вы повзрослели еще на один год. И это последний год, когда мы изучаем новые правила по орфографии русского языка.
II. Актуализация знаний.
1. Б е с е д а.
– Скажите, мы разговариваем сейчас так же, как наши предки? Таким же языком княгиня Ольга раздавала приказания своей дружине? Так же ли Петр I, как мы сейчас, разговаривал с боярами? А Ломоносов, шедший с обозом в столицу, создавший первый учебник по русской грамматике, все понял бы сейчас в нашей речи? Нет, язык изменяется, развивается с течением времени. Это тема нашего урока. Число, вид работы, тему урока записываем посредине строчки (на доске желательно постоянно в одном и том же месте), между работами – 2 строчки. Слово «тема» не пишем, кавычек в названии темы нет.
Объяснение материала с использованием презентации.
Тему нашего первого урока вы видите на доске. Запишите ее в тетради.
Все в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мертвый с виду камень. Другое дело, насколько быстро происходят изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель: зеленые ростки почти у вас на глазах дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик, состоящий из белых крошечных зонтиков, которые один за другим покинут стебелек вместе с ветром. А вот жизнь камня проследить на протяжении человеческой жизни невозможно, хотя и он изменяется, только очень медленно, с нашей точки зрения.
Развивается человек - развиваются его отношения с миром, с окружающими его людьми. Язык - тоже живое, развивающееся явление. Он формируется, живет и даже может умереть, как это случилось с древнегреческим и латинским языками. Их называют мертвыми, или классическими. Но как ничто в природе не исчезает бесследно, так и следы древних языков сохраняются в языках существующих. Многие вполне современные слова таят в себе древнегреческие и латинские корни: магнитофон, телевизор, мобильник, дискета, процессор...
Все эти слова - русские, мы пользуемся ими в повседневной речи, но по происхождению они заимствованные. Русский язык освоил иноязычные корни, приспособил к своей фонетике, оформил по законам своей грамматики. Еще недавно таких слов, как мобильник, компьютер, дисковод, Интернет и т. п., в русском языке не было.
-      Как называются новые слова? (Неологизмы.)
-      Что значит это слово? Из какого языка оно пришло в русский? (Слово «неологизм» греческое по происхождению, включает в себя два корня: «нео» - новый», «логос» слово.)
-      Приведите примеры других русских слов с этими корнями. Найдите значение этих слов в толковом словаре. (Неон, неолит; логика, логопед, филология и др.)        "
Неон - химический элемент, газ, входящий в состав воздуха; используется для наполнения электрических лампочек, в сигнальных, рекламных и т. п. осветительных приборах.
Неолит - новый каменный век, позднейшая эпоха каменного века.
Логика - 1) Наука о законах и формах мышления. 2) Ход рассуждений, умозаключений. 3) Внутренняя закономерность.
Логопед - специалист, изучающий недостатки речи и способы их лечения.
Филология - совокупность гуманитарных наук, изучающих письменные памятники, тексты, по которым можно описать духовную культуру народа.
-            Как вы думаете, почему появляются неологизмы? (Обсуждение.)
Образуются новые явления, новые предметы, возникает необходимость обозначить, назвать эти новые понятия.
Новые слова часто с трудом приживаются в языке, у них немало противников. Например, привычное и необходимое нам слово«чемпион» было в штыки воспринято А.П. Чеховым: оно резало ему слух. Когда-то слова «промышленность», «общество» были неологизмами. Их ввел в русский язык Н.М. Карамзин. Еще раньше в русский язык вошли слова «компас», «гавань», «матрос». Эти голландские слова понадобились для обозначения новых понятий при Петре I, который сделал Россию морской державой.
Иногда давно знакомые слова приобретают новое значение. Так произошло, например, со словом «спутник».
-            Что значит «спутник»? (Космический летательный аппарат.) Первоначальное его значение - тот, кто совершает путь, едет или идет вместе с кем-либо.
Новое значение возникло в середине XX века в связи с освоением космического пространства, развитием космической техники. Именно в таком значении слово «спутник» переняли другие языки мира.
Жизнь меняется, а значит, исчезают понятия, существовавшие прежде. Все ли знают, что такое конка?
Итак, развивается общество, развивается культура, наука, техника - развивается язык.
Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменениях участвует каждый из говорящих на русском языке. Поэтому и от нас зависит, каким будет наш родной язык
2. Чтение и анализ лингвистического текста.
1) Упр. 1(1). Выразительно прочитайте; объясните, как этот текст соотносится с эпиграфом перед параграфом (подтверждает мысль эпиграфа, раскрывает ее). Приведите свои примеры развития языка.
2) Чтение и устный пересказ текста из упр. 1(2).
III. Повторение изученного.
– Конечно, язык развивается, меняется. Но книги остаются, несмотря на телевидение, Интернет и т. д. О роли книги в ее жизни писала Марина Цветаева в стихотворении «Книги в красном перелете». О каких книгах какого писателя она писала? (О книгах Марка Твена.) Первые 2,5 абзаца записаны на доске, остальное читается:
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
–Уж поздно! – Мама, десять строк!..
Но мама, к счастью, забывала.
Дрожат на люстрах огоньки
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет В воздухе свежо
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Орфографическое списывание. Записать первые 2,5 абзаца с доски, графически (где возможно) объяснить написание подчеркнутых букв и знаков препинания.
Объяснение вслух.
IV. Домашнее задание: ЗСП-1 записать без ошибок, придумать 3–4 предложения, включив слова из ЗСП в причастные и деепричастные обороты.

15