Разработка урока по русскому языку «Предложение как основная синтаксическая единица языка»
Предмет
Русский язык
Группа
Время
Тема урока
Предложение
Цели и задачи урока по формированию компетентностей:
А) информационной
Б) коммуникативной
В) по решению проблем
- анализировать инфрмацию об основной синтаксической единице- предложении, постановку знаков препинания между простыми предложениями в составе сложного
- формировать навыки устной и письменной коммуникации в составлении синквейна, написании эссе и нахождения ответов на поставленные вопросы. развитие словарного запаса учащихся
- анализировать и находить главные, второстепенные члены предложения, определять типы предложений по цели высказывания; обобщать знания учащихся о предложении.
Тип урока:
Урок закрепления знаний
Технологии применяемые на уроке
Информационно-коммуникационная, развитие критического мышления через чтение и письмо, личностно –ориентированная
Методы:
Наглядный, словесный, практический, проблемный, частично поисковый.
Межпредметная связь
самопознание, литература, изобразительное искусство
Средства обучения
Интерактивная доска, компьютер, карточки, видеоматериал
Ход урока
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Ожидаемые результаты
I.Организационный момент
II Актуализация ранее усвоенных знаний
Мозговой штурм
IІІ Закрепление
1Работа в группах словесное рисование
2Работа над лексическим значением тематических понятий слов
3Видео «Осколки доброты»
4 Игра «Продолжите фразу»
5 Самостоятельная работа
Лингвистический анализ текстов
ІV Подведение итогов урока
Рефлексия
Песня «Дорогою добра»
Задание составить
синквейн
Приветствие.
Создание психологического и эмоционального настроя на урок.
Определение проблемы. Знакомство с целью и задачами урока.
Добрый день, дорогие мои ребята и уважаемые гости! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня я хочу начать урок со стихотворения Сергея Острового
Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг.
Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других» Любите людей. « Я люблю свою жизнь потому что вы в ней, а вас потому что вы в жизни моей» Я желаю
успехов вам и себе
Тематическая направленность нашего урока-доброта
- Что же такое доброта? (ответы учащихся
Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «доброта»
К какой части речи относится слово доброта ? Дайте морфологическую характеристику слова . С каким разделом русского языка связана морфология ?
Ну, а о ней мы узнаем, побывав у моря.
Тренинг
-Закройте глаза и послушайте звуки моря
Откройте глаза ответьте
-как же называется наше море
(слышится шум прибоя) Его название состоит из этих букв СКТИСНАИС
У вас на столах бумажные кораблики На них написаны разные слова.
-Выберите кораблики ,которые поплывут по морю « Синтаксис»
Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о предложении с помощью разнообразных заданий
1Что такое предложение?
2.Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры.
3.Какие бывают предложения по интонации? Приведите примеры.
4.Что такое грамматическая основа предложения?
5 .Чем может быть выражено подлежащее?
6.Чем может быть выражено сказуемое?
7.Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?
8.Какие второстепенные члены предложения вы знаете? На какие вопросы они отвечают?
9. Какие члены предложения называются однородными ?
10. Какое предложение называется сложным ?
Звучит музыка «Профессионал»
Вы знаете о тематической направленности нашего урока
Ребята , выразите свое доброе отношение в своих рисунках
Задание 1 Составление рисунка, рассказа
Задаю вопросы студентам по составленным предложениям
-Какие предложения по цели высказывания вы использовали?
-Какими словами можно резюмировать то ,о чем мы с вами говорили
Альтруизм
Гуманизм
Добрый человек
-Объясните лексическое значение данных слов
Игра « Продолжите фразу»
- Добрый человек – это тот,
кто любит людей
готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
кто всегда доброжелателен к людям
кто думает не только о себе, но и о других.
- Давайте и мы с вами поищем положительные и отрицательные качества людей.
Задание 2 Работа над лексикой
Я прочитаю стихотворение, а вы разделите эти качества на две группы (
Назовите качества, которые вы выписали
Итак, вы на доске записали антонимы. А что называется антонимами? К какой части речи они относятся ?
Звучит музыка
Рассмотрите перечень личностных качеств. Выберите те, которые характеризуют человека, обладающего добрым характером. Дополните их. Пользуясь полученным результатом,. Кто из ваших знакомых соответствует составьте словесный портрет человека с добрым характером ему? Расскажите об этом человеке.
-сделать морфологический разбор имен существительных,имен прилагательных
-
-Прочитайте положительные качества
человека, запомним их, и будем следовать
Видео «Осколки доброты»
Задание 4 Конструирование
предложений
Составьте предложение и объясните постановку знаков препинания.
Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья
Задание 5 Самостоятельное чтение притчи и анализ.
Звучит музыка «Лунная соната»
Задание 5 Чтение высказываний и объяснение своего выбора
О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели.
Ребята ,сегодня мы очень много говорили о предложении (выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение словарного запаса).
