Конспект урока по обществознанию на тему Экономика и ее роль в жизни общества 8 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гочитская средняя общеобразовательная школа».
Бичурского района.
Конспект урока по обществознанию. 8 класс.
Тема: Экономика и ее роль в жизни общества.
Автор: Просвиренникова Тамара Васильевна
учитель истории и обществознания.
Предмет: обществознание
Класс: 8
Тема урока: «Экономика и ее роль в жизни общества».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: создать условия для формирования понятий об экономике и сложностях экономических отношений.
Задачи: характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическом развитии; формировать экономическую культуру школьников.
Формы и методы обучения: репродуктивный, формы – индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия и термины: экономика, потребности, ресурсы, экономический выбор, альтернативная стоимость, блага.
1.Организационный момент. (подготовка класса к уроку).
2.Проверка домашнего задания.
1) Восстанови высказывание.
(на доске) добра, за, должен, зла, ответственность, оценивать, свое, нести, поведение, поступки. с, человек, позиции, и, свои.
(Человек должен оценивать свое поведение с позиции добра и зла, нести ответственность за свои поступки.)
Вопрос к классу: К какой сфере мы можем отнести это высказывание?
-Назовите несколько понятий, которые относятся к духовной культуре?
-Дайте определение одному из понятий.
2) Индивидуальная работа. Тест. (Приложение 1)
2. Изучение нового материала.
1. -Отгадайте загадки.
А) Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…
Б) Как ребенка нет без мамы,
Сбыту нету без…
В) На товаре быть должна Обязательна…
Г) В этой фирме все бывает,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи
Что за фирма, подскажи?
Д) Половину от зарплаты
Называют как, ребята?
Е) Коль трудился круглый год,
Будет кругленький …
-Каким общим понятием вы можете объединить эти слова?
Я хочу пригласить вас к разговору об одной из сфер общества – экономической.
Тема нашего урока: «Экономика и ее роль в жизни общества».
2.Экономика как подсистема общества.
а) (работа со словарями) Найдите в словарях, учебнике определения экономики.
Экономика – это…
б) Запишите определение в тетрадь.
Вывод: Понятие экономика может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.
Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.
Экономика изучает экономические потребности, экономические блага, факторы производства (ресурсы, необходимые для ведения процесса производства).
- Я предлагаю вам разобраться в экономических слагаемых.
3. Потребности. Понятие блага в экономике.
Учитель: Как ни парадоксально, но жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Все время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется как то по другому одеваться, ему хочется по другому выглядеть. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле. Или жить в другом доме.
-Что это все такое?
Потребность – это нужда человека в чем-либо для нормальной его жизнедеятельности.
Знакомы мы с этим понятием? Составьте флешбоун. (самостоятельная работа)
Проверка у доски.
Вывод: Существует три типа потребностей, они составляют основу нашей жизни.
Материальные.
Духовные.
Социальные.
Работа в парах: Перед вами перечень слов, распределите эти слова на три группы потребностей.
(еда, одежда, велосипед, компьютер, сотовый телефон, планшет, музыкальное произведение, картина художника, профессия, участие в соревнованиях, волонтерство, страница в контакте, поездка в горы, посещение храма, просмотр любимого фильма).Проверка.
4.Учитель. Общество, как известно, постоянно развивается, и развиваются потребности человека. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко-достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают все новые (велосипед хочется заменить на мотоцикл, машину).
-Какой можно сделать вывод?
Потребности людей безграничны.
Учитель: О сказочной скатерти – самобранке или возможности иметь «золотую рыбку», чтобы удовлетворить наши потребности, мы можем только мечтать. Но в реальной жизни общество располагает ограниченными ресурсами. Потребности человека направлены на предметы, способные удовлетворить его желания. Чтобы сшить костюм, нужна ткань, чтобы построить дом, нужны материалы, чтобы произвести бензин, нужна нефть. Все это называется ресурсами. Ресурсы необходимы для производства благ. Рассмотрим, что экономисты понимают под термином «благо».
5.Сасмостоятельная работа с учебником стр.146.
6.Закрепление.
Впиши перечисленные термины в соответствующую графу таблицы:
Пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятие в театральном кружке, энергия ветра, ремонт квартиры, дожди, проезд в автобусе, освещение улиц.
Свободные блага Экономические блага
Вопрос классу: Где же человек впервые учится разумно использовать и распределять ресурсы? (в семье)
Вывод: Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.
7.Учитель. Как правильно принимать мудрые решения и правильно делать выбор, как использовать средства, чтобы получить то, что нужно. В экономике это называется экономический выбор.
Каждый день, идя в магазин, мы сталкиваемся с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива.
Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.
Сейчас я вам предлагаю решить жизненные задачи, которые позволят вам проверить на сколько вы можете на практике применить полученные на сегодняшнем уроке экономические знания.
Мама получает 100 монет за каждый проработанный день. Что бы вы посоветовали маме: не пойти один день на работу, остаться дома и сделать стрижку своим двум сыновьям или дать им денег на парикмахерскую? Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет?
Тетрадь творческих заданий по экономике в книжном магазине около твоего дома стоит 50 р., а в книжном магазине, до которого нужно ехать на автобусе, - 30 р. В каком магазине тебе выгоднее совершить покупку, если билет на автобус стоит 7 р.?
Вывод: Экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
8.Закрепление учебного материала.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке.
9. Итог. Выставление оценок.
10. Домашнее задание. П.17, объясни, как ты понимаешь слова Н.Г.Чернышевского «Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние – вещь, необходимая для счастья».

Приложение 1.
Тест.
1.Выберите верный ответ. К духовной сфере относится:
Торговля.
Экономика.
Религия.
Производство.
2.Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в центре детского творчества. На какой ступени образования находится Анна?
Высшее профессиональное образование.
Основное общее образование.
Среднее профессиональное образование.
Среднее общее образование.
3.Верны ли следующие суждения о морали?
А. Общество заинтересовано в соблюдении людьми правил морали.
Б.Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения.
Верно только А.
Верно только Б.
Верны оба суждения.
Оба суждения неверны.
4.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?
А. Науку активно привлекают к решению многих проблем современного общества.
Б.Наука тесно связана с производством материальных и духовных благ.
Верно только А.
Верно только Б.
Верны оба суждения.
Оба суждения неверны.
5.Укажите лишнее понятие:
Открытие, гипотеза, богословие, доказательство, институт