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Звучит песня «Дорогою добра»
-кто желает идти с нами дорогую добра протяните руку
Письмо по кругу SMS
-что мне понравилось ?
-что не понравилось? В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
Приветствие учителя. Подготовка рабочего места.Восприятие целей и задач урока
Слушают учителя,анализируют,думают,размышляют
Дают морфологическую характеристику слова «Доброта»
Участвуют в обсуждении. Высказывают свою точку зрения. Записывают ассоциации к слову «доброта»
Выполняют задания на повторение пройденного материала. Используют возможности интерактивной доски.
Закрывают глаза, слушают звуки моря.
Находят название моря « Cинтаксис»
Выбирают корабли «Словосочетание», «Предложение», «Подлежащее», «Сказуемое», «Определение», «Допонение» и др
СИНТАКСИС
Cинтаксис придумали древние греки. Они составили его из двух частей "син" и "таксис". "Син" - обозначает русскую приставку "со", а "таксис" употребляли древнегреческие воины, что означало "строй", "порядок
Слушают звуки моря, выбирают кораблики соответствующие теме
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои выводы
-Предложение - это основная синтаксическая единица, в которой заключена мысль
- Повествовательные, восклицательные, побудительные и так далее.
Группа делает свою презентацию по картине. От каждой группы выступает лидер. По окончании выступления все загадывают желание
Произносят пожелания
Родным – уюта тепла
Животным-доброго отношения людей
Детям - счастливого детства
Бомжам - помни, что ты человек!
Отвечают на поставленные вопросы
- Повествовательные, восклицательные, вопросительные.
- такими словами как гуманный, добрый
Студенты дают лексическое обозначение данных слов
Альтруи
·зм нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву, ради общего блага.
Гуманизм признание ценности человека как личности, его права насвободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Составляют предложения о добром отношении к пожилым людям, животным
Слушают стихотворение и находят отрицательные и положительные качества
Жестокость- доброта
Мудрость- глупость
Отвага- трусость
Трудолюбие – лень
Отвечают на вопросы, дают определение антонимам и называют их.
Составляют словесный портрет человека с добрым характером из числа знакомых
Осуществляют синтаксический разбор предложений;
-морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного
Читают слова и составляют предложения в определенной последовательности
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное
Составляют словесный портрет человека с добрым характером ему. Рассказывают об этом человеке. Составляют морфологический разбор имен существительных, прилагательных
Определяют положительные качества человека
Просматривают видео, анализируют действия и поступки героев
Составляют предложение и объясняют постановку знаков препинания.
Читают притчи « Мудрец и ученик», « Ветер и солнце»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слушают музыку. Читают высказывания, объясняют свой выбор, составляют синквеин
Выступление групп.
Предложение
Односоставные, двусоставные
Выражает, подчеркивает, выделяет
Люблю разбирать предложения
Мысль
Слушают и анализируют
Пишут письмо по кругу SMS
-что мне понравилось?
-что не понравилось?
Урок
Хороший, интересный
Учит, желает, помогает
Будем делать только доброе, и идти дорогою добра
Жизнь
Готовность к уроку
Воспитание любви,уважения и толерантности к окружающим людям.
Понимание житейской мудрости, что счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других
Знает тематическую направленность урока, умеет точно давать морфологическую характеристику слова
-называет разделы русского языка
-умеет ориентироваться в заданных вопросах, и дают полный ответ о доброте.
-делит информацию на известную и неизвестную.
- умеет производить морфологический разбор, давать характеристику слова. Знает, что морфология связана с синтаксисом.
находит название моря.
- работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание данной темы;
- Знает понятие синтаксиса, обозначение данного понятия;
Знает лингвистические понятия, владеет теоретическим знаниями по определению предложения.
Воспитание нравственных качеств человека.
Пополнение словарного запаса
- умеет выполнять задания в группе развитие диалогической и монологической речи
-Умеет обобщать и систематизировать информацию о предложениях, видах предложений, членах предложений и составлять словесный портрет человека
-Совершенстввует культуру речи.
Знает плрядок морфологического разбора самостоятельных частей речи
- умеет составлять разные предложения по целям высказывания
-высказывает свою точку зрения на события .
-сформированы навыки устной и письменной коммуникации
умеет различать
отрицательные и положительные качества человека
дает определение антонимам и называют их.
Развитие диалогической и монологической речи
Воспитание нравственных качеств человека.
Умение составлять
портрет человека с добрым характером из числа знакомых,
синтаксический разбор предложения и морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного.
Воспитание доброты, милосердия
Умеет конструировать предложения.
Воспитание чувств благодарности.
Знает постановку знаков препинания при однородных членах
Определяет положительные качества человека
Производит лингвистический анализ текста.
Воспитание доброго отношения к людям.
Знает синтаксические особенности предложений
Составление синквейна.
Выделяет части речи, разбирает предложения по членам предложения, работает над синонимами, обогащает словарного запаса
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